Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление как процесс




Теории и законы памяти

1. Законы забывания. Одной из первых психологических теорий памяти, сохранившей свою актуальность до сегодняшнего дня была ассоциативная теория. В ее основе лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами. Здесь память понимается как сложная система ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. В рамках этой теории Г.Эббингауз открыл закон забывания, представленный в виде кривой. В течение 1-го часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней составляет менее 20% от общего числа первоначально выученного. Явление реминисценции. Почему-то у человека иногда неожиданно для него в памяти всплывает информация, полученная 2 – 3 дня назад.

2. Законы запоминания. Эффект края: Помнится первая и последняя информация. Эффект Зейгарник. Память на незавершенные действия. Значение структурирования материала. Роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Роль подкреплений в запоминании материала. Роль положительных и отрицательных эмоций. Наличие или отсутствие смысловых связей.

 

Лекция 5. Мышление и речь, их роль в познании. Воображение как познавательный процесс».

1. Мышление как процесс. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Понятийное и проблемное мышление. Культурно-историческая природа мышления. Практическая деятельность как основа человеческого мышления. Мышление и рефлексия. Рациональное и интуитивное мышление. Творческое, креативное и эвристичесоке мышление. Творческое (продуктивное) и репродуктивное (шаблонное) мышление. Мышление как способ присвоения и развития творческого опыта человечества.

2. Вторая сигнальная система и речь. Функции речи и ее виды. Развитие речи. Единство мышления и речи.

3. Функции и виды воображения. Воображение и творчество. Виды, свойства и закономерности воображения.

 

Главное отличие мышления от других познавательных процессов в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, которую надо решить. Мышлениеэто отражение бытия в виде отдельных вещей, явлений, их свойств и связей между ними в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, присутствует во всех других познавательных процессах. Мышление раскрывает суть вещей.

Формы мышления:

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Бывают: конкретные и абстрактные; единичные и общие.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Бывают общими, частными и единичными; истинными или ложными.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями) в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение.

Эмоции не только могут искажать, но и стимулировать мышление. Они выполняют эвристическую и регулятивную функцию.

Логические операции: Сравнение. Анализ. Синтез. Абстрагирование. Обобщение. Конкретизация. Систематизация. Классификация. Индукция – движение знания от единичных утверждений к обобщенным положениям. Дедукция – движение мысли от более общего суждения к частному и единичному.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.