Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привлечение и аккумулирование 2 страница




Разумеется, каждое из государств, в той или иной степени, играет каждую из указанных ролей. Речь мо­жет идти об акцентах на конкретном наборе механизмов и процедур, который с изрядной степенью условности и можно назвать «ролью». Более того, эти акценты могут смещаться- в зависимости от экономической ситуации, политического (внешнего и внутреннего) положения. Однако в «большом времени» в- каждой стране, в силу традиций культурной и политической жизни, складыва­ется определенный характер и стиль государственного регулирования в сфере культуры, свойственный данно­му обществу.

Международные акты*

и отечественное законодательство

по культуре.

Правовые условия поддержки и развития сферы куль­туры определяются соответствующими международны­ми документами и отечественным законодательством.

К международным документам по вопросам культу­ры относятся:

• соответствующие позиции Устава ООН и Устава ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об эконо­мических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6);

» конвенции ЮНЕСКО-: «Флорентийское соглашение» 17.06.1950 г. (О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера) и последовавшие. протоколы к соглашению; «Гаагская конвенция» (о за­щите культурных ценностей в случае вооруженного

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ


конфликта), последовавшие протоколы и резолюции; «Бейрутское соглашение» 10.12.1948 г> (о содействии распространению в международном плане наглядно-звуковых материалов образовательного, научного и культурного характера); Конвенция о мерах, направ­ленных на запрещение и предупреждение незаконно­го ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14.11.1970 г.); Конвенция по охране всемирного культурного и природного насле­дия (16.11.1972 г.) и др.;

декларации ЮНЕСКО: Декларация международного культурного сотрудничества (01.11.1968 г.); Декла­рация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распростра­нения информации, развития образования и расшире­ния культурных обменов (15.11.1972 г.); Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и междуна­родного взаимопонимания, в развитие прав человека в борьбу против расизма и апартеида и подстрека­тельства к войне (28.11.1978 г.) и др.; рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации, определяю­щие принципы международного регламента археоло­гических раскопок (05.12.1956 г.); Рекомендации, касающиеся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев (14.12.1960 г.); Рекоменда­ции о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (11.12.1962 г.); Рекомендации о мерах, направленных на запрещение и предупреждение не­законного вывоза, ввоза и передачи права собствен­ности на культурные ценности (19.11.1964 г.); Ре­комендации о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных и частных работ (19.11.1968 г.); Рел комендации об охране в национальном плане куль­турного и природного наследия (16.11.1972 г.); Ре­комендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (26.11.1976 г.); Рекомендации о международном обмене культурными ценностями (26.11.1976 г.); Рекомендации о сохранении и совре­менной роли исторических ансамблей (26.11.1976 г.);



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Рекомендации об охране движимых культурных цен­ностей (28.11.1976 г.); Рекомендации о положении творческих работников (27.10.1980 г.); Рекомендации об охране и сохранении движущихся изображений (27.10.1980 г.) и др.;

• Всемирная конвенция об авторском праве (06.09.1952 г.);
Конвенция о международном обмене изданиями
(03.12.1958 г.); Рекомендации о международной стан­
дартизации статистики государственного финансиро­
вания деятельности в области культуры (27.10.1980 г.);

• документы ИКОМОС: Международная хартия по кон­
сервации и реставрации памятников и достопримеча­
тельных мест («Венецианская хартия» 31.05.1964-г.);
Хартия по культурному строительству (09.11.1974 г.);
Хартия по охране исторических садов (21.05.1981 г.);
Дрезденская декларация (18.11.1982 г.); Междуна­
родная хартия по охране исторических городов
(01.10.1987 г.); Хартия по охране и управлению ар­
хеологическим наследием (10.10.1990 г.); Междуна­
родная хартия по народной архитектуре («Пловдиве-
кая хартия» 1989 г.);

• акты Совета Европы и Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе: Европейская конвенция по
культурному наследию (19.12.1954 г.); Европейская
конвенция об охране археологического наследия (пе­
ресмотренный вариант 16.01.1992 г.); Европейская хар­
тия по охране архитектурного наследия (26.09.1975 г.);
Конвенция по охране архитектурного наследия Евро­
пы (03.10.1985 г.); Парижская хартия для новой Ев­
ропы (1990 г.).

В этих документах культура понимается как опреде­ляющее условие реализации созидательного потенциала личности и общества, форма утверждения самобытности народа и основа духовного здоровья нации, гуманисти­ческий ориентир и критерий развития человека и циви­лизации. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и само­бытности. Вся совокупность явлений и продуктов мате­риальной и духовной культуры народа составляет орга­ничное единство, нарушение которого ведет к утрате гар­моничной целостности всей национальной культуры.



 


2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ





Участие в культурной жизни является неотъемле­мым правом каждого гражданина, поскольку человек — не только творец культуры, но и ее главное творение. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, уст­раняющими политические, экономические и таможен­ные барьеры.

Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культур­ное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтни­ческих конфликтов, насилия и войн. Поэтому культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и конфликтов.

Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех наро­дов и этносов, проживающих на его территории. Госу­дарственная политика в сфере культуры должна стро­иться на уважении человеческого достоинства, обеспече­нии свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. Государство обеспечивает равенство возможностей.и условий куль­турного развития граждан, определяет направления, со­держание и формы государственной поддержки культу-. ры с учетом национальных традиций, уровня политиче­ского и экономического развития общества.

Как гарант сохранения и развития культурного на­следия государство обязано:

• рассматривать в качестве приоритетной задачи со­
хранение культурного достояния нации и обеспечи­
вать его передачу будущим поколениям;

• содействовать формированию у граждан интереса,
. любви и уважения к культурному наследию своего

народа, к культуре других народов;

• обеспечивать художественное и эстетическое воспи­
тание подрастающего поколения, поддержку моло­
дых дарований и воспроизводство -творческой элиты;


 



МЕНЕДЖМЕНТ -В СФЕР.Е КУЛЬТУРЫ


способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации; брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации;

привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, име­ющим культурно-историческую ценность; выявлять, учитывать и охранять составляющие дос­тояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на них прав собственности. Как субъект власти и права государство обязано: обеспечивать законодательную базу поддержки и раз­вития культурной жизни и принимать администра­тивные меры по неукоснительному соблюдению меж­дународных и государственных норм в области куль­туры;

создавать систему социальных, экономических и пра­вовых гарантий свободного творчества и профессио­нальной деятельности в сфере культуры; не допускать ущемления права граждан пользовать­ся своим родным языком;

обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека на учас­тие в создании, сохранении, распространении и по­треблении культурных ценностей; поддерживать негосударственные организации, спо­собствующие развитию культурной жизни, обеспечи­вать правовые гарантии и создавать реальные усло­вия (включая налоговую политику) для развития бла­готворительности в сфере культуры; стимулировать инициативу и участие различных групп населения в создании, сохранении, распростра­нении и потреблении ценностей культуры; осуществлять государственную политику по подго­товке компетентных кадров, способных осуществлять организационно-управленческую, консультативную, художественно-творческую,.' научно-исследователь­скую, экспертную деятельность в сфере культуры;


2, ОРГАНИаАЦИЮННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ




• способствовать установлению международных куль­турных контактов, связей и сотрудничества. Эти и другие идеи и положения легли в основу проек­та «Декларации прав культуры», разработанной по ини­циативе Почетного гражданина Санкт-Петербурга акаде­мика Д. С. Лихачева.

"к "к -к

Правовые рамки поддержки и развития сферы куль­туры определяются действующим законодательством. В российских условиях это прежде всего «Основы зако­нодательства РФ о культуре», принятые 09.10.1992 г. Целый ряд статей этого закона ликвидирует монополию государства на управление культурной жизнью. Закон провозглашает обязанности и оговаривает ответственность государственных органов за обеспечение свобод и само­стоятельности всех субъектов культурной деятельности, доступность культурных благ для социально-ослаблен­ных групп населения. Государство берет на себя обязан­ности по ведению статистического учета, информацион­ному и научно-методическому обеспечению культурной деятельности, развитию меценатства, благотворительно­сти, спонсорства по отношению к культуре.

Основными законодательными актами в этом плане являются: «Основы законодательства о культуре», зако­ны «О некоммерческих организациях», «Об обществен­ных организациях» и другие, ряд законодательных ак­тов, регулирующих вопросы авторского права, разгосу­дарствления имущества, охраны культурно-исторического наследия, ряд Указов Президента РФ.

Характеризуя организационно-экономические усло­вия развития -культурной жизни в России, можно кон­статировать, что начиная с 1989 г. в них сложились и закреплены последовавшим законодательством и норма­тивными актами три основных компонента:

1. Юридическая самостоятельность учреждений куль­туры. В качестве их учредителей могут выступать органы государственного управления, общественные организации, предприятия, трудовые коллективы, группы граждан — короче говоря, любые заинтересованные социальные силы. Основанием для начала работы является регистрация


 



-МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


устава в местных органах исполнительной власти. Со­держание, направления и формы работы определяются принятым уставом.

2. Хозяйственная самостоятельность учреждений куль­
туры, вытекающая из правовой. Учреждения культуры
могут принимать любую модель хозяйствования, вклю­
чая финансирование, материальное обеспечение и орга­
низацию заработной платы и экономического стимули­
рования (штатные ставки, бригадный и индивидуальный

подряд и т. д.).

3. Развитие программного бюджетного финансирова­
ния, переход в государственном бюджетном финансиро­
вании от финансирования сети учреждений к финанси­
рованию деятельности учреждений вне зависимости от
их формы собственности (система социального заказа).

О конкретных технологиях реализации этих условий будет говориться в следующем разделе данного пособия.

Органы государственного управления сферой культуры

• Государственное управление сферой культуры осуще­ствляют органы государственной власти, соответствую­щие государственному устройству общества.

Высшим должностным лицом РФ, согласно действу­ющей Конституции, является Президент, избираемый в РФ прямым голосованием граждан (т. е. получающий полномочия непосредственно от них) и наделенный од­новременно рядом функций как законодательной, так и исполнительной власти. Вопросы государственного уп­равления сферой культуры затрагиваются в Указах Пре­зидента, его законодательных инициативах. Эти доку­менты, подготавливающие их анализы и экспертизы, осу­ществляют советники по вопросам культуры, работающие в аппарате Президента.

Высшим органом законодательной власти в РФ явля­ется Законодательное собрание, состоящее из двух па­лат: Федерального собрания (образуемого из представи­телей законодательной и исполнительной власти субъек­тов федерации) и Государственной Думы, состоящей из депутатов, избираемых прямым голосованием граждан (за конкретных кандидатов и по партийным спискам).


2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ



Основными функциями законодательной (представитель­
ной) власти является разработка и принятие законов,
,'' утверждение государственного бюджета и контроль за

его исполнением, формирование органов исполнитель-
t ' ной власти. Все эти функции так или иначе касаются

', вопросов.культуры и сферы культуры, а в некоторой

|,| своей части посвящены ей непосредственно. Проекты за-

' i конов разрабатывает и принимает Государственная Дума,

■! затем они подлежат рассмотрению Федерального собра-

!' ния и вступают в силу после подписания Президентом.

| Для качественной подготовки и экспертизы проектов за-

', конов и бюджета по культуре, оценке деятельности дол-

и жностных лиц, в Думе образована депутатская Комис-

сия по культуре и историческому наследию. На свои заседания и слушания Комиссия приглашает по мере необходимости экспертов и специалистов, представите­лей общественности.

Высшим органом исполнительной власти в РФ явля­
ется Правительство РФ, образуемое решениями Законо­
дательного собрания и Президента. Функциями испол­
нительной власти является исполнение законов и утвер­
жденного бюджета, а также текущее государственное
управление соответствующими отраслями. Применитель­
но к сфере культуры эти функции осуществляет Мини­
стерство культуры РФ, возглавляемое Министром куль­
туры РФ. В структуре Министерства культуры действует
ряд управлений — по отраслям культурной деятельнос­
ти (музейное, библиотечное дело, концертная деятельно­
сть и т. д.) и функциям управления (финансирование,
контроль и инспектирование и т. д.). Кроме того, Мини­
стерство культуры осуществляет учредительские функ-
,: ции по отношению к государственным учреждениям куль-

' туры федерального значения (Большой театр, Эрмитаж,

Русский музей, Национальная библиотека и т. п.).

Та же структура органов государственной власти дей­
ствует на уровне субъектов РФ: республик, краев, облас­
тей. В каждой из них имеется высшее должностное лицо
(президент или губернатор), законодательное собрание
(или дума) и правительство (администрация). Они осу-
i ществляют те же функции государственного регулирова-

ния, только применительно к масштабам данного субъекта

" 50 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



федератщи (принимазют и исполняют законы и бюджет, формируют необходимые органы власти по отраслям и функциям управления). И при каждом органе законода­тельной власти формируются комиссии, занимающиеся вопросами сферы культуры, а в состав органов исполни­тельной власти входят соответствующие министерства (комитеты, управления) культуры, которые, помимо про­чего, осуществляют руководство соответствующей сетью учреждений культуры.

На местном уровне (район, город) воспроизводится фактически та же схема: представительная власть (депу­татский корпус) с соответствующими комиссиями, ис­полнительная власть (администрация) с соответствую­щими отделами культуры.

Вопросы поддержки и развития сферы культуры зат­рагивают функции и других органов государственного управления на всех уровнях от местного до федерально­го. Речь идет о таких государственных службах, на кото­рые возлагаются функции вневедомственного, контроля: Госкомимущество, Центральный банк, прокуратура, на­логовая инспекция, органы охраны порядка, санитарно­го надзора, противопожарной безопасности и т. д.

Ради полноты картины государственного управления сферой культуры следует упомянуть третью (по отноше­нию к законодательной и исполнительной) ветвь госу­дарственной власти — судебную, т.е. суды и арбитражи различного уровня {вплоть до федерального), в которых также приходится иногда решать вопросы, относящиеся к сфере культуры.

Информационное обеспечение управления в сфере культуры

Важнейшим условием эффективности современного менеджмента является информационное обеспечение при­нимаемых решений ъ контроля их реализации, анализа итогов деятельности. Речь идет не просто о сборе матери­алов и данных учета и отчетности, а о серьезном анали­тическом представлении состояния и развития сферы культуры (в федеральном и региональном масштабах), отдельных учреждений культуры.



 


2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ



'ЖШШШ&ЙШЯ


и1' v1'


Особое значение эта деятельность приобретает в ры­ночных условиях с учетом принципиальной многоуклад­ное™ сферы культуры. Важной оказывается не просто фактография состояния дел — первичное (фактологичес­кое) информационное обеспечение, а анализ состояния конкретных рынков услуг, тенденций их развития, экс­пертиз и оценок, рекомендаций, т. е. вторичное (анали­тическое) информационное обеспечение. Это та инфор­мация, подготовка и работа с которой в советское время велась от случая к случаю, в основном для подготовки каких-то партийных решений. В современных условиях это должна быть постоянная рутинная работа. Без такой информации, с очевидностью, невозможно принятие оп­тимальных решений по государственной поддержке сфе­ры культуры, развитие спонсорства и благотворительно­сти, сотрудничество сферы культуры и сферы туризма.

Не менее очевидно и то, что государственные органы управления сами непосредственно эту работу осуществ­лять не могут и не должны. Речь должна идти о созда­нии информационно-аналитических, информационно-маркетинговых, рекламных, информационно-издатель­ских и подобных служб (центров,, агентств). Удачным примером такой службы является Институт культурных программ, созданный Комитетом по культуре Петербур­га вместо Единого научно-методического центра КПР и НТ, Методического кабинета и Курсов повышения ква­лификации. Главной его задачей стало именно информа­ционное обеспечение культурных программ и проектов, помощь в их продвижении. С использованием опыта его работы был создан Информационно-маркетинговый центр Министерства культуры Республики Коми. Разумеется, что на первых порах создание таких служб, обеспечива­ющих информационную инфраструктуру сферы, долж­ны инициировать региональные органы государственно­го управления — собирать первичную фактологическую информацию легче с участием органов управления и ста­тистики. Зато последующее ведение баз данных, в том числе и поставляемых тем же государственным органам, информационные службы могут самостоятельно. Жизнь показывает, что очень скоро деятельность таких служб способна принять самостоятельный и даже — коммер-


 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


ческий характер, при минимальном бюджетном финан­сировании конкретных видов деятельности, важных имен­но для государственного регулирования.

На базе таких информационно-аналитических цент­ров естественно развитие повышения квалификации ра­ботников культуры, проведение семинаров и конферен­ций, издательская деятельность, обеспечивающая управ­ление сферой, паблисити, формирование и продвижение образа региона, культурных проектов и программ, при­влечение и аккумулирование средств на их осуществление из различных источников, сотрудничество со СМИ и т. д.

2.2

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Российская сфера культуры динамично реагирует на социальные и экономические изменения в обществе, в том числе и на постепенное приведение технологии ме­неджмента в соответствие с принципиальной многоук-ладностью, гибкостью и пластичностью самой сферы куль­туры. Например, те же учреждения культуры и те же работники культуры, как и всегда, собственно, занима­ются подготовкой и проведением выставок, конкурсов, фестивалей, концертных программ, вечеров и т. п. Кто кроме работников культуры имеет профессиональный опыт проведения таких акций? Другой разговор, что су­щественно меняется заказчик этих мероприятий и ак­ций. Несколько отходят с первого плана (вместе с бюд­жетным финансированием) органы государственной вла­сти. Но деятельность коммерческих структур, банков, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и организаций, партий, общественных движений проявля­ет, все большую заинтересованность в сфере культуры.

В этом плане они даже оказываются зачастую более продвинутыми к сотрудничеству, чем сама сфера куль­туры и работники культуры, привыкшие к государствен­ному финансированию и дотациям. Можнов связи с этим привести пример одного совхоза в Пермской области, директор которого с помощью детского музыкального коллектива своего Дома культуры осуществил успеш­ную PR-кампанию (с выездом в Германию и Францию).


2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ




Одним из итогов его благотворительности стали соврё' менные технологические линии по производству колбас и консервов, свое производство, снявшее мучительную проблему сдачи и доставки скота на мясокомбинат. При­чем, сделано все это было буквально «на хвосте» у куль­турной программы поддержки совхозом детского кол­лектива и его международных успехов. Или можно при­вести пример предложения одного из наиболее богатых «new Russians», в Челябинске финансировать подготовку и проведение двух общегородских праздников. Оба эти примера (можно было бы привести и многие другие) объе­диняет одно: эти предложения — и со стороны старого опытного хозяйственника, и со стороны предпринимате­ля-коммерсанта — были полной неожиданностью для работников культуры, на которых они «свалились».

Слухи о гибельности рыночной экономики для сфе­ры культуры оказались сильно преувеличенными:. Не­смотря на трудности с бюджетным финансированием, например, в Петербурге не закрылся ни один театр, наоборот, открылись еще девять. Ярким событием в театральной жизни города стал уже регулярный теат­ральный, фестиваль стран Балтики, не имеющий прак­тически бюджетной поддержки. В России, как и во веем мире, политика, экономика, коммерция не могут пол­ноценно и эффективно действовать без сотрудничества со сферой культуры.

Кроме того, бурно развивается некоммерческий мар­кетинг и деятельность соответствующих некоммерчес­ких (нонпрофитных) организаций: фондов, организаций, движений, агентств, бюро. Их работа во многом заклю­чается в поддержке культурных проектов и программ, учреждений культуры, творческих союзов, объединений, исполнителей и коллективов.

 

Еще одна специфически российская черта. За рубе­жом приемы, презентации, конференции, семинары про- '■"■ водятся в основном на базе отелей. Это давно уже сло­жившаяся и устойчивая сфера гостиничного бизнеса. В России же с ее слабо развитой гостиничной сетью, низ­ким уровнем обслуживания, отсутствия в гостиницах необходимых для проведения подобных акций конфе­ренц-залов, банкетных залов и т. п., эта деятельность

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


осуществляется на -базе все тех же бывших культурно-просветительных учреждений. Даже аренда приемных и представительских офисов фирмами, не имеющими соб­ственных помещений,, в России перспективна опять-таки именно на базе сложившейся сети клубных учреждений, А кто лучше библиотечных учреждений профессиональ­но подготовлен для информационного обслуживания, организации контактов с прессой и т. п.?

Сказанное упомянуто с единственной целью — аргу­ментировать перспективы, и немалые, открывающиеся перед российской сферой культуры, учреждениями куль­туры и работниками культуры в плане возможностей негосударственной поддержки социально-культурной сферы.

Рассмотрим подробно основные формы такой под­держки.

Спонсорство, благотворительность, патронаж

Сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса предполагает реальные конкретные дела в соци­альной сфере, науке, -образовании, культуре, нередко далеко выходящие за рамки сферы непосредственной де­ятельности коммерческих, промышленных, тортовых фирм,, связанные с организационвой, экономической, прежде всего — финансовой поддержкой деятельности учреждений культуры, коллективов, начинаний, иници­ативных групп, 'Отдельных лиц.

Причем не всегда речь идет о чистом альтруизме. Очень часто подобная деятельность удовлетворяет вза­имные интересы, в том числе и интересы фирмы, связан­ные с перспективами ее развития. В российской же прак­тике зачастую бытуют две крайности. Либо необходимость общности интересов начисто упускается из виду и к «спон­сору» идут фактически как к меценату, прося у него сред­ства на решение «проблем, затрагивающих собственные интересы, а иногда — на факт существования. Этакий «социально-культурный рэкет» кроме обид и взаимонепо­нимания не несет ничего, а является он следствием эле­ментарной яеграмотности в плане некоммерческого марке­тинга и менеджмента, PR..Другой крайностью является


2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ



откровенный цинизм и чисто коммерческий подход к социально-культурной сфере, покупка в ней неких рек­ламных и других услуг.

Между тем сфера организационно-экономического сотрудничества бизнеса и социально-культурной сферы достаточна богата формами. По крайней мере, следует различать три основных их вида: спонсорство, патронаж и благотворительность. В первом случае — это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т. е. взаимо­выгодное сотрудничество, реализация совместных про­ектов. Недаром спонсорская поддержка оформляется до­говором, содержащим взаимные обязательства сторон (спонсирующего и спонсируемого). Обычно речь идет о конкретных временных, хотя и, возможно, масштабных проектах.

Спонсирование может осуществляться в виде выделе­ния финансовых средств (субсидировании), оплате сче­тов, возвратных или частично-возвратных платежей, за­купок оборудования, инструментов, инвентаря, учреж­дении премий, стипендий, гонораров, призов и т. д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская поддержка, должны быть оформлены спе­циальным договором и прилагаемыми к нему специаль­ными протоколами.

Патронаж — покровительство, не только финансовое, ко и организационное, оказываемое на стабильной и дол­говременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определен­ными правами и обязательствами. Примером может слу­жить широко практикуемое'в зарубежном музейном деле «членство» (membership).

Речь идет об участии в попечительских и других со­ветах с предоставлением различных льгот и прерогатив1 таким патронам, в зависимости от уровня и масштаба оказываемой ими поддержки. Членство обеспечивает за­рубежным музеям зачастую основные поступления, по­зволяя делать вход в музей практически бесплатным. Фактически, membership — не что иное как соучреди-

56 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


хельство. Оно и оформляется соответствующими органи­зационными документами (уставами и положениями о попечительских и прочих советах). По ряду вполне по­нятных причин membership в современной России не имеет широкого распространения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.