Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды




Лицензирование недропользования

Экологический аудит

Службы контроля в сфере природопользования

Государствеенная экологическая экспертиза

Государственный институциональный механизм управления природопользованием

Права собственности и рента

Правовые основы природопользования

Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды

 

Обычно, когда говорят о механизмах реализации экологической политики, выделяют три подхода:

18) прямое регулирование, связанное с воздействием госу­дарства — нормативно-правовые, административно ­контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.;

19) экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

20) смешанные механизмы, сочетающие первые два под­хода.

В мире в области охраны окружающей среды наиболее ши­роко распространено прямое регулирование, базирующееся на законодательстве.

Важным качеством рынка является его способность обе­спечить наилучшее использование различных ресурсов бла­годаря ценовым сигналам об их эффективности. Деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов, чрез­мерное загрязнение свидетельствуют о сбоях в рыночном механизме. Цены, складывающиеся на «природных» рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности при­родных благ и услуг, не отражают реальные общественные издержки и выгоды использования экологических ресурсов. В результате складывается неадекватная оценка дефицитно­сти ресурсов, величин спроса и предложения, что дает зани­женные стимулы для эффективного использования природ­ных ресурсов и охраны окружающей среды.

Можно выделить следующие основные причины провалов рынка в экологической сфере:

* экстерналии (внешние эффекты);

* отсутствие или занижение цен на природные блага и не­развитость их рынков;

* общественные блага;

* транзакционные издержки;

* права собственности;

* неопределенность (асимметричность информации) и недальновидность.

Проблема провалов рынка связана с таким критически важным в экономической теории и на практике явлением, как экстерналии. Одно из достоинств конкурентной рыночной системы заключается в том, что она обеспечивает эффектив­ное распределение ресурсов. Иными словами, «правильный*! или оптимальный объем ресурсов распределяется на произ­водство каждого из множества товаров и услуг. Отсюда равно­весный объем продукции на конкурентном рынке отождест­вляется также с оптимальным объемом продукции. Между тем вывод о том, что конкурентные рынки автоматически делают распределение эффективным, основывается на скрытом допущении, что все выгоды и издержки, связанные с про­изводством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение, соответственно, в кривых рыночного спроса и предложения. Иначе говоря, принимается допущение, что не существует экстерналий, связанных с производством или потреблением любого товара или услуги. В отсутствие внешних эффектов рыночный механизм способен приводить к распределениям, оптимальным по Парето. При наличии экстерналий рынок не обязательно приводит к такому опти­мальному распределению ресурсов, и распределение часто бывает неэффективным.

Для различного рода соглашений, сделок в рыночной сфере необходимы расходы, связанные с получением информа­ции, ведением многосторонних переговоров, обеспечением соблюдения договоров и т.д., т.е. расходов, которые входят в транзакционные издержки. В области охраны окружающей среды такие издержки могут быть достаточно велики по отношению к ожидаемым выгодам, и тогда достижение действенного соглашения маловероятно, а деградация природы продолжится.

Существенными проблемами для рынка являются неопределенность и недальновидность. Неопределенность во многом порождается недостатком знаний о законах функционирования экологических систем, что приводит к игнорированию сложно прогнозируемых и отдаленных последствий в рыночных решениях. Проблемой является и «близорукость» рынка, его ориентация на получение быстрых результатов, прибыли при недоучете долгосрочных ущербов и выгод.

Провалы рынка в охране среды означают необходимость реализации экологической политики государства, направ­ленной на существенную коррекцию отмеченных рыночных сбоев. Однако и проведение самого мудрого государственного управления не гарантирует эффективности экологических ре­шений. Об этом свидетельствует мировая практика государ­ственного регулирования, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой. Среди примеров неэффективности государственной политики по отношению к окружающей среде можно выделить следующие:

13. предоставление субсидий (пестициды, энергия, вода для орошения и пр.);

14. налоговая система (стимулирование экологодестабили­зирующей деятельности в сельском хозяйстве, энерге­тике и пр.);

15. контроль цен;

16. экологодестабилизирующая внешнеторговая политика;

17. непоследовательная реформа прав собственности;

18. недостатки в управлении и мониторинге окружающей среды и т.д.

Несмотря на недостатки государственного вмешательства, роль государства в охране окружающей среды велика сейчас и будет возрастать в дальнейшем. В частности, государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночного оптимального уровня произ­водства (без учета экстерналий) к общественно оптимально­му уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества. Существенна роль государства в разработке экологических приоритетов и экологической политики, в установлении различного рода нормативов, стандартов в охране окружающей среды, прежде всего для особо опасных для природы и здо­ровья человека веществ. Государству принадлежит ведущая роль в осуществлении альтернативных вариантов решения экологических проблем, структурной перестройке экономи­ки в условиях рынка. Недооценка значения государственного макрорегулирования в условиях перехода к рынку или са­мого рынка может привести к негативным экологическим последствиям.

Институциональная неэффективность наряду с провалами государственной политики и рынка также является существенной причиной экологической дестабилизации. Неопре­деленность прав собственности на природные ресурсы (в том числе частной), нечеткое распределение прав собственности на них между центральной властью и регионами приводят к нерациональному использованию ресурсов, их чрезмерной эксплуатации.

Неэффективность рынка, государства и институтов суще­ственно искажает цены на природные ресурсы в сторону их занижения, что создает избыточный спрос, увеличивает экс­плуатацию и ускоряет деградацию и исчерпание ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.