Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация управления органами внутренних дел в чрезвычайных ситуациях




Общее руководство государственными органами обеспечения чрезвычайного положения осуществляет Президент Российской Федерации. Совместно с Федеральным Собранием РФ в пределах своей компетенции он определяет стратегию обеспечения чрезвычайного положения, принимает оперативные решения по обеспечению чрезвычайного положения, в том числе создает специальные органы управления и координации. Кроме того, Президент РФ возглавляет Совет безопасности Российской Федерации. Основными задачами Совета безопасности РФ являются:

· определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление угроз объектам безопасности;

· разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ и их обеспечения;

· подготовка оперативных решений по ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, экологические и иные последствия;

· подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений в области обеспечения безопасности;

· подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

· разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности.

Руководство государственными органами обеспечения действия в особых условиях осуществляет Правительство РФ. Оно организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий, обеспечивает их финансирование, оказывает финансово-экономическую помощь регионам, где объявлено чрезвычайное положение.

Для обеспечения того или иного правового режима (военного положения, чрезвычайного положения) используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск и других. Система сил и средств зависит от целей введения правового режима, периода действия, территории и т.д.

Чрезвычайные ситуации в значительной степени изменяют содержание работы органов внутренних дел. Они вызывают необходимость в использовании специальных организационных форм, новых тактических приемов и методов управления и осуществления оперативно-служебной деятельности. Эффективность этой деятельности непосредственно связана с уточнением особенностей компетенции органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях. Именно компетенция определяет формы и методы деятельности, а также средства, содержание и объем их задач. Кроме того, компетенция – это основа организационно-управленческой деятельности, поэтому она является решающим фактором при определении характера и способа взаимодействия между органами внутренних дел и иными органами и структурами.

В последние годы в отдельных регионах России в связи с масштабными стихийными бедствиями и социально-политическими конфликтами неоднократно возникали кризисные ситуации. При разрешении этих ситуаций имеющийся опыт управления органами внутренних дел указывает на необходимость более четкого правового регулирования задач правоохранительной деятельности применительно к различным обстоятельствам и степени их сложности, а также разделения задач, форм и методов правоохранительной деятельности на стадии зарождения, эскалации и ликвидации кризисной обстановки.

На стадии зарождения кризисных ситуаций должно быть уделено внимание тем формам организационно-управленческой деятельности, которые позволяют наиболее полно обеспечить готовность сил и средств к адекватным действиям. К ним относят:

· объективное прогностическое моделирование развития обстановки;

· анализ путей разрешения ситуации;

· осуществление дополнительных профилактических мероприятий;

· активизация разъяснительной работы среди населения;

· охрана объектов жизнеобеспечения, связи и управления;

· проведение подготовительных мобилизационных мероприятий, в том числе на случай введения чрезвычайного или военного положения.

На стадии эскалации кризисной ситуации должны четко решаться более сложные организационно-управленческие задачи. В том числе:

· мобилизация всех сил и средств правоохранительных органов;

· приведение в полную готовность необходимых материально-технических и финансовых ресурсов;

· блокирование территории (зоны) кризисной ситуации;

· привлечение достаточных сил и средств для пресечения массовых противоправных действий;

· проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий;

· проведение эвакуации,

· организация карантинных зон и временных лагерей для беженцев и эвакуированных.

На стадии ликвидации кризисной ситуации формы и методы правоохранительной деятельности должны быть согласованы с решением не менее важных организационно-управленческих задач. Эти задачи включают в себя:

· оказание всесторонней помощи пострадавшим;

· сопровождение погибших и раненых;

· розыск лиц, пропавших без вести;

· организацию охраны брошенного имущества и ценностей;

· оказание помощи органам власти и управления в ликвидации последствий кризисных ситуаций, в том числе активную разъяснительную работу о проводимых мероприятиях;

· проведение мероприятий для предупреждения рецидива ситуации.

Опыт деятельности органов внутренних дел во время различного рода чрезвычайных ситуаций позволил ввести дополнительные, качественно новые обязанности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности. К ним относятся:

· применение нестандартных методов работы, которые должны быть направлены на сбор дополнительной информации;

· спасение людей и имущества;

· защита населения от возникшей опасности;

· организация пропускного режима;

· предупреждение конфликтных ситуаций, чреватых паникой и массовыми беспорядками;

· недопущение случаев мародерства и др.

Деятельность органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях регулируется не только действующим чрезвычайным законодательством, но и законами, определяющими исполнение текущих задач оперативно-служебной деятельности. По отдельным вопросам деятельности служб и подразделений систему законодательных актов дополняют нормативные правовые акты Министерства внутренних дел России.

Отличительной особенностью управления силами и средствами органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях является наличие требований Министерства внутренних дел России по специальному планированию и организации функционирования оперативных штабов.

Специальный (типовой) план – это заблаговременно разработанный алгоритм выполнения определенных мероприятий, предназначенных для проведения специальных операций, целью которых является предотвращение тех или иных кризисных ситуаций и порядок ликвидации их последствий. Данный план содержит предполагаемые варианты развития событий и способы их решения на разных стадиях, поэтому он носит ситуационный и прогностический характер. Кроме того, он отвечает всем требованиям управленческого решения, поскольку обеспечивает законность, реальность, четкость, ясность и лаконичность управленческого документа.

Специальные планы предназначены для поддержания постоянной готовности органов внутренних дел к выполнению возлагаемых служебно-боевых задач при осложнении оперативной обстановки на локальной территории либо объекте. Эти планы разрабатываются штабными подразделениями органов внутренних дел с учетом особенности территории обслуживания, дислокации объектов жизнеобеспечения и управления, объектов хранения и использования сильно действующих и взрывчатых веществ, расположения воинских частей и военных учебных заведений, транспортных магистралей и иных объектов.

План призван решать типовые (стандартные) ситуации, которые могут возникнуть на территории обслуживания и должны быть ликвидированы либо собственными силами и средствами, либо с привлечением дополнительных (приданных) сил и средств, дислоцированных на той же территории. Он используется в случае необходимости применения неотложных мер реагирования в случаях проявления:

· явлений криминального характера (групповые нарушения общественного порядка, побеги преступников из мест лишения свободы, от охраны конвоя; появление на территории города, района, края, области, республики вооруженных и особо опасных преступников; захват преступниками транспортных средств и заложников; попытки нападения на органы власти и управления и некоторые другие случаи);

· явлений техногенного характера (аварии на транспортных магистралях и путепроводах, на объектах хранения сильно действующих, отравляющих и взрывчатых веществ, на энергетических станциях и линиях электропередачи; обрушения зданий, пожары и другие случаи).

В плане отражаются:

· задачи и функции, которые могут возникнуть при конкретных обстоятельствах;

· перечень действий исполнителей;

· последовательность мероприятий и примерные сроки их реализации;

· количественный и качественный состав имеющихся и необходимых сил и средств;

· источники и порядок формирования группировки сил;

· система управления и связи;

· порядок координации и взаимодействия с различными формированиями, принимающими участие в проведении операции;

· конкретные мероприятия по тыловому и иному обеспечению личного состава.

Таким образом, план позволяет заблаговременно довести до исполнителей их задачи и отработать с личным составом порядок действий по предотвращению тех или иных кризисных ситуаций и ликвидации их последствий.

Руководство силами и средствами, задействованными для ликвидации кризисных ситуаций, осуществляет оперативный штаб. Его структура и задачи отличаются от структуры и задач штабных подразделений, повседневно действующих в системе органов внутренних дел, решающих текущие организационно-управленческие задачи. Оперативные штабы создаются по территориальному принципу – республиканские, краевые, областные, а на территории, обслуживаемой крупными горрайорганами – городские и районные. Штабы образуются как объединенные органы управления. В них входят руководители органов внутренних дел и органов безопасности, начальники отраслевых служб, учебных заведений и командиры воинских частей, дислоцированных на территории. Членами оперативного штаба могут назначаться руководители отраслевых служб, отдельные сотрудники.

Рабочий аппарат оперативного штаба формируется на базе структурного штабного подразделения, которое усиливается за счет представителей иных подразделений и служб и может состоять из следующих групп.

1. Группа организации связи;

2. Группа разведки и прогнозирования;

3. Организационно-аналити­ческая группа,

4. Группа тылового обеспечения

5. Группа защиты личного состава.

В зависимости от конкретных условий в состав рабочего аппарата могут входит и другие подразделения (группа эвакуации, войсковая оперативная группа и т.д.). По решению руководителей органов государственной власти и управления при штабе могут быть их полномочные представители.

Организационная структура, персональный состав и обязанности членов оперативного штаба органов внутренних дел определяются начальником соответствующего органа внутренних дел и объявляются его приказом. Структура и персональный состав объединенного оперативного штаба объявляются совместным приказом ведомств, которые выделяют к выполнению задач свои силы и средства.

Функции оперативного штаба реализуются при выполнении трех групп задач.

1. Задачи обеспечения постоянной готовности сил и средств предполагают осуществление следующих мероприятий организационного характера:

· анализ оперативной обстановки, корректировка планов действий в тех или иных ситуациях;

· организация профессионального обучения, моральной, психологической подготовки личного состава к выполнению специальных задач;

· систематическая проверка состояния готовности сил и средств, в том числе путем проведения комплексных командно-штабных учений с руководящим составом и личным составом;

· контроль обеспеченности личного состава оружием, специальными средствами, специальной и боевой техникой, транспортом, средствами связи, бытовым и медицинским оборудованием, а также питанием;

· создание и совершенствование системы управления силами и средствами, систем оповещения и сбора личного состава по тревоге;

· изучение и внедрение передового опыта, в том числе зарубежного.

2. Задачи оперативного управления силами и средствами включают деятельность оперативного штаба непосредственно в кризисный период. К ним относятся:

· введение в действие соответствующего специального плана, сбор и приведение в готовность сил и средств;

· развертывание пунктов управления и организация связи, а также скрытого управления силами и средствами;

· сбор и анализ информации об оперативной обстановке и ее изменениях;

· принятие решения на развертывание сил и средств, в том числе и на проведение специальных операций;

· организация взаимодействия и поддержание его в ходе выполнения отдельных задач;

· фиксация всех решений и принимаемых мер;

· организация боевого обеспечения;

· учет потерь личного состава, боевой техники, оружия и других средств, оказание помощи пострадавшим;

· организация воспитательной работы с личным составом;

· организация тылового и технического обеспечения;

· информационное взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью.

3. Задачи ликвидации последствий кризисных ситуаций включают в себя осуществление оперативным штабом ниже перечисленных стабилизирующих мер:

· организация охраны общественного порядка в период ликвидации последствий происшествия;

· организация сбора и возвращения личного состава в места постоянной дислокации;

· анализ проведенных действий, организация их разбора с личным составом, внесение изменений в планы и с учетом проведенной работы;

· изучение и расследование причин и условий происшествий;

· информирование населения, средств массовой информации о действиях органов внутренних дел в складывающейся обстановке;

· подготовка и представление докладов о выполнении задач в инстанции.

В кризисный и послекризисный периоды для эффективного управления силами и средствами органов внутренних дел крайне актуальна правильная организация функционирования пунктов управления, в которых концентрируется основной объем деятельности оперативного штаба. Командный пункт размещается в месте постоянной дислокации органа внутренних дел. Кроме того, в установленном месте заранее готовится дублирующий командный пункт. Он оборудуется с тем расчетом, чтобы в случае выхода из строя основного командного пункта смог взять на себя управление силами и средствами.

Эффективность всей организационно-распорядительной деятельности при подготовке, локализации и ликвидации последствий различных ситуаций, организации охраны общественного порядка и общественной безопасности находится в прямой зависимости от состояния взаимодействия. Тактические особенности деятельности органов внутренних дел в кризисных ситуациях заключаются, прежде всего, в структурной реорганизации. Отдельные оперативно-служебные задачи, предусмотренные специальным планом, решаются в составе специализированных групп и отрядов.

Поскольку состав групп и овладение навыками решения чрезвычайных задач в текущей деятельности остаются переменными категориями, то выполнение возлагаемых на них функций и осуществление эффективного взаимодействия является одной из актуальных проблем управления в любых чрезвычайных ситуациях. Другие проблемы деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях связаны с правовым регулированием форм и методов взаимодействия с иными структурами. Практика показывает, что отработка этих вопросов оперативными штабами в ходе учений и штабных игр недостаточна, а принимаемые решения выходят за рамки ведомственной компетенции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях формирования правового государства в Российской Федерации социальное управление оказывает существенное влияние на эффективность и оптимальность развития всех сторон жизнедеятельности общества, включая и систему органов внутренних дел.

На правоохранительные органы возлагаются сложные задачи обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, а также защиты прав и свобод человека и гражданина. К осуществлению этой деятельности общество предъявляет обоснованные претензии. Важнейшим резервом повышения эффективности деятельности является совершенствование управления. Управлению уделяется должное внимание Министерством внутренних дел, которое руководит исследованиями широкого комплекса управленческих проблем и осуществляет специальную подготовку специалистов-управленцев для органов внутренних дел.

Управление в органах внутренних дел является частью общей теории социального управления. Указанные обстоятельства объективно формируют необходимость использовать знания в области философии, социологии, экономики, кибернетики, теории государства и права, психологии и ряда других научных дисциплин. Изучение основ управления в органах внутренних дел является объективной предпосылкой успешной деятельности выпускников образовательных учреждений МВД России.

Средствами и способами реализации процесса управления являются методы, которые приобретают особое значение в характеристике сущности управления. Они находятся во взаимосвязи с целями управления, поскольку цель обеспечивает специфику использования методов, а выбор методов, в известной степени, определяет реальность достижения поставленных целей. Поэтому методы управления определяют качественную сторону управления.

Базой для принятия управленческих решений является информация, поэтому теория и практика управления большое внимание уделяет вопросам информационного обеспечения. Особенности информационного обеспечения органов внутренних дел заключаются в порядке фиксации, хранения, обработки и использования информации.

Важную роль в осуществлении процессов управления играет научная организация труда, которая является исходным моментом обеспечения эффективности деятельности органов внутренних дел. На основе НОТ базируются все основные управленческие технологии.

Проблемы обеспечения законности, а также реализации форм и методов деятельности ОВД в чрезвычайных ситуациях являются актуальными в настоящее время как для теории, так и практики управления. Управление в чрезвычайных ситуациях является одним из наиболее сложных направлений правоохранительной деятельности. Изучение форм и методов оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности в чрезвычайных ситуациях основывается на глубоком знании норм права и социально-психологических аспектов работы с кадрами. Сотрудники органов внутренних дел, служба которых всегда подчинена защите прав и свобод человека и гражданина на практике успешно решают сложные и неординарные задачи правоохранительной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бугель Н.В. Обеспечение функционирования механизма управления органами внутренних дел (правовые, методологические и организационные аспекты): Монография. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2000.

Бугель Н.В. Основы управления органами внутренних дел в правовом механизме Российского государства. СПб: СПб ун-т МВД России, 2000.

Бухалков М.И. Внутрифирменное планировании: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.

Делопроизводство. Организация и технологии документационного обеспечения управления: Учебник для вузов / Под ред. Т.В. Кузнецовой. М., 2000.

Мысин С.В. Теория и история социального управления: Опыт России и зарубежных стран. СПб., 2000.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2005.

Оптимизация управленческой деятельности в условиях осложнения оперативной обстановки и социально-экономической ситуации / Н.В. Бугель, В.М. Берекет, А.А. Кабанов и др. – СПб.: СПбУ МВД РФ. 2000

Организация производства и управление предприятием: Учебник / Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родинов В.Б. и др.; под ред. О.Г. Туровца. М.: ИНФРА-М, 2002.

Основы управления в органах внутренних дел: Альбом схем. Учебное пособие: Санкт-Петербургский университет МВД Фонд «Университет»,2002

Основы управления в органах внутренних дел: Курс лекций: В 3ч./ Под редакцией В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД Фонд «Университет»,2003.

Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.

Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.

Управления в органах внутренних дел: Словарь терминов / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПб университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности, 2002.

Янгол Н.Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: история и современность. СПб., 2000.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ.. 6

Объект, предмет и задачи теории управления органами внутренних дел. 6

РАЗДЕЛ I СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 10

Глава 1 Понятие и содержание социального управления. 10

§ 1. Общая характеристика социальных систем.. 10

§ 2. Органы внутренних дел как часть социальной системы.. 16

§ 3. Теория и практика социального управления. 24

§ 4. Содержание процесса управления. 32

Глава 2 Категории социального управления. 42

§ 1. Закономерности и принципы управления. 42

§ 2. Цели и задачи управления в сфере правоохранительной деятельности. 48

§ 3. Функции управления. 55

§ 4. Методы управления. 60

РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 70

Глава 1 Управление в органах внутренних дел. 70

§ 1. Право как средство управления органами внутренних дел. 70

§ 2. Организационные структуры в органах внутренних дел. 79

Глава 2 Руководство органами внутренних дел. 89

§ 1. Руководство и управленческие отношения. 89

§ 2. Штабная функция в органах внутренних дел. 95

РАЗДЕЛ III ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 102

Глава 1 Аналитическая работа в органах внутренних дел. 102

§ 1. Информационное обеспечение управления в органах внутренних дел. 102

§ 2. Задачи и принципы аналитической работы.. 109

§ 3. Содержание и методы аналитической работы.. 115

Глава 2 Управленческие решения в деятельности органов внутренних дел. 128

§ 1. Понятие и виды управленческих решений. 128

§ 2. Разработка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел. 135

§ 3. Организация исполнения управленческих решений. 142

§ 4. Система планирования в деятельности органов внутренних дел. 149

Глава 3 Организация контроля в деятельности органов внутренних дел. 156

§ 1. Сущность и задачи контрольной деятельности. 156

§ 2. Субъекты и формы контроля. 161

§ 3. Процесс реализации контроля. 167

РАЗДЕЛ IV ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.. 175

§ 1. Сущность, принципы и задачи делопроизводства. 175

§ 2. Организация документооборота. 181

РАЗДЕЛ V УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВОЙ РАБОТОЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.. 189

§ 1. Организация работы с кадрами. 189

§ 2. Социально-психологические аспекты кадровой работы.. 196

РАЗДЕЛ VI НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.. 204

§ 1. Понятие, задачи и основные направления научной организации труда. 204

§ 2. Научная организация управленческого труда. 211

РАЗДЕЛ VII УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 218

§ 1. Чрезвычайные ситуации и их организационно-правовое обеспечение. 218

§2. Организация управления органами внутренних дел в чрезвычайных ситуациях. 226

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 233

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 235

 


 

Под общей редакцией

доктора юридических наук, профессора,

заслуженного юриста Российской Федерации

Николая Васильевича Бугеля

Авторы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.