Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решить ситуационные задачи. Задание 1. Реакции молекул на облучение Химическое соединение Повреждающий эффект фосфолипиды углеводы нуклеиновые




Практикум.

Задание 1. Реакции молекул на облучение

Химическое соединение Повреждающий эффект
фосфолипиды  
углеводы  
нуклеиновые кислоты  
белок  

Задание 2. Радиационное повреждение ДНК

Нарисуйте фрагмент молекулы ДНК, отметьте на схеме следующие основные типы повреждений, индуцированные ИИ:

- изменения в азотистых основаниях

- разрыв гликозидной связи углерод-основание

- разрыв фосфоэфирной связи углерод-фосфат

- разрывы водородных связей между комплиментарными основаниями в двойной спирали

- одиночные и двойные разрывы цепей ДНК

- ковалентные сшивки

Задание 3. Репарация радиационных повреждений ДНК (характеристика, какими путями осуществляется, с помощью каких ферментов).

1.В экспериментах с частичной лучевой инактивацией ферментативно-активных белков с разной структурой (пепсина – с глобулярной молекулой, миозина – с фибриллярной) было показано, что часть сохранивших активность молекул содержит скрытые повреждения, которые приводят к их инактивации при пострадиационном воздействии на облученные растворы тепла в произвольное время. Максимальная дополнительная инактивация увеличивается с дозой облучения и характеризуется меньшей энергией активации, чем термоинактивация нативного белка. Рассмотрите рис. 3, б. Зависит ли дополнительная инактивация при нагреве от его температуры? Как называются эти скрытые повреждения?

В присутствии примесей обратимо ослабляется или предотвращается не только дополнительная лучевая и термоактивация облученных, но и интактных белков – миозина и пепсина. Активность сохранялась при дозах на порядок превышающих инактивирующую дозу. Этот эффект объясняется адсорбцией молекул примеси на молекулах ферментов, что скрепляет их структуру и обратимо препятствует конформационным изменениям, необходимым для осуществления ферментативных актов. Как называется этот механизм защиты?

 

2.Проводилось исследование экспрессии антигенов II класса локуса DR (DR1, DR2, DR5, DR7) системы гистосовместимости человека (HLA) на нативных и УФ-модифицированных (интегральный поток УФ света 240-390 нм в дозах 151-1359 Дж/м2) мембранах В-лимфоцитов крови человека для того, чтобы показать высокую чувствительность иммунной системы к действию экзогенных и эндогенных факторов. Даже малые дозы излучений (видимый поляризованный свет, лазер, УФ-излучение) могут выступать триггером каскадных реакций, которые приводят к значительному биологическому ответу. Рассмотрите таблицу 1, где представлена частота встречаемости данных антигенов в русской популяции, а также связь этих макромолекул с предрасположенностью человека к определенным заболеваниям.

 

Таблица 1 - Распределение некоторых HLA-DR антигенов в русской популяции и их ассоциация с заболеваниями [3].
HLA-антиген Частота антигена,% Частота гена Заболевание Относительный риск, %
DR1 18.0 0.0945 - -
DR2 24.7 0.01322 Синдром Гудпасчера 13.1
      Туберкулоидная лепра 8.1
      Рассеянный склероз 4.8
DR5 22.0 0.1168 Аутоиммунный тиреоидит 3.2
      (болезнь Хасимото)  
DR7 24.7 0.1322 - -

 


Рассмотрите рис. 4, на котором отображено изменение экспрессии антигенов HLA-DR под действием УФ-излучения. Сделайте вывод о влиянии УФ-излучения на эксперессию антигенов (увеличивается или уменьшается?). Обратите внимание на уровень доз и определите, какие дозы облучения оказались наиболее эффективными на максимальный рост регистрируемого показателя.

Рост экспрессии HLA II класса при воздействии УФ-света будут:

- обеспечивать расширение контактов между аутологичными клетками и уменьшать рестрикцию иммунного ответа по белкам гистосовместимости, тем самым облегчая презентацию чужеродного антигене Т-хелперам,

- корригировать процессы селекции дифференцирующихся лимфоцитов, приводя к увеличению разнообразия их клонов.

В результате будет наблюдаться рост иммунологической толерантности организма к аутоантигенаи с сохранением способности отвечать иммунной реакцией на антигены чужеродного происхождения.

Подумайте:

- о практическом применении результатов данных исследований (так, например, применяют в терапевтической практике метод аутотрансфузии УФ-облученной крови при патологических состояниях),

- о проблеме, связанной с влиянием на здоровье человека избыточного ультрафиолетового излучения. Так, усредненная годовая доза биологических эффектов эритемы, рака кожи и катаракты (по Минской области) составляет примерно 400 кДж/м2, 800 кДж/м2 и 1500 кДж/м2 соответственно [4]. УФ-излучение с учетом биовоздействия делят на три спектральных диапазона: УФ-С (с длиной волны излучения 100-280 нм); УФ-В (280-315 нм) и УФ-А (315-400 нм). Вспомните, в каком диапазоне УФИ мы загораем на открытом солнечном пространстве и в солярии. Сделайте вывод о целесообразности посещения солярия без медицинского назначения и о мерах защиты людей, находящихся на открытом воздухе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.