Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт организации инновационной игры по разработке городской программы поддержки и развития культуры




Попытаемся проследить на примере реально состоявшейся инновационной игры как реализуются возможности данной технологии, потенциал игротехнических средств, принципы социокультурного проектирования и т.д.

Описываемая игра была посвящена проблемам развития социокультурной сферы г.Полярные Зори. Игра проходила в 1996г. в течение четырех дней в пансионате, где на локальном пространстве было организовано игровое и внеигровое общение участников, их питание, проживание, досуг.

В игре приняли участие 32 человека, представившие практически все имеющиеся в городе слои, силы, структуры и т.д. Управление было представлено главой администрации города и зам. главы администрации, курирующим социальную сферу, зав. отделом культуры. Институциональный уровень – директором Городского дома культуры, директором музыкальной школы, директором клуба в подведомственном городской администрации поселке Африканда, директором музыкальной школы в этом же поселке, директорами четырех школ.

Уровень институциональный, но иной функциональной наполненности был представлен работниками клубных учреждений, кинофикации, социальных служб, органов здравоохранения, учителями школ.

Общественные структуры были представлены активистами местного историко-краеведческого объединения, профкомом Кольской АЭС.

Наконец, все участники являлись жителями города и могли отождествлять себя с объектом культурной политики – населением.

Структурно каждый игровой день строился по одной схеме: первая половина дня – дискуссия в режиме пленарного заседания по итогам работы в группах накануне, затем работа в командах над новыми заданиями, вечерняя дискуссия с элементами консультирования со стороны экспертов и руководителей игры, по завершении – получение заданий для вечерней работы в группах.

В предигровой период с помощью отдела культуры городской администрации была собрана всесторонняя информация, объективно характеризующая социально-культурную ситуацию в городе: заполнен социокультурный паспорт города, отражавший демографическую структуру, различные аспекты культурной жизни города, экономическое, кадровое, материально-техническое обеспечение культурной политики и т.д. Был проведен социологический опрос жителей города, опрошены также эксперты, осуществлен контент-анализ местной газеты за два года, обобщены аналитические справки различных отделов администрации города. Вся эта информация была обработана и в удобной форме доведена до участников для ее использования в ходе игры.

В режиме высокой интенсивности участники решали задачи, формулируемые руководителями игры: анализировали ситуацию в Полярных Зорях, вырабатывали варианты решения проблем, отбирали наиболее оптимальные, занимались проектированием, анализировали продуктивность своей деятельности и намечали способы ее оптимизации.

В ходе межгрупповых дискуссий участники отстаивали коллективно выработанные идеи и проекты, критиковали “продукцию” других команд, проводили оперативное оценивание и экспертизу проектов и т.д. Достаточно быстро они овладели принципами системного анализа, что повысило продуктивность практически всех аспектов их деятельности.

Важная особенность описываемой инновационной игры – ее репрезентационный характер. Речь идет о том, что в ходе игры ситуация не имитировалась, а полностью соответствовала той реальности, в которой участники игры действуют как выполняя профессиональные функции, так и выступая в роли жителей города.

Данная игра позволила разработать основные элементы программы поддержки и развития сферы культуры в г.Полярные Зори. наметил возможные сценарии развития процессов демократизации в Как показали последующие события, идеи, проекты и программы наработанные в игре, превратились в конкретные дела.

Важно отметить, что игра позволила не только выработать оптимальную программу развития социокультурной сферы города, но и способствовала повышению внимания администрации к проблемам культуры, усилила интерес населения и общественности к ним, способствовала развитию различных инициатив.

В процессуально-содержательном плане игра проходила по следующему сценарию.

В первый день состоялось открытие семинара, где руководитель игры объяснил задачи и правила, регламент работы.

Были проведены процедуры, обеспечивающие дальнейшее развитие игры: участники были разбиты на четыре группы, им было предоставлено время для определения названия своей команды, ее девиза, эмблемы, формулирования ожиданий от игры, пожеланий в адрес других команд, руководителей игры и т.д.

Далее была прочитана вводная лекция, в которой была дана характеристика социокультурной ситуации в стране и в Мурманской области, намечены задачи игры:

– выявить приоритетные направления развития сферы культуры, учитывающей как возможные интересы всех потребительских групп (органы власти, население, общественные организации, работники отрасли и т.д.), так и ограниченность материальных, технических и кадровых ресурсов;

– определить принципы и ресурсы перехода существующей системы культурно-досуговых учреждений на новый качественный уровень;

– наметить пути развития и модернизации существующей инфраструктуры культуры в соответствии с изменившейся социокультурной ситуацией;

– разработать механизмы регулирования развития сферы культуры, координации действий государственных органов, общественности, делового мира в рамках городской программы поддержки и развития культурной жизни.

Дальнейшая работа проходила в командах. Каждая команда получила в свое распоряжение перечень характерных для города проблем, выявленных в ходе опроса населения, контент-анализа прессы, опроса экспертов. Работа в командах была нацелена на ранжирование этих проблем их дополнение каждым участником, а затем – на выработку единого “командного” мнения об иерархии проблем, источниках их возникновения и т.д.

На пленарном заседании в этот день каждая команда предлагала свое видение комплекса проблем и ситуации в целом. Другие команды задавали вопросы, оценивали различные позиции, выступали в соответствии с указаниями руководителей игры то в роли группы поддержки, то – группы критики.

По результатам работы в командах и последующей дискуссии были проранжированы социально-культурные проблемы, характерные для Полярных Зорь. Значение данного этапа состояло не только в формировании информационной базы для последующего игрового проектирования, но и в том, что участники, получив и осмыслив объективную информацию о социокультурной ситуации в городе, поняли важность поддержки и развития сферы культуры города как одного из решающих факторов решения обозначенных выше проблем, прониклись важностью решаемых ими задач, получили дополнительные стимулы для продуктивной деятельности.

Следующее задание для работы в группах состояло в определении суммы факторов, которые не позволяют сфере культуры внести необходимый вклад в решение проблем города. Работа в группах и на пленарном заседании строилась по вышеприведенной схеме и в итоге участники пришли к согласованному мнению относительно “отраслевых” проблем сферы культуры, которые не позволяют учреждениям культуры функционировать в соответствии с их возможностями, целями и т.д.

Пройденные участниками этапы создали необходимые предпосылки для того, чтобы:

– представить наиболее актуальные проблемы совершенствования культурной жизни и сформулировать соответствующие задачи культурной политики;

– выделить те конкретные направления практической деятельности, которые позволят локализовать действие негативных факторов, сдерживающих развитие культурной жизни города.

Это и составило содержание следующего задания для работы в командах.

Здесь команды выполняли специфические задания по анализу группы факторов, определяющих приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры. Это осуществлялось на основе выполнения следующих процедур:

а) отнесение выявленных проблем к различным сферам социокультурной жизни (художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической) и определение их носителей (в качестве которых выступают различные категории и группы населения г.Полярные Зори);

б) анализ факторов, определяющих историко-культурную самобытность города;

в) характеристика материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

На основании этой информации каждая команда сформулировала свое видение приоритетов развития культуры в Полярных Зорях.

Далее, в процессе межгрупповой дискуссии эти позиции были подвергнуты всестороннему обсуждению и в итоге участники игры пришли к согласованному мнению о приоритетах поддержки и развития сферы культуры, включающих: сохранение и использование культурно-исторического наследия; развитие художественной жизни города, поддержка традиционного народного творчества; развитие детского творчества, поддержка молодых дарований; совершенствование организации культурно-досуговой деятельности и развлечений; благоустройство города, эстетическое развитие городской среды; развитие туристско-экскурсионного дела; развитие межрегиональных, межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере культуры.

Во второй день основное внимание было уделено конкретизации указанных выше приоритетов культурной политики в форме проектов и целевых программ. После краткой лекции руководителя игры, где были освещены основные требования к программам (соответствие приоритету, нацеленность на решение определенной проблемы, на ее носителя, соответствие имеющимся ресурсам и т.д.) началась работа в командах, которая также была построена в два этапа. Сначала каждый участник игры на специальном бланке формулировал свой проект. Затем этот проект оценивался участниками всех остальных команд путем проставления баллов в одной из граф:

– проект заслуживает первоочередного финансирования;

– проект может быть профинансирован при наличии внебюджетных средств;

– проект в данный момент финансировать нецелесообразно;

– проект финансировать не следует.

Сумма баллов, набранных участником выступала критерием качества проекта. Эта процедура одновременно решала задачу дополнительного позиционирования участников. Они из разработчиков превращались в инвесторов и уже иными глазами смотрели на проекты. По итогам групповой оценки каждый участник дорабатывал свой проект.

В итоге этой процедуры на пленарном заседании каждая команда докладывала свои проекты, занявшие лидирующие места. При этом в режиме прямого диалога задавались вопросы, давались критические оценки проектам, высказывались пожелания по доработке.

В третий день каждая команда, выбрав приоритет, над которым она будет продолжать работать, и получив соответствующие проектные замыслы по данному приоритету от других команд, начинала работать по его наполнению конкретными проектами. По сути, второй день, его завершающая часть, представляли собой аукцион идей, где материал, наработанный каждой командой, становился общим достоянием.

На вечернем пленарном заседании каждая команда докладывала результаты своей работы. Другие команды выступали в ролях “радикалов”, “консерваторов”, “прагматиков” и т.д. Это позволяло взглянуть на предлагаемые проекты с различных позиций, увидеть их с неожиданной стороны, обнаружить очевидные слабости, выявить в них самое оригинальное.

В частности, команда “Дело”, разрабатывавшая приоритет “Сохранение и использование культурно-исторического наследия”, сформулировала следующие задачи культурной политики в рамках приоритета: воспитание чувства гордости за свой город путем выявления и оформления историко-культурного своеобразия, включения в этот процесс различных групп населения; воспитание любви и уважения к истории города, его традициям; поддержка общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности; привлечение жителей г.Полярные Зори к пропаганде исторического наследия среди гостей города.

Командой были предложены конкретные проекты, наиболее типичная из которых – «Истоки» – наглядно характеризует степень осмысления выявленный ранее проблем и стремление команды решить их проектными средствами: Задачи программы в сфере сохранения и использования культурно-исторического наследия были сформулированы следующим образом: изучение истории города, выявление и оформление его историко-культурного своеобразия; включение в этот процесс различных групп населения; воспитание у детей и подростков чувства гордости за свой город, любви и уважения к его истории, традициям; привлечение жителей г.Полярные Зори к пропаганде исторического наследия среди гостей города; поддержка общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности.

Одновременно были намечены мероприятия в рамках проекта: организация на базе школ краеведческих объединений и клубов по изучению истории города и области, местных традиций, обычаев, обрядов; организация на базе клуба-музея курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников («Юный экскурсовод»), в перспективе – создание детского экскурсбюро; проведение детских конкурсных программ «Знай своих предков» (создание школьниками родословной своей семьи); проведение конкурса рефератов учащихся школ; подготовка и проведение краеведческих конференций, олимпиад; подготовка и издание городского месяцеслова; проведение на базе МКЦ серии тематических мероприятий “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов северной кухни, старинных обрядов, ремесел); проведение Дня славянской культуры и письменности; подготовка и проведение Дня музеев; организация издательско-рекламной деятельности (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях).

Данный проект вызвал одобрение большинства участников игры, т.к. он был тесно связан с тем, что уже осуществляется в городе и предусматривал продолжение работы в рамках этих направлений: организацию постоянно действующих книжных выставок краеведческой направленности (“Страничка краеведа”, “Солнце ездит на оленях”, “Уголок аборигена”, “У кромки континента”); серии персональных выставок (“Этнограф края летучего камня”, “Календарь памятных дат”, “Судьба и талант”, “День саамского слова”, “Северная палитра”, “Славен город людьми в нем живущими”); проведение серии вечеров-портретов с интересными людьми – ветеранами-строителями КАЭС и города, носителями уникальных технологий, традиций, хобби и др., общегородской недели библиотеки “Да не прервется наша память”.

Наряду с «Истоками» в рамках разрабатываемого командой приоритета был предложен проект “Историко-краеведческий музей”. Его актуальность была обусловлена объективными возможностями музея как научно-просветительного и культурно-воспитательного учреждения, образовательного и духовного центра; социальными функциями музея как института аккумуляции и трансляции исторических знаний и духовного опыта, носителя исторической памяти и восстановления исторической справедливости; специфической ролью музея в условиях малого и молодого города как показателя городского культурного статуса, синтезирующего различные компоненты культурной жизни: искусство, просвещение, историю, как средства выявления и оформления историко-культурной уникальности города.

Наряду с проработкой общей идеи, были намечены конкретные мероприятия по реализации проекта, которые составили своеобразную программу дальнейших действий: разработка концепции музея; подготовка учредительной документации: устава, учредительного договора, др. нормативных документов; исследовательская работа и комплектование музейных фондов; приобретение музейного оборудования, предметов музейного значения[100].

Команда “Гармония” работавшая над приоритетом “Развитие художественной жизни города, поддержка традиционного народного творчества”, сформулировала задачи, решаемые в рамках данного приоритета и вышла на идеи следующих проектов: “Муниципальный оркестр народных инструментов”, “Праздничный календарь Полярных Зорь”

Актуальность последнего проекта, как было подчеркнуто участниками дискуссии в процессе его обсуждения, предопределяется необходимостью формирования системы культурных акций и мероприятий общегородского характера, которые: во-первых, в своей совокупности отразили бы и подчеркнули уникальность и своеобразие Полярных Зорь и стали бы визитной карточкой города в регионе и в более широких пределах; во-вторых, содействовали интеграции различных групп населения (возрастных, профессиональных социальных), способствовали бы установлению доверительных отношений между населением и органами власти; в-третьих, скоординировали усилия различных ведомств и учреждений, инициативных групп, общественности в оптимизации культурной жизни города.

Логика разработчиков проекта строилась на том, что мероприятия, составляющие структуру праздничного календаря города, должны опираться на событийную основу различных уровней: события мирового, международного масштаба: (1 мая, 8 Марта, Новый Год, Международный день защиты детей, Международный день молодежи, День пожилых людей и т.п.); события Российского масштаба (День Конституции, День знаний, День космонавтики и др.); события областного масштаба; события городского уровня (День основания города, праздники национальных культур, различные традиционные культурные акции и др.); события, касающиеся отдельных профессиональных групп (День энергетика, День строителя, профессиональные военные праздники и т.п.); события индивидуальной биографии, значимые для жизни города (Бал выпускников, проводы в Армию, Посвящение в профессию и т.д.).

В четвертый день команды разрабатывали программы реализации своих проектов. В ходе пленарного обсуждения этих документов детально обсуждались трудности воплощения в жизнь проектов, возможные варианты действий в зависимости от изменения экономической, политической, культурной ситуации в городе и области.

Каждый участник игры составил индивидуальный план действий, затем эти планы были оценены другими участниками в балльной системе по критериям соответствия должности участника игры, его реальным возможностям, степени влияния игрового опыта на последующие действия и т.д. Далее, будучи обсуждены в команде, эти планы были доложены всем присутствующим и впоследствии рассматривались как система личных обязательств работников по совершенствованию культурной жизни Полярных Зорь.

В этот же день подводились итоги работы. Участники дали оценку эффективности игры путем сопоставления своих ожиданий от нее и реальных итогов, были намечены также пути и сроки доработки проектов и формирования на их основе комплексной межотраслевой программы поддержки и развития культуры Полярных Зорь.

Преимущества игровых технологий социокультурного проектирования, о которых говорилось выше, были в полной мере проявлены в ходе описываемой игры. В частности, усилилось внимание населения к проблемам развития культуры, поскольку о игре подробно информировала жителей города студия кабельного телевидения и городская газета. Увеличился инновационный потенциал участников игры. Вернувшись на свои рабочие места, участники ощутили прилив творческих сил, проявили стремление к ломке сложившихся стереотипов, преодолению узких рамок отраслевого подхода к культуре.

 


Тематика практических заданий:

Первое задание: Разработка приемов организации игрового взаимодействия участников инновационной игры: игровые методики формирования команд и знакомства участников, приемы “погружения” в игровую ситуацию и активизации внутрикомандного и межкомандного взаимодействия (индивидуальные и групповые роли, способы информационной и оценочной коммуникации – вопросы, реплики и т.д.,), способы определения лидеров и выявления степени продуктивности совместной деятельности участников, методы активизации инновационного потенциала личности (распредмечивание, проблематизация и самоопределение участников игры).

Второе задание: разработка сценария практического занятия в форме деловой игры по экспертизе целевых проектов, выносимых на экзамен другими студентами.

Третье задание: проведение в группе деловой игры, включающей защиту, дискуссию и экспертизу индивидуальных проектов, разработанных студентами.


ГЛАВА 6. СТРАТЕГИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ

 

Основные дидактические единицы: Источники финансирования социально-культурных программ. Условия получения средств, необходимых для реализации проекта. Требования к программе в случае конкурсного финансирования (критерии оценки). Условия и механизмы бюджетного финансирования. Структура заявки на участие в федеральных программах. Условия получения средств из внебюджетных источников. Фонды как источник финансирования. Структура и технология оформления заявки на получение гранта. Условия получения средств от коммерческих структур (стратегия и тактика взаимодействия со спонсорами). Коммерческая деятельность учреждения как дополнительный источник финансирования программ (стратегия, технология, направления).

6.1. УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ (ИЗ БЮДЖЕТНЫХ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

Возможными источниками финансирования социокультурных проектов и программ являются:

1. Государственный бюджет (как федеральный, так и местный). Как правило, бюджетное финансирование культурных программ осуществляется на основе социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных разделов программы.

2. Фонды – некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни – организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.

3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).

4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты).

5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования граждан).

Для получения финансовых средств (или гранта) субъект, участвующий в конкурсе программ, должен соответствовать определенным требованиям.

Первым условием является некоммерческий характер деятельности той организации, которая просит деньги (т.е. подает заявку на финансирование своего проекта).

Если с заявкой обращается общественная организация, то некоммерческий характер ее деятельности должен быть зафиксирован в уставе. Признаки некоммерческой организации (объединения, клуба) следующие:

1. Организация не преследует цели извлечения прибыли (т.е. не имеет права расходовать средства, получаемые под программу, на заработную плату и в личных целях).

2. Организация имеет общественно значимые цели. Общественная значимость целей и задач организации определяется, как правило, актуальностью и радиусом решаемых проблем.

3. Приоритеты деятельности организации, определяемые ее уставом, находятся в сфере культуры и носят гуманистический характер.

4. Организация имеет коллективное учредительство и руководство (совет, правление, которое определяет содержание деятельности организации, зарплату штатных работников, отвечает за общественное доверие и т.д.).

5. Финансовая деятельность организации контролируется общественностью.

Второе условие получения средств (как из бюджетных, так и внебюджетных источников) – наличие программы и заявки, оформленной в соответствии с определенными требованиями, а именно: требованиями той организации (фонда, коммерческой структуры, государственного органа, осуществляющего финансирование программы), которая выделяет деньги (они могут содержаться в условиях конкурса программ, в уставе организации, выделяющей средства); а также специальными требованиями к оформлению заявки на получение средств, необходимых для реализации соответствующей программы.

Наиболее общими требованиями к программе являются:[101]

1. Соответствие программы тематике конкурса, приоритетным направлениям, разрабатываемым организацией, объявляющей конкурс программ;

2. Соответствие программы миссии той организации, в которую подается заявка;

3. Актуальность проблем, решаемых в рамках программы: как с позиции общества, так и с позиции той организации, которая выделяет средства;

4.Общественная значимость целей и задач, определяемая культурным контекстом и радиусом проблемы;

5. Соответствие содержания программы интересам и проблемам потенциальных и реальных участников, т.е. реальной проблематике той социальной группы, которой адресована программа;

6. Реалистичность программы (ее обеспеченность в финансовом, кадровом, материально-техническом отношении;

7. Полнота представленных разделов (в заявке);

8. Соответствие содержания – и формы реализации программы;

9. Согласованность проблемного, целевого и содержательного блоков программы.

Соотношение программы и заявки графически можно изобразить следующим образом:

 

Программа   Заявка
     
Сущность того, что собираешься сделать   “Упаковка” идеи, ее продвижение, обеспечение спроса на нее

 

Оформление заявки на получение средств под программу – это разновидность технологии маркетинга, суть которого, как известно, заключается в прогнозировании, расширении и удовлетворении спроса на товары, идеи, услуги посредством их разработки, продвижения (упаковки) и реализации.

 

Схема отношений: “спонсор – программа – заявка”

 
 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.