Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнегреческие и византийские источники




Народы степной Евразии издревле привлекали внимание историков и географов стран античной цивилизации. Одним из древнейших исторических трудов, где упоминаются обитатели степей Западной Евразии – скифы, является «История» Геродота (V в. до н. э.). В этом сочинении приводятся сведения о местах расселения скифов и соседних с ними народов, об их хозяйственной жизни, быте и обычаях, а также об общественных отношениях. [Геродот, 1972]

Сведения о скифах содержатся в сочинении древнегреческого историка Арриана (II в. н. э.) «Анабасис Александра». В этом труде содержится информация о дипломатических отношениях Александра со скифами в Средней Азии.

Значительный материал по истории причерноморских, прикаспийских и среднеазиатских территорий даёт труд древнегреческого географа и историка Страбона (примерно 63 г. до н. э. – 20 г. н. э.) «География». Большую ценность представляют сведения, касающиеся политической истории, раскрывающие взаимоотношения между греческими городами и скифами, рассказывающие о походах киммерийцев и др.

Много материалов о племенах Северного Причерноморья и Северного Прикаспия имеется в «Географии» Птолемея Клавдия (первая половина II в. н. э.). Эти территории названы автором Сарматией, по имени господствовавшего в то время народа – сарматов.

Ценные сведения о скифах содержатся в сочинении древнеримского историка I в. н. э. Квинта Курция Руфа «История Александра Македонского» [Квинт Курций Руф, 1812].

Одним из важнейших источников по истории гуннов в IV в. считался и считается труд римского историка Аммиана Марцеллина «Деяния». Автор достаточно подробно рисует быт гуннов, их нравы и обычаи. Однако, используя этот источник, надо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, Аммиан Марцеллин был не беспристрастным историком, а талантливым рассказчиком, художником, с собственным видением мира, оригинальными литературными приёмами и средствами изобразительности. Очень часто он прибегал к методу контрастирования, резко выделяя добро и зло [Удальцова, 1984, с. 137]. Гунны у Марцелина – это воплощённое зло, для них он не находит ни одного доброго слова, поэтому об объективности автора говорить не приходится. А во-вторых, по мнению некоторых зарубежных исследователей, Аммиан Марцеллин не мог иметь полностью достоверных сведений о гуннах. Они не соглашаются с тем, что его описание полностью соответствует действительности, и полагают, что оно сконструировано из общих мест, употребляемых античными авторами при описании кочевых народов [см.: Ибатуллин, 1999]. На русском языке сочинение Аммиана Марцеллина увидело свет в 1908 году в Киеве [Кулаковский, 1908].

Ценнейшим источником по истории гуннов в V в. является сохранившееся лишь во фрагментах сочинение Приска Панийского «Византийская история и деяния Аттилы». Дипломат и историк Приск Панийский был одним из самых ярких и талантливых писателей, запечатлевших необычайную по своей жизненности и правдивости картину как так называемого «варварского», так и римского мира в эпоху великого переселения народов. Будучи сам участником посольства восточноримского (византийского) императора Феодосия II в ставку Аттилы в Паннонию, он оставил рассказ об образе жизни, быте гуннов, о самом Аттиле и о его окружении. Главное, что отличает Приска Панийского от многих его современников, – это объективность и отсутствие враждебности при описании социального строя, быта и нравов гуннов и других племён. Приск с восхищением описывает внутреннее и внешнее убранство дворца предводителя гуннов Аттилы. Ему понятна красота народных обычаев гуннов. Никто из ранневизантийских писателей не оставил такого яркого, написанного с натуры, жизненно правдивого портрета Аттилы, как Приск. Аттила у него – незаурядный государственный деятель, ведущий активную международную политику. Для Приска Аттила скорее не полководец и завоеватель, а правитель и справедливый судья своего народа. Он гостеприимный хозяин, умеющий принять иноземных послов. Приск, отмечая великолепие дворца Аттилы, несметные богатства, подчёркивает его воздержанность, умеренность и пренебрежение к роскоши.

Живой и образный рассказ о посольстве византийцев к Аттиле составил славу Приска как писателя. «По подкупающей правдивости и простоте картина двора Аттилы может сравниться с лучшими страницами античной историографии. Беспримерная для византийца объективность по отношению к варварам, глубокое понимание исторического значения передвижения огромных масс людей, принявшего характер так называемого великого переселения народов, знание жизни, мастерское изображение характеров, умение обобщить материал и выделить главное выдвигают труд Приска на одно из первых мест среди исторических сочинений ранневизантийских писателей. Приску удалось создать поистине выдающееся историческое произведение не только благодаря своему таланту и наблюдательности, но и потому, что его глаза не застилала пелена ложного римского патриотизма и презрения к варварам; он смог увидеть в гуннах и славянах, в Аттиле и других варварах живых людей с их достоинствами и недостатками» [Удальцова, 1984, с. 371-379]. Книга Приска была переведена на русский язык Г. С. Дестунисом [Сказания Приска Панийского, 1861].

Значительное место гуннам уделил в своём сочинении «О происхождении и деяниях гетов» («Getica») позднеримский историк Иордан, живший уже в VI в. В этой книге представлена грандиозная картина «великого переселения народов» в IV–VI вв. Иордан обрисовал движение племён с севера и востока и их борьбу с Римской империей. Он включил в своё сочинение целые отрывки из Приска Панийского и таким образом сохранил ценнейшие части его записей, не вошедшие в имеющиеся фрагменты сочинения самого Приска: о Каталунской битве, о смерти Аттилы и др. [Скрижинская, 1997, с. 271]. Однако оценки гуннов Иордана резко отличаются от оценок Приска. Иордан акцентирует внимание на жестокости, вероломности гуннов. Он рисует малопривлекательный образ Аттилы, выставляя его, прежде всего, грозным завоевателем, угрожающим всему миру. На русском языке имеется перевод этого сочинения, сделанный Е. Ч. Скрижинской [Иордан, 1997].

Сходную позицию по отношению к «варварам» занимал современник Иордана, известный византийский историк Прокопий Кесарийский. Для изучения истории народов Восточной Европы представляет интерес «История войны с готами». Значение этого источника определяется личными наблюдениями Прокопия, который был советником и секретарём византийского полководца Велизария и вместе с ним участвовал в походах против персов, вандалов, остготов. Кроме того, Прокопий пользовался различными письменными источниками, многие из которых не сохранились. При описании так называемых «варварских» племён Прокопий, с одной стороны, отдаёт должное их воинственности, доблести, гостеприимству и другим положительным качествам. Но, с другой стороны, в его сочинении звучат нотки презрительного превосходства образованного римлянина над «грубыми варварами». Очень часто Прокопий проявляет к «варварам» открытую враждебность. Однако он высказывал мысли о необходимости известного компромисса между империей и «варварами». «Сочинение Прокопия – неоценимый источник для изучения этногенеза, общественного строя, религии, быта и нравов многих варварских племён и народов, с которыми так или иначе сталкивалась Византия в ту эпоху. Особенно важны известия Прокопия для понимания грандиозных перемен на этногенетической карте Европы в период так называемого переселения народов» [Удальцова, 1984, с. 159]. В 1993 году вышел сборник сочинений Прокопия Кесарийского в переводе А. А. Чекаловой [Прокопий Кесарийский, 1993].

Одним из выдающихся авторов, освещавших историю византийской дипломатии и внешней политики империи в VI-VII вв., был Менандр Протектор, мало уступавший силой таланта Приску Панийскому. В отличии от Приска Менандр не был дипломатом по профессии. Он был юристом, по образованию, и находился на имперской государственной службе. Сочинение Менандра сохранилось лишь во фрагментах, которые охватывают период с 558 по 582 г. В своей работе Менандр использовал дипломатическую переписку, донесения византийских послов, исторические сочинения, рассказы очевидцев и личные наблюдения. Одним из самых ярких моментов его сочинения является описание посольства византийского дипломата Земарха в Тюркский каганат. Этот рассказ наполнен яркими красочными деталями и в чём-то схож с повествованием Приска Панийского. Менандр описывает обычаи, быт тюрок. Особенно ярко дано описание роскошного убранства шатра правителя тюрок и пира устроенного в честь византийского посольства. Сообщение Менандра отличается живостью изложения, достоверностью деталей, правдивостью описания виденного очевидцами. Рассказ Менандра о первом знакомстве с Тюркским каганатом – выдающееся явление в ранней византийской историографии. Сочинение Менандра является одним из важнейших источников по истории древних тюркских народов; многие сведения из его рассказа нашли подтверждение в археологических исследованиях последних лет и в восточных, в частности в китайских, летописях. «Если Приск писал о гуннской державе и её правителе на основе личных впечатлений, то рассказ Менандра о государстве тюрок, хотя и наполнен красочными деталями, всё же не принадлежит перу очевидца, а основан главным образом на устных рассказах участников византийского посольства или на каких-то утраченных ныне дипломатических документах. Однако Менандр, как и Приск, в своих рассказах о дипломатической деятельности Византии в VI в. – отнюдь не плоский компилятор, а мыслящий историк, хотя и не обладающий таким жизненным опытом и таким талантом художественного изображения, как его предшественник» [Удальцова, 1984, с. 389-392]. Сочинение Менандра в переводе С. Дестуниса было издано в 1860 году [Менандр, 1860].

Сведения о тюрках, болгарах, аварах и других племенах Евразии содержатся в сочинении Феофилакта Симокатты. Симокатта жил при дворе византийского императора Ираклия, чьи взгляды он разделял. Свой труд – «История» он задумал как продолжение труда Менандра, о котором Симокатта упоминает с похвалой. «История» Симокатты охватывает период с 582 по 602 г., её главная тема – войны, которые вела Византия на Балканском полуострове со славянами и аварами и на восточной границе – с Ираном [Пигулевская, 1957, с. 11]. Сочинение Симокатты в переводе Н.В.Пигулевской было опубликовано в 1957 году [Феофилакт Симокатта, 1957]

Экскурсы о болгарах, аварах и других народах имеются в сочинении жившего в IX в. патриарха Никифора «Бревиарий» («Краткая история»). Это сочинение примыкает к хронике Феофилакта Симокатты (изложение начинается с VI в.) [Бибиков, 1989, с. 90]. Имеется перевод сочинения Никифора, изданный в 1980 году [Патриарх Никифор, 1980].

Значительное развитие историческая наука в Византии получила в период правления императора Константина VII Багрянородного (905-959). Эта эпоха, получившая название «византийского энциклопедизма», была отмечена новым подъёмом образования, культуры, литературного творчества, духовной жизни [ Бибиков, 1989, с. 95]. Большинство памятников исторической мысли Х в. так или иначе связано с именем императора. В одних случаях он был вдохновителем и инициатором исторических сочинений, в других, вероятно, редактором, а в третьих, автором. В период правления Константина были составлены различные тематические сборники, в которых использовался богатейший историографический материал: «О посольствах», «О полководческом искусстве» и др. Тексты сочинений Приска Панийского, Менандра и других авторов известны нам лишь благодаря выпискам из них в сочинениях эпохи Константина. Перу самого императора принадлежат такие работы, как «О фемах», «О народах» и др. [Константин Багрянородный, 1899]. В трактате «Об управлении государством», который Константин адресовал своему сыну Роману, даются практические наставления по внешнеполитическим вопросам и приводятся сведения о так называемых «варварских» народах, с которыми Византия имела контакты – о печенегах, хазарах, болгарах и др. Так Константин подробно рассказывает о строительстве хазарами на Дону Крепости Саркел. [Бибиков, 1989, с. 96-97].

Ценные сведения о тюркских народах евразийских степей содержатся в труде византийского историка XII в. – дочери императора Алексия I – Анны Комниной «Алексиада» [Анна Комнина, 1965].

К византийским историческим сочинениям примыкают труды сирийских христианских историков VI в. Захария Ритора и Иоанна Ефесского. В этих работах содержится обширная информация об истории народов Кавказа, Восточной Европы и Средней Азии [Пигулевская, 1941]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.