КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Предпринимательская деятельность и менеджмент
Организация - это систематизированное объединение группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных целей. Т.о. основными составляющими любой организации являются люди, цели и управление. Организации классифицируют по критерию формализации, формам собственности, отношению к прибыли, размерам, видам деятельности, организационно-правовым формам. Организации можно представить как часть более крупной системы, встроенной во внешнее окружение. На входе организация получает из внешнего окружения ресурсы, а на выходе отдает продукт или услугу. Сама организация преобразует заданный «вход» в заданный "выход» в процессе своей жизнедеятельности. Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием таких переменных, как: § структура предприятия - состав и соотношение входящих в нее подразделений. § культура - это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения § ресурсы – материальные, финансовые, человеческие, временные. § цели - описание будущего состояния объекта управления (организации) Внешнее окружение организации определяется общим (макро) окружением, формируемым под влиянием политических, правовых, социально-культурных, экономических, технико-информационных, национальных, природных, международных процессов, и непосредственным деловым окружением, которое создают потребители, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, административные органы и т.д. Внутреннее и внешнее окружение функционируют в общей открытой системе связей и взаимодействий. Менеджеры и организация. Труд менеджеров Менеджеры - это ключевые члены организации, которые выступают в качестве руководителей, осуществляют информационную роль и принимают решения по управлению.
Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров. Структурное разделение их труда предполагает разделение по вертикали с выделением низшего, среднего и высшего уровней управления, а также по горизонтали с учетом функциональных сфер деятельности. Руководитель
Высший уровень
Средний уровень
Низший уровень
Маркетинг Персонал Производство Финансы Рис. 3. Пирамида управления Деятельность менеджера и окружающая среда организации Выделяют пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста организации. Менеджер, во-первых, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Он решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей. Он делает их эффективными, сообщая их другим людям, чья работа нужна, чтобы их достичь. Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей. Он разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности - на управляемые трудовые задачи. Он группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления этими совокупностями и для задач, которые нужно выполнить. В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. Он делает это с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое "качество трудовой жизни", вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.
Четвертый элемент в работе менеджера - измерение. Он устанавливает единицы измерения - мало есть факторов, столь важных для успеха организации. Он добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей организации и, в то же время на работе данного индивида, и помогали ему ее выполнять. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам. Наконец, в-пятых, он способствует росту людей, включая себя самого. Упомянутые качества трудовой жизни в одной из возможных интерпретаций представляют собой как раз совокупность условий, способствующих росту членов организации. Все эти операции могут быть разделены на категории работ, каждая из которых требует специфических качеств и квалификации. Понятие цели и миссии организации Цель представляет собой описание будущего состояния объекта управления (организации), является изначальным элементом системы управления и сознательной деятельности человека, характеризует в его мышлении результат деятельности. К результату приводят не сами цели, а процесс их достижения с помощью определенных средств. Средством достижения долгосрочных целей является стратегия, а краткосрочных (т.е. задач) - политика. Задачи являются этапами, из которых складываются долгосрочные цели. Общую цель организации называют миссией. На основе миссии формулируются долгосрочные цели. Миссия - это качественное краткое и ясное определение бизнеса организации, показывающее отличие организации от других и отражающее целевые ориентиры, сферу деятельности, философию и способы осуществления деятельности. Она создает фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент). Цели классифицируют по периоду установления, содержанию, приоритетности, измеримости, повторяемости, стадии жизненного цикла, отношению к структурам организации.
В качестве удобного комплексного, системного подхода к определению целей используют построение целевой модели в виде графа - дерева целей. Установление целей В зависимости от количественного охвата и направленности различают индивидуальные и организационные цели. Индивидуальные цели строятся на неудовлетворенных потребностяхчеловека, а организационные являются общими целями для всех членов организации. Организационные цели выполняют ряд практических функций: регулируют поведение людей, оправдывают существование и законность организации, заставляют людей брать на себя соответствующие обязательства и др. К формулированию целей предъявляются определенные требования. Они должны быть понятны, реалистичны, иметь количественное оформление и сроки исполнения, связаны с системой вознаграждения, должны мотивировать действия исполнителя. Установление целей заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание на желаемых результатах и выработать критерии, позволяющие судить, важно ли то, что мы делаем. Установление индивидуальных и групповых целей включает составление и обсуждение описания работ, целей и планов, утверждение последних. Установление организационных целей - это процесс переговоров между подразделениями организации, согласования по горизонтали и вертикали. Управление по целям (результатам) Процесс у правления по целям включает ряд этапов: - определение обязанностей и полномочий руководителей всех уровней; - разработка и согласование целей и задач в рамках установленных обязанностей; - составление планов достижения целей; - осуществление контроля и оценки работы с последующей корректировкой заданий по каналам обратной связи. Управление по целям - это непрерывный процесс увязки контроля и действий с планированием по достижению целей. Метод управления по целям позволяет повысить эффективность работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации в целом.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |