Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Компоненты управления трудовыми ресурсами




Компоненты управления трудовыми ресурсами

50. Типы кадровой политики

51. Этапы по проектированию кадровой политики

52. Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом и закрытом типах кадровой политики

53. Техника личной работы руководителя

54. Формы власти и способы ее реализации; сильные и слабые стороны различных форм власти

55. Природа лидерства, характерные черты и типы лидеров

56. Планирование карьеры в организации

57. Фазы развития профессионала в организации

58. Руководитель и его роли в организации

59. Управленческий труд: сущность и содержание

60. Планирование работы менеджера, затраты и потери рабочего времени
Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экономических специальностей вузов. — М.: Высшая школа, 2003. —224с.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 501 с.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2001. —702с.

4. Стратегический менеджмент / Под редакцией Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2005. – 496с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)

 

Дополнительная

1. Годин В.В., Корнев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник. – М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. – 240 с.

2. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 256 с.

3. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 336 с.

4. Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Практическое руководство / Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 222 с.

5. Смирнов Э.А. Основы теории организаций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 375 с.

6. Уколов В.Ф. Теория управления: Учеб. для вузов / В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков. – 2-е изд., доп. – М.: Экономика, 2004. – 656 с.

7. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 669 с.

8. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 512 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 447 с.

10. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: / Учебно-практическое пособие. – М.: Бизнес – школа «Интел-Синтез», 2002. – 336 с.

 


Авторитарный стиль руководства - (фр. autoriaire-властный, лат. Auctoritas-власть, влияние) - стиль управленческой деятельности, основывающийся на авторитете руководителя. А.с.р. имеет опасность перерастания в командно-административный.

Авторитет – общепризнанное значение, влияние, общее уважение. Различают А. официальный (определяемый занимаемой должностью) и реальный (фактическое влияние, доверие и уважение).

Аттестация кадров – процедура определения квалификации, деловых знаний, практических навыков, деловых качеств работника и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности.

Бюрократизм – система управления, осуществляемая через посредство специфического аппарата, состоящего по преимуществу из чиновников, наделенных властью и привилегиями.

Власть руководителя – концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных принуждающего потенциала, который несут в себе предоставленные ему правовые полномочия.

Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе взаимодействия с ним.

Внешнее вознаграждение – предметы или состояния, представляющие ценность для человека, приданные ему извне и побуждающие его к определенным действиям.

Внутреннее вознаграждение – состояния, представляющие ценность для человека, привносимые самим человеком в результате каких-либо действий. В.в. является чувство удовлетворенности каким-либо действием, чувство самоуважения. Наряду с внешним вознаграждением, также может служить побудителем к определенным действиям.

Внутренний менеджмент (интраменеджмент) – 1) тип управления, отличающийся приоритетами внутренних проблем над внешними, 2) функция управления, выполняемая чаще всего заместителем первого лица и предназначенная для разгрузки его от текущих дел для осуществления стратегического управления или инфраменеджмента.

Воздействие управляющее – сознательное влияние на деятельность человека или коллектива работников, несущее в себе целевую установку, импульс трудовой активности и согласованности совместной работы.

Вознаграждение труда – сложившаяся или только складывающаяся в организации система достойной оценки труда каждого работника и персонала в целом, включающая как материальные (денежные, натурально-вещественные) формы оплаты за определенное количество и качество труда, так и виды морального поощрения, общественного признания трудового вклада.

Высвобождение персонала – вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников.

Делегирование полномочий и ответственности – передача части прав и обязанностей из сферы деятельности руководителя подчиненному, который принимает на себя ответственность за них. Руководитель, сохраняя за собой решение стратегических задач, общее управление и контроль, передает решение менее значительных проблем и сопряженную с ними ответственность сотрудникам, обладающим соответствующими знаниями, практическим опытом и заинтересованностью принять участие в управленческой деятельности.

Деловая оценка персонала – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

Демократический стиль руководства – признание, учет и использование власти коллектива. Децентрализованное управление, построенное на учете человеческого фактора, стремящееся использовать методы мотивации доверием, участием, самостоятельностью, поощрения инициативы и активности, методы убеждения.

Единоначалие – единоличное управление, единовластие. Этоважнейшее условие правильной организации управления, предполагает разработку и принятие руководителем соответствующего решения без согласования и обсуждения его в коллективе или с отдельными лицами. Характер и содержание единоличных решений определяется уровнем централизации управления.

Звенья системы управления – обособленная единица системы управления. Звенья выделяются по специфике функций управления, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, возможностям территориального размещения.

Интересы человека – стремления к достижению чего-либо, к удовлетворению потребностей. Интересы человека разнообразны. Существуют материальные интересы и духовные; по видам отношений человека в обществе и отдельной группе можно выделить интересы экономические, социальные, социально-психологические, организационные.

Информация – совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений.

Информационное обеспечение управления – совокупность информационных ресурсов, средств, методов и технологий, способствующая эффективному проведению всего процесса управления, в том числе разработке и реализации управленческих решений.

Информационный потенциал менеджмента – информационные ресурсы и возможности их использования. Характеризуется полнотой и ценностью информации, достоверностью, формой представления, объемом, своевременностью поступления, структурой информации, возможностью (условиями) использования информации при разработке управленческих решений.

Искусство управления – комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления.

Использование персонала – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации творческого и физического трудового потенциала работников.

Кадры – основной (штатный) состав квалифицированных работников организаций, государственных учреждений, профессиональных, общественных и иных организаций. Характеристика К.: их численность, состав, структура (профессиональная, квалификационная, должностная, половозрастная).

Кадровая политика – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание ответственного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.

Качество трудовой жизни – степень удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации.

Классификация целей – способ, позволяющий конкретизировать цель, раскрыть ее содержание, выбрать наилучшие формы, механизмы и методы ее реализации.

Коммуникабельность – способность человека к совместной работе, продуктивному общению.

Коммуникативная структура управления – совокупность каналов, по которым осуществляются коммуникации в организации.

Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

Коммуникационные роли – способы распоряжения поступающей информацией. Различают следующие роли: «Сторож» – индивид, контролирующий потоки сообщений в организациях; «Связной» – индивид, связывающий на межличностной основе две или более груп­пы в системе; «Лидер мнений» – индивид, к суждениям которого прислушиваются сослуживцы; «Космополит» – индивид, который чаще других контактирует с внешней средой.

Культура организации – свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей данной организации, разделяемых большинством работников.

Культура управления – комплексная обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности.

Либеральный стиль руководства – минимальное участие руководителя в принятии управленческих решений и деятельности организации вообще.

Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Применительно к организации — это тип управленческого взаимодействия (между лидером и последователями), основанный на наиболее рациональном для конкретной ситуации сочетании источников власти для достижения поставленной цели.

Линейный руководитель – должностное лицо, непосредственно руководящее прямыми исполнителями какого либо вида деятельности (напр., директор, начальник цеха, мастер, бригадир).

Массовая коммуникация – процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории.

Материальное стимулирование – совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.

Менеджмент – это комплекс ключевых положений, отражающих содержание и специфику одной из типологических моделей управления, отражающей условия рыночной экономики.

Менеджмент практический – вид менеджмента, ориентированного главным образом на достижение непосредственного практического результата деятельности.

Менеджмент производственный – тип менеджмента, основные черты которого определяются особенностью объекта управления – производством, в отличие, например, от соци­ального менеджмента (управление социальными процессами) или управления культурой, спортом, здравоохранением, образованием и пр.

Менеджмент стратегический – разновидность менеджмента, главной особенностью, которого является дальновидность, целеустремленность, перспективность, работа по стратегической программе.

Методы управления персоналом - совокупность способов воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий акт подлежит обязательному исполнению. Экономические методы основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников, на использовании экономического механизма управления. Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, соц. потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Механизм управления (менеджмента) – совокупность средств воздействия на деятельность людей. К средствам относятся интересы, ценности, мотивы, установки, опасения, приоритеты, стимулы. Средства управления формируются условиями жизнедеятельности и проектируются в процессах установления отношений управления. Использование механизма управления проявляется в учете и способствовании развитию тех качеств человека, которые определяют успех и эффективность его деятельности.

Миссия организации – это набор концептуальных положений, в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация, своеобразная философская, социальная установка организации, ведущее направление ее деятельности.

Моральное стимулирование – разновидность нематериального стимулирования, регулирующего поведение работника на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания работника и способствующее повышению его престижа.

Мотив – внутренняя сила, побуждающая человека к осуществлению определенных действий.

Мотивация – использование действующих и формирование необходимых мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.

Научная организация труда (НОТ) – организация труда на основе современных достижений науки и передового опыта, систематически внедряемых в трудовую деятельность, и позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в процессе труда.

Нематериальное стимулирование – стимулирование, включающее моральное стимулирование, стимулирование свободным временем и организационное стимулирование.

Организационное поведение - совокупность действий и поступков индивида, которые определяются его положением в организации (объем и масштаб полномочий, функций, лидерство, роли, мотивация, удовлетворенность работой и пр.).

Организационное стимулирование – стимулирование, регулирующее поведение работника на основе изменения чувства его удовлетворенности работой в организации, предполагает наличие творческих элементов в его труде, возможность участия в управлении, продвижения по службе, творческие командировки.

Организация (фр. organisation — сообщаю стройный вид, устраиваю) - 1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее автономных частей целого, обусловленное его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель, действующих на основе определенных правил и процедур.

Основные функции управления – виды деятельности, отражающие в своей совокупности содержание и реальность воздействия на объект управления. К ним относятся: предвидение и планирование, организация, контроль, координация и регулирование, активизация и мотивирование, исследование.

Отбор персонала – в кадровой работе чаще всего под этим выражением понимается часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на данную должность.

Персонал (лат. personalis — личный) — личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками. Существенным признаком П. является наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем. Еще один важный признак — обладание определенными качественными характеристиками. Обладание работником теми или иными качественными характеристиками определяет структуру П. организации по категориям: руководители, специалисты, другие служащие, рабочие.

Персонал управления – совокупность работников организации, объединенных в специализированные службы, подразделения и занятых преимущественно различными видами умственной деятельности.

Персональный менеджмент – область знаний, изучающая организацию личного труда работника, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, применении технических средств.

Подчинение – зависимость деятельности человека от управленческого решения, принимаемого менеджером.

Полномочия – 1) право на принятие управленческих решений, закрепленное организационным положением; 2) реализация власти в действиях менеджера.

Проектирование систем управления – разработка модели системы управления по показателям ее эффективного функционирования.

Процедуры управления – совокупность операций процесса управления, сгруппированных по принципам обязательной последовательности, общего предмета, необходимого взаимодействия, относительной законченности и одинакового назначения.

Процесс управления (менеджмента) – последовательность и комбинация действий (операций и процедур), из которых складывается управляющее воздействие. Процесс управления характеризуют четыре этапа, по которым распределяются его операции – целеполагание, определение и оценка ситуации, поиск и установление проблемы, разработка и ре­ализация управленческого решения (разрешение проблемы). В осуществлении процесса управления большое значение имеет наличие, ценность, объем информации и возможности ее своевременного поступления и обработки.

Развитие персонала - совокупность организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом организации в области обучения персонала, его переподготовки и повышения квалификации. Эти мероприятия охватывают вопросы профессиональной адаптации, оценки кандидатов на вакантную должность, текущей периодической оценки кадров, планирования деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения кадров, работы с кадровым резервом.

Разделение управленческой деятельности – объективный процесс возникновения в управлении разных видов деятельности, которые выполняются различными работниками и из которых складывается воздействие управляющей системы на управляемую (субъекта на объект управления).

Результат управления – это реализация целей промежуточного характера, достижение этапа движения к цели, материальное воплощение задуманного и спланированного.

Решение управленческое – 1) акт деятельности менеджера или управляющей системы, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие социально-экономической системы; 2) заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой активности, целенаправленности и согласованности совместных действий людей.

Риск – принятие решений, вероятность успеха которых недостаточно высока.

Свойства информации. Информация обладает определенными свойствами: накопление, движение, сохранение при использовании, стоимость, измерение, коммуникативность, разнообразие форм.

Система управления – 1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей, 2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Стиль руководства – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решений типовых задач и выработки управленческих решений с учетом особенностей взаимодействия должностных лиц, подчиненных данному руководителю.

Стимул – фактор воздействия, который менеджер использует для достижения поставленных целей и получения результатов.

Стимулирование – создание атмосферы, условий и возможностей заинтересованности человека в достижении определенного качества своей деятельности. Стимулирование – это использование интересов в управлении, формировании системы интересов.

Субъект управления – звено или часть системы управления, являющиеся источником воз действия на объект управления.

Теория управления – 1) комплекс теоретических положений, обобщенных до определенного уровня абстракции, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; 2) совокупность категорий, раскрывающих сущность, со­ держание и специфику управления.

Технология управления – последовательность и комбинация операций, выбираемые менеджером по критериям эффективности воздействия на объект управления.

Управление – целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Управление персоналом организации - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

Управленческий труд – 1) сознательная деятельность человека по целенаправленному согласованию совместной деятельности других людей; 2) комплекс реализуемых усилий, необходимых для согласования деятельности человека.

Управляемость – 1) реакция управляемой системы на воздействие управляющей системы; 2) характер и мера восприятия коллективом управленческих решений, принимаемых менеджером.

Функционально разделение труда – расчленение труда в зависимости от характера участия исполнителей в процессе производства, от выполняемых при этом функций. При этом различают рабочих, руководителей, специалистов и пр. служащих.

Функциональные связи управления – связи функциональных подразделений организации в процессе деятельности. Различают горизонтальные или вертикальные связи. Горизонтальные связи осуществляются между подразделениями, находящимися на одном уровне управления. Вертикальные связи складываются между звеньями различных ступеней управления.

Функциональный руководитель – должностное лицо, несущее ответственность за выполнение группы однородных функций по управлению каким-либо видом деятельности (напр., начальник отдела сбыта, начальник планово-экономического бюро).

Целеполагание – этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей.

Целевой тип процесса управления – это отражение особого влияния цели на все этапы управления. Они становятся привязанными к цели, исходят главным образом и непосредственно из цели.

Ценность информации характеризуется снижением уровня затрат ресурсов (материалов, времени, денег) на принятие правильного решения.

Эмпатия – это внимание к чувствам других людей и искренняя заинтересованность увидеть ситуацию, поднимаемые вопросы с точки зрения другого человека.

Эффективностьуправления – сопоставимость результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.