Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды управленческих решений 2 страница




Коэффициент критической области распределения обладает базой сравнения, равной единице, отклонение в меньшую и большую стороны позволяет ранжировать коэффициент относительно лучшего (худшего) его значения.

Абсолютные либо относительные показатели для ранжирования менее надежны, поскольку более крупные административно-территори­альные образования создают обычно иллюзию неблагополучной обстановки в сравнении с менее крупными. Уравнять крупные и мелкие территории обслуживания позволяет расчет уровня преступности. Уровень преступности «по фактам» показывает число зарегистрированных преступлений, которое приходится на 100 тыс. (либо 10 тыс.) жителей данной административной единицы. Если уровень преступности «по фактам» рассчитывается по зарегистрированным преступлениям, то уровень преступности «по лицам » можно рассчитать только по результатам расследования преступлений. Этот уровень показывает число выявленных преступников, которое приходится на 100 тыс. (либо 10 тыс.) жителей данной административной единицы.

Как правило, применение в аналитической практике различных коэффициентов выводит аналитика на проблемы, которые позволяют глубже вникнуть в вопросы организации оперативно-служебной деятельности и требуют более пристального внимания.

Аналитическая работа по оценке оперативно-служебной деятельности горрайлиноргана должна строиться не только на статистических данных, но и на анализе иных материалов (например, материалах комплексных и целевых проверок, анализе представлений прокуратуры и частных определений судов, публикаций прессы, опросах общественного мнения и т. д.). В основе этой работы должно также находиться применение разнообразных приемов и методов аналитической деятельности.

Состояние практически любого из направлений оперативно-служебной деятельности связано, как с выявлением преступлений, правонарушений и совершивших их лиц, так и с формами и методами работы служб и подразделений по их выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию. Результативность применения этих форм и методов может быть достаточно точно описана и измерена с помощью количественных методов. Применение конкретных форм и методов сказывается на основных измеряемых параметрах: состоянии, динамике, структуре и пространственно-временном распределении преступности. В силу социальной обусловленности преступность и правонарушения не могут носить однозначный линейный характер. По изменениям основных параметров преступности можно прямо или косвенно судить о степени активности, целеустремленности, оперативности и надежности работы органов внутренних дел. По ним можно судить об эффективности решения профессиональных задач органами внутренних дел.

 

 


Глава 2
Управленческие решения в деятельности
органов внутренних дел

Процесс управления в социальной системе в самом общем виде состоит из разработки и реализации большого количества разнообразных управленческих решений, различающихся между собой как по содержанию, срокам действия и разработки, так и по направленности, масштабам воздействия, уровню принятия и информационной обеспеченности. Управленческие решения, прежде всего, направлены на обеспечение движения к поставленным целям. Управленческие решения – это концентрированные выражения процесса управления по достижению конечных результатов деятельности.

Эффективность функционирования социальных систем предопределяется прежде всего тем, насколько тщательно продуманы и определены общие цели деятельности, а также средства их достижения. Важная роль принадлежит качеству принимаемых решений. Одним из главных направлений совершенствования управления деятельности органов внутренних дел является повышение качества и оперативности принятия управленческих решений.

Совокупность процедур по выработке, принятию и организации выполнения управленческих решений характеризуется циклическим характером процесса управления. Под управленческим циклом понимается повторяющаяся совокупность последовательно осуществляемых управленческих функций (учет, анализ, планирование и др.), которые проявляются в осуществлении повседневного руководства в форме операций управления. При реализации этих операций субъект управления решает различные предметные задачи. Та или иная задача управления не может быть решена «раз и навсегда», так как задачи управления постоянно модифицируются. Вместе с тем управленческий цикл можно представить как периодическое разрешение схожих по содержанию и направленности социальных проблем со сравнительно незначительными изменениями.

Цикличность в деятельности органов внутренних дел выражается, в частности, в организации работы по раскрытию преступлений. Эта деятельность является предметом многих решений. Так, вопросы, касающиеся раскрытия, расследования преступлений и их профилактики неоднократно рассматривается на разных уровнях управления. Тем не менее, проблема совершенствования раскрытия преступлений вновь изучается, и принимаются новые управленческие решения. Такой подход позволяет совершенствовать данное направление деятельности. Вопросы организации общественного порядка, защиты жизни, здоровья и имущества также носят цикличный характер.

Выработка и принятие решения является важнейшей составной частью управленческого цикла. Эта часть управленческой деятельности в теории управления определяется как функция планирования, которая включает в себя разработку алгоритма действий на определенный период времени в форме решения руководителя. От реализации данной функции во многом зависит эффективность управления в целом, так как здесь устанавливаются приоритеты целей, выбор варианта действий и т.д.

Процесс выработки и принятия решения присущ только социальным системам, где в качестве субъекта управления выступает человек. Объективная необходимость данного процесса обусловлена тем, что человек в социальной системе:

· действует организованно и сознательно;

· управляет в соответствии с объективно возникающими потребностями и интересами;

· осуществляет выбор определенного варианта действия;

· обладает активизирующей и организующей силой.

Управленческое решение представляет собой программу (план) действий, выраженную в форме предписания, содержащего постановку целей, определяющего пути их достижения, трудовые и материальные ресурсы, а также формы организационной деятельности. Основаниями для принятия управленческого решения могут быть:

· соответствующее указание вышестоящего субъекта управления,

· выявленные отклонения в деятельности подчиненных структур,

· отмена действия или внесение изменений в принятое решение,

· существенное изменение внешних условий деятельности объекта управления,

· изменение ресурсного обеспечения и прочие обстоятельства.

Усложнение социальных проблем, увеличение числа факторов, подлежащих учету при их исследовании, а также возрастание объема анализируемой при этом информации обусловливают возникновение обязательного требования – научного обоснования управленческих решений. В соответствии с данным требованием при решении сложных задач в органах внутренних дел привлекаются как практические работники, так и другие специалисты в области социологии, экономики, математики, психологии и т.д.

В науке социального управления сложились два основных подхода к проблемам принятия управленческих решений: теоретического и прикладного характера.

Подход теоретического характера подразумевает рассмотрение процесса принятия управленческих решений с позиции философии, логики, права, теории социального управления и других наук. В данном подходе уделяется основное внимание методологическому аспекту, который предполагает изучение методов научного обоснования разработки управленческих решений.

Подход прикладного характера заключается в решении задач оптимизации управленческих решений в сфере хозяйствования, финансовой деятельности, обеспечения правопорядка и охватывает другие практические сферы деятельности.

Если первое направление исследует преимущественно проблему совершенствования выработки решений с привлечением современных научных методов, то второе направление отражает прагматический интерес отдельных организаций, ведомств, министерств к совершенствованию целенаправленной организационной деятельности. Оба подхода не исключают, а взаимно дополняют друг друга, так как они исследуют различные стороны одной и той же проблемы.

Теорией и практикой выработаны общие требования, которым должны удовлетворять управленческие решения независимо от их вида и области применения. Разумеется, что этим требованиям должны отвечать и управленческие решения, принимаемые в органах внутренних дел.

1. Обоснованность решений ставит обязательным требованием многосторонний анализ разрешаемой проблемы, а также выбор соответствующих мер и средств их реализации. Выполнение этого требования предполагает, помимо прочего, соответствие любых управленческих решений нормам закона.

2. Комплексность решения предполагает, с одной стороны, рассмотрение и использование имеющихся сил и средств в их взаимодействии; с другой – включение в систему действий по принятию управленческих решений различных организационных вопросов, с решением которых будет связано исполнение поставленных задач.

3. Системность решения предполагает рассматривать данное решение как единое целое совокупности взаимосвязанных и взаимно обусловленных мер, направленных на решение социальных проблем. В этом случае учитывается соподчиненность, преемственность решений данного органа управления и планомерность достижения общесистемных целей.

4. Своевременность принятия решения заключается в обязательном учете времени, которое обеспечивает реализацию поставленных задач. При этом недопустима как поспешность, так и запаздывание в принятии решения, а также нереальность или неопределенность сроков их исполнения.

5. Конкретность решения согласуется с требованием своевременности, поскольку предусматривает календарные сроки исполнения конкретных действий, а также ответственность исполнителя и порядок осуществления контроля за исполнением. Соблюдение требования конкретности обеспечивает организующее начало управленческого решения.

6. Компетентность решения заключается в сочетании и неразрывном единстве правомочности субъекта управления издавать те или иные акты управления и обязанности объекта управления принимать к исполнению предписанные действия, меры.

7. Доступность и логичность решения заключается в том, что объект управления имеет возможность ознакомиться с решением, а форма доведения обеспечивает правильное его восприятие. При этом поставленные в решении задачи должны логично согласовываться с методами и средствами их выполнения.

Управленческое решение в органах внутренних дел – это волеизъявление субъекта управления, которое принято в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами и соответствующей процедурой, обладающее организующим, регулирующим государственно-властным характером и направленное на разрешение вопросов (дел) и ситуаций, возникающих в деятельности органов внутренних дел.

Управленческие решения отличаются разнообразием видов и назначения, поэтому регулярно вводятся типовые процедуры их подготовки и принятия. Системность ведомственных актов управления, а также назначение отдельных видов (названий) документов и их формы определяются Государственной системой документационного обеспечения управления. Особое значение здесь имеют Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Для Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентированы основные правила подготовки ведомственных актов управления, которые издаются во исполнение решений высших органов власти и управления, либо по их поручению, либо по собственной инициативе в пределах компетенции министерства. Необходимо учитывать, что часть ведомственных актов издается во исполнение законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации. Не меньшая часть массива ведомственных актов издается при реализации полномочий министерства: решение кадровых вопросов, вопросов хозяйственной деятельности в целях совершенствования собственной системы и структуры и другие внутриорганизационные вопросы. При этом ориентация на законы и иные нормативные акты высшей юридической силы должна выполняться неукоснительно, а последовательность принятия ведомственных актов должна быть системной, то есть обеспечивать своевременную замену устаревших положений, ликвидацию правовых пробелов новыми положениями.

Вся совокупность управленческих решений, которые могут издавать уполномоченные субъекты, определяется в виде нормативно- правовых актов Министерстве внутренних дел России. При этом министерство предлагает для внутриведомственного применения ограниченный перечень видов нормативных правовых актов: директивы, приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы. Кроме них для внутриорганизационных целей предлагаются протоколы, акты и заключения. Перечень видов управленческих решений является ограниченным. В то же время в практических целях распространены и другие виды документационных решений: планы работы, письменные резолюции, указания, договоры и т.д. В целом, вопрос об упорядочении применения и унификации отдельных видов управленческих решений в системе органов внутренних дел остается до конца не решенным.

В теории социального управления проблемы документационного обеспечения управления выделились в самостоятельную научную дисциплину – делопроизводство. Одновременно акты управления и их системность изучаются в административном праве. Поэтому существует общетеоретический подход для разграничения управленческих решений, изучение которого помогает уточнить сущность и предназначение отдельных актов управления.

С научной точки зрения классификация управленческих решений может быть произведена:

1. По юридическим свойствам

· нормативные решения, которые содержат в себе нормы права. Эти решения принимаются с целью регулирования однотипных управленческих отношений. При этом следует иметь в виду, что нормотворческая компетенция различных органов внутренних дел неодинакова, ее объем устанавливается в зависимости от места в иерархической системе управления, а также от функций органа внутренних дел;

· общезначимые решения, не содержащие в себе норм права, хотя разрешают проблемы управления, имеющие общее значение. Например, решения о создании, преобразовании или ликвидации того или иного подразделения в системе органов внутренних дел. Как правило, на основе этих управленческих решений могут приниматься нормативные решения, например, утверждение положения о вновь образованном подразделении. В последующем на их основе принимаются индивидуальные решения, в частности приказы о назначении должностных лиц;

· индивидуальные решения, призванные решать конкретные вопросы управления. Они принимаются на основе нормативных или общезначимых решений. Индивидуальные решения – наиболее распространенный вид управленческих решений. Должностные лица любого органа внутренних дел в том или ином объеме обладают правом принятия тех или иных индивидуальных решений;

· смешанные решения, которые могут содержать в себе как нормы права, так и нормы общего, а также индивидуального характера. Такие решения принимаются по комплексным вопросам управления.

2. По сроку действия

· оперативные решения (текущие),

· среднесрочные решения (квартал, полугодие, год),

· долгосрочные решения (период более года).

По этому же критерию управленческие решения подразделяются на:

· стратегические решения, которые касаются узловых (генеральных) проблем, они действуют в течение длительного времени и принимаются для разрешения перспективных задач;

· тактические решения, связанные с осуществлением текущих (оперативных) задач.

3. По содержанию управленческих решений

· предписывающие решения,

· уполномочивающие решения,

· запрещающие решения,

· разрешающие решения.

Как правило, в решениях субъекта управления данный признак носит смешанный характер.

4. По функциям управления

· плановые решения,

· финансовые решения,

· хозяйственные решения,

· контрольные решения.

Данный признак четче выражен в низовых структурах управления, где управление приобретает более предметный характер. С повышением уровня управления он становится менее выраженным.

5. По назначению актов управления

· организационные (устав, положение, инструкция и т.д.), которые принимаются по наиболее принципиальным, основополагающим вопросам управления и по этим причинам иногда называются учредительными;

· распорядительные (директива, решение, приказ, распоряжение, план и т.п.), решающие, как правило, предметные задачи, но по значению могут совпадать с организационными решениями (например, директива, приказ).

6. По уровню управления и компетенции

· общесистемного значения – в целом по МВД России;

· регионального значения – уровень компетенции федеральных округов;

· значения субъекта Федерации – уровень республик, краев, областей и др. субъектов;

· местного значения – уровень компетенции горрайлиноргана;

· локального значения – уровень компетенции субъекта управления в структуре горрайлиноргана.

7. По форме выражения

· письменные управленческие решения,

· устные управленческие решения.

Наиболее распространенными формами управленческих решений в системе управления органами внутренних дел являются:

· Директива – содержит нормативные предписания ориентирующего характера, определяющие перспективы развития системы министерства, а также основные направления ее деятельности.

· Приказ – издается по наиболее важным вопросам функционирования системы МВД, включая создание, реорганизацию, ликвидацию органов и учреждений, входящих в систему органов внутренних дел, определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений деятельности, прохождения службы.

· Положение и наставление – регламентируют деятельность конкретных подсистем органов внутренних дел. В положении определяются порядок образования, полномочия, организация работы и порядок действий органов и учреждений, их структурных подразделений. В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации.

· Инструкция – регулирует (как и правила, и устав) основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и работу конкретных категорий сотрудников. Инструкция содержит нормы, устанавливающие: кем, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.

· Правила – устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.

· Устав – является кодифицированным нормативным правовым актом (сводом правил), содержащим систематизированное изложение норм, регламентирующих тот или иной вид деятельности либо правовой статус хозяйствующих субъектов, относящихся к системе министерства.

В процессе разработки и принятия управленческих решений следует соблюдать такие процедуры как правила разработки и утверждения, которые должны предусматривать:

· выбор вида (названия) будущего решения;

· анализ проблемного вопроса;

· постановку цели;

· разработку возможных альтернатив;

· выбор оптимального решения проблемы;

· контроль исполнения принятого решения.

Поскольку деятельность органов внутренних дел регулируется системой законодательных и иных нормативных правовых актов, поэтому акты управления следует рассматривать как важнейшие, но не единственные средства реализации управленческих решений. Известная самостоятельность экономических, организационных, воспитательных и иных средств управления позволяет применять недокументированные формы управленческих решений. Их умелое сочетание с правовой формой предопределяет эффективность управления органами внутренних дел в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 4420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.