Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические аспекты темы. Тема Понятие маркетинга, его цели, принципы и функции




Тема Понятие маркетинга, его цели, принципы и функции

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ»

 

Содержание темы

 

Маркетинг как наука, философия бизнеса и вид деятельности на предприятии. Сущность маркетинга. Цели системы маркетинга. Функции маркетинга. Принципы маркетинга. Объекты и субъекты маркетинга. Состояние и перспективы развития маркетинга. Государственное регулирование маркетинговой деятельности.

Основные понятия маркетинга. Социальная ориентация маркетинга. Эволюция концепций маркетинга. Современные концепции маркетинга. Понятие концепции управления маркетингом. Основные этапы становления и развития маркетинга. Сферы применения маркетинга.

Комплекс маркетинга. Становление маркетинга в России. Состояние маркетинга на российских предприятиях. Отношение к маркетингу в современной России. Стратегические конъюнктурные приоритеты маркетинга.

Виды маркетинга. Маркетинг организации. Маркетинг личности. Маркетинг идей. Маркетинг места. Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса.

Маркетинг как наука, философия бизнеса и вид деятельности на предприятии. Сущность маркетинга. Как теория маркетинг зародился в конце XIX в., когда американские экономисты стали вполне обоснованно полагать сбыт основным сдерживающим фактором развития производства. А уже в 1902 г. в Мичиганском и Калифорнийском университетах читались курсы лекций по маркетингу. С точки зрения американских маркетологов, маркетинг должен был стать инструментом создания определенного жизненного стандарта. В Европе маркетинг как научная и практическая деятельность стал развиваться после второй мировой войны (50-60 гг.), в Японии - в 70-е годы.

В России маркетинг стал развиваться около 10 лет назад, и он носил название «социалистический маркетинг». Не все приветствовали маркетинг как философию бизнеса и пессимизм со стороны руководителей предприятий оставался до 1994 года. Лишь в 1995 году появился спрос на маркетинговые исследования.

Отечественные экономисты и практики могут позаимствовать теоретические основы мирового маркетинга, но разброс в годах не позволяет сравнивать его в практической деятельности. Реализация маркетинга в нашей стране, в первую очередь, будет зависеть от рыночных условий.

Широкое распространение маркетинг получил, когда возникли определенные экономические предпосылки, а именно:

· резкий рост производства, усложнение экономических связей;

· ускорение НТП и как следствие резкое сокращения жизненного цикла товара;

· разнообразие товаров и услуг;

· перенасыщение национальных и мировых рынков;

· обострение конкуренции, борьба за покупателя;

· общее увеличение неопределенности рыночной конъюнктуры.

Таким образом, объективная необходимость в маркетинговой деятельности возникла лишь на достаточно высоком уровне развития производства, соответствующей научно-технической базе, развитой инфраструктуре рынка и наличии других признаков экономически развитого государства.

В экономической литературе существуют более 2000 различных определений маркетинга. Однако все экономисты сходятся в одном, что «маркетинг» - явление так или иначе связанное с рынком, рыночными процессами, рыночной деятельностью. Определения маркетинга могут быть объединены в две основные группы: классические (ограниченные) и современные (обобщенные). В классическом понимании маркетинг определяется как предпринимательская деятельность, целью которой является продвижение товаров и услуг от производителя к покупателю или потребителю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации. Широкий диапазон маркетинга был официально признан Американской ассоциацией маркетологов (ААМ) в 1985 г., когда традиционное определение маркетинга, одобренное ею в 1960 г. было заменено следующим: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций».

В настоящее время ААМ приняла следующее определение маркетинга: «Маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена».

Приведем и другие определения маркетинга:

По Ф. Котлеру, «Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

А.Н. Романов определяет маркетинг как «комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философию бизнеса, цель которой - смягчение кризисов перепроизводства, наконец, процесс сбалансирования спроса и предложения».

Согласно Е.П. Голубкову, в широком понимании маркетинг - социально-управленческий процесс, целью которого является получение с помощью обмена необходимых товаров и услуг для отдельных индивидов, социальных групп и предприятий. В узком смысле маркетинг - это ведущее направление управленческой деятельности, включающее изучение, анализ, планирование, осуществление и контроль за выполнением программ по изучению потребительского спроса и созданию продукции, которая максимально удовлетворяет требованиям потребителей и производителей.

В.Е. Хруцкий в своей работе «Современный маркетинг» предлагает такое определение: маркетинг - это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю.

По мнению П.С. Завьялова и В.Е. Демидова сущность маркетинга лучше всего раскрывает такое определение: маркетинг - это процесс, заключающийся в прогнозировании потребностей потенциальных покупателей и в удовлетворении этих потребностей путем предложения соответствующих товаров - изделий, технологий, услуг и т.д.

Концепция маркетинга как философия бизнеса является основным средством обмена и коммуникаций между производителями и потребителями.

Причина большого разнообразия определений маркетинга - в специфике и масштабах проблем, решаемых в процессе производства, сбыта, рекламы, технического обслуживания и т.д. В термин «маркетинг» специалисты вкладывают двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления (философия бизнеса) в условиях рыночных отношений.

В качестве функции управления маркетинг имеет не большее и не меньшее значение, чем любая другая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, опытно-конструкторскими работами, материально-техническим снабжением и т.п., т.е. все компании выполняют функцию маркетинга, даже если она состоит лишь в выборе посредника для продажи своей продукции. Но это не значит, что они руководствуются философией маркетинга.

В качестве философии бизнеса маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как демократический процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех той компании, которая ставит перед собой задачу изучить характер потребностей и удовлетворить их возможно более полно. В этой связи на первый план выходит «ориентация на потребителя», предполагающая дифференцированный подход к рынку с учетом потребностей конкретных потребителей.

Кроме «ориентации на потребителя» в маркетинге необходима системность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности.

Системность означает, что применение маркетинга эффективно только в том случае, если он используется как единая система, т.е. применение отдельных маркетинговых действий не дает положительных результатов.

Использование маркетинга как «философии бизнеса» требует принципиально новых подходов к управлению производственно-хозяйственной деятельностью, которые позволили бы успешно решать следующие практические задачи:

· оперативно внедрять новую технику и технологию;

· быстро менять ассортимент изделий, приспосабливаться к запросам различных групп потребителей;

· совершенствовать организацию сбыта продукции путем исследования рынка, стимулирования объемов продаж, экономического воздействия на производителя;

· постоянно вести работу по повышению эффективности производства, укреплению конкурентоспособности товаров, гибкости производственных процессов и т.д.

Сущность маркетинга заключается в том, что следует производить ту продукцию, которая имеет сбыт на рынке, а не пытаться реализовать то, что предприятие может произвести.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.