Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение научного исследования




Как уже отмечалось, проведение научного исследования составляет основу будущей дипломной работы. Все другие аспекты (написание текста дипломной работы, её соответствие требованиям ГОСТа, предзащита, защита перед Государственной экзаменационной комиссией и т.д.) лишь раскрывают, дополняют и логически вытекают из проведенного научного исследования.

Первым и очень важным этапом выполнения дипломной работы является выбор ее темы. Для выбора темы необходимо, чтобы студент имел определенное представление о специфике управленческой деятельности в сфере физической культуры, спорта и туризма. На 1 и 2 курсах студенты изучают структуру физической культуры, спорта и туризма, основные принципы управления, основные положения общей теории менеджмента, основы деятельности профессиональных спортивных организаций, теорию и практику деятельности туристских организаций по предоставлению услуг экскурсионного туризма и другие. Кроме того, студенты знакомятся с практической деятельностью спортивных, физкультурно-оздоровительных и туристических организаций и приобретают практический опыт в процессе прохождения непрерывной практики, которую они осуществляют с первого курса.

Это дает им возможность достаточно глубоко познакомиться с основными положениями наук об управлении и сориентироваться в выборе темы. Дальнейшее углубление темы производится индивидуально в процессе общения и работы с руководителем дипломной работы, самостоятельным изучением специальной литературы, прохождением теоретических и практических дисциплин общего курса и предметов направлений специальности.

Студенты могут выбрать темы в соответствии с тематикой курсовых и дипломных работ, ежегодно дополняемой и утверждаемой кафедрой менеджмента спорта и туризма. Подчеркнем, что эта тематика постоянно обновляется и является ориентировочной. Многие темы, представленные в тематике дипломных работ, сформулированы в наиболее общем виде и в дальнейшем требуют своего раскрытия.

Более того, студент по своему усмотрению может предложить инициативную тему, согласовав ее с руководителем и заведующим кафедрой. Он должен сформулировать выбранную тему и обосновать причину ее выбора.

Наиболее приемлемыми направлениями научных исследований для их раскрытия в дипломных проектах являются следующие:

- структура и содержание деятельности различных звеньев управления международным спортивным и туристическим движением;

- структура и содержание деятельности различных звеньев национальной системы физической культуры, спорта и туризма;

- различные компоненты менеджмента в деятельности физкультурных, спортивных и туристических организаций;

- различные компоненты маркетинга в деятельности физкультурных, спортивных и туристических организаций;

- психологические и социально-психологические аспекты деятельности физкультурных, спортивных и туристических организаций;

- личность руководителя физкультурных, спортивных и туристических организаций и его социально-профессиональный уровень;

- правовые аспекты деятельности физкультурных, спортивных и туристических организаций;

- экономические основы деятельности физкультурных, спортивных и туристических организаций;

- особенности кадрового обеспечения физкультурных, спортивных и туристических организаций;

- социально-профессиональный уровень работников физкультурных, спортивных и туристических организаций и пути его повышения;

- информационное обеспечение деятельности физкультурных, спортивных и туристических организаций;

- бизнес и предпринимательство в сфере физической культуры, спорта и туризма;

- документальное сопровождение и обеспечение управленческой деятельности физкультурных, спортивных и туристических организаций и т.д.

Кроме того, могут быть предложены и выбраны другие направления исследований, связанные со спецификой управленческой деятельности и особенностями работы основных звеньев физической культуры, спорта и туризма и структур управления ими.

При выборе темы необходимо учитывать ее научно-практическую актуальность и значимость, в чем должен помочь руководитель курсовой работы. Кроме того, необходимо оценить имеющиеся теоретические материалы и наличие возможности получить эмпирический материал (статистические данные, результаты исследований, табличный материал и т.д.). Следует предусмотреть возможность дальнейшего расширения и углубления исследования с учетом требований, предъявляемых к магистерской диссертации, если выпускник в дальнейшем изъявит желание поступать в магистратуру.

Дипломная работа не должна носить чисто реферативный характер, а быть обязательно ориентированной на проведение исследования, связанного с анализом факторов повышения эффективности управленческой деятельности физкультурных, спортивных и туристских организаций различного уровня.

Выбрав тему будущей дипломной работы и согласовав её название с научным руководителем, студент пишет письменное заявление в произвольной форме на имя заведующего кафедрой менеджмента спорта и туризма с ходатайством об утверждении выбранной темы дипломной работы. Поданное заявление должно быть согласовано и подписано (завизировано) научным руководителем дипломной работы. В последующем, все заявленные темы дипломных работ утверждаются протоколом заседания кафедры.

Выбрав предполагаемую тему дипломной работы, студент начинает искать, подбирать и составлять библиографию по теме. Библиография составляется на библиографических карточках, или выдается списком на основе электронного каталога библиотеки.

После того, как подобрана литература по теме, студент показывает составленную библиографию научному руководителю, который просматривает ее и отбирает те литературные источники, которые представляют наибольший интерес с точки зрения выбранной темы. После этого, студент начинает реферирование литературы, чтобы более глубоко разобраться в изучаемой проблеме, иметь о ней представление и суметь составить план, содержание и структуру будущей дипломной работы.

Как правило, реферируют (выписывают) следующие компоненты текста:

- основные теоретические положения, относящиеся к выбранной теме;

- особые взгляды автора реферируемого литературного источника на рассматриваемую проблему;

- фактический материал, отражающий количественную сторону рассматриваемой проблемы;

- выдвинутые автором гипотезы и предположения и пути их доказательств;

- рекомендуемые автором предложения по повышению эффективности протекания изучаемого процесса;

- другие особенности реферируемого текста, имеющие отношение, по мнению студента, к изучаемой проблеме.

Следует особо подчеркнуть, что студент не сможет определиться с содержанием, структурой, целями и задачами и т.д. своей дипломной работы, если предварительно глубоко не ознакомится с литературой и не зареферирует ее.

Реферирование литературы следует проводить на отдельных листах бумаги с полным библиографическим описанием источника в соответствии с ГОСТом и указанием страниц, с которых осуществлялось реферирование (выписывание фрагментов текста). В том случае, если использовался компьютер, реферирование (выписка отдельных наиболее существенных фрагментов текста) осуществляется таким же образом. При “перекачке” текста из Интернета должен быть полностью указан адрес источника и воспроизведены цитируемые части текста с указанием страницы.

Дипломная работа, представленная на опроцентовке в конце 6 семестра без соответствующих рефератов, показывающих, что студент работал с литературой, “отсеивается” и студент не допускается к экзаменам по предметам направлений специальности.

При подборе и реферировании литературы особое внимание следует уделять новейшим источникам, то есть изданиям последних лет, так как они освещают последние достижения науки в соответствующей области знаний. Кроме этого, возможно использование материалов периодических изданий, особенно с целью получения эмпирической информации, а также научные сборники, журналы, научные статьи, отчеты, методические материалы, монографии и т.д. Отметим, что новизна (год издания) литературных источников, использованных в курсовой работе, их количество учитывается на предзащите, при написании рецензии и защите дипломной работы перед Государственной экзаменационной комиссией.

Перед выполнением дипломной работы, написанием отдельных ее разделов, составлением концепции и плана работы, определением ее целей и задач и т.д., необходимо еще раз внимательно просмотреть записи, сделанные в процессе изучения литературы и её рефераты по отдельным источникам.

Важным компонентом выполнения научного исследования, лежащего в основе дипломной работы, является разработка программы научного исследования. В наиболее общем виде программа исследования состоит из двух частей: методологической и процедурной.

Методологическая часть программы отвечает на вопрос «что исследуется?». Она включает в себя следующие этапы:

Формулировка проблемы исследования. Любое исследование проводится тогда, и только тогда, когда исследователь осознает проблему. Проблема – это осознаваемое противоречие между тем, что есть, и тем, что должно быть; между усилиями и результатами деятельности; между целями и использованными средствами. Поэтому, студент вместе с руководителем, должен четко понимать, в чем кроется суть проблемы, которая требует своего разрешения в рамках проводимого исследования.

Определение цели и задач исследования. Цели исследования – достижение конкретного конечного результата, отражающего особенности изучаемого управленческого процесса. Отметим, что цели дипломного исследования можно подразделить на два уровня. Теоретическая цель заключается в изучении особенностей протекания каких-то процессов, а практическая – в разработке практических рекомендаций о том, что надо делать, чтобы изучаемый процесс протекал в заданных рамках. Задачи исследования – это промежуточные цели, которые необходимо достичь для реализации основной цели исследования. Как правило, количество задач в дипломной работе должно быть в пределах 4-5. При этом, необходимо (желательно) построить т.н. «дерево целей», которое студенты изучали в курсе «Менеджмент спорта» («Менеджмент туризма»). «Ветвями» этого дерева как раз и будут выдвинутые задачи исследования.

Определение объекта и предмета исследования. Объектом социально-педагогических исследований (а именно исследования такого характера проводятся на кафедре менеджмента спорта и туризма) являются социальные и педагогические процессы, явления, феномены, содержащие противоречия и порождающие проблемную ситуацию. Предметом исследования являются факторы, детерминирующие изучаемый процесс и влияющие на характер его протекания.

Разработка и составление модели исследования. Модель исследования это графическое изображение изучаемого процесса (объекта) и факторов, влияющих на него (предмет исследования). Как известно, на любой процесс влияет множество факторов: объективных и субъективных, прямых и косвенных материальных и моральных, организационных и юридических, экономических и социальных, психологических и социально-психологических и т.д. Модель исследования должна отображать только те факторы, которые непосредственно изучаются в рамках конкретной дипломной работы. Это даст возможность в будущем определить, какие методы исследования будут применяться в зависимости от характера и особенностей предмета исследования (Приложение Г).

Определение понятий. Этот аспект позволяет определить и уточнить с какими понятиями автор будет работать при проведении исследования. При этом необходимо дать теоретическое определение оперируемых понятий, т.е. описать, как эти понятия интерпретируются в теории. Этот аспект определения понятий рассматривается в первой теоретической главе дипломной работы. Студент, проводя анализ литературы, должен описать мнение многих авторов на рассматриваемую проблему и выбрать ту точку зрения, которая представляется ему наиболее правильной. Или дать свое определение используемым понятиям. Любое теоретическое понятие необходимо в конкретном исследовании измерить при помощи соответствующего инструментария. Для этого необходимо дать его операциональное определение. Другими словами, необходимо выделить те характеристики понятия, которые имеют количественные или качественные измерения. Это даст возможность построить необходимый инструментарий исследования, при помощи которого будет собираться эмпирический материал.

Формулировка гипотез исследования. Гипотезы исследования – это логически обоснованное предположение о структуре объекта исследования, характере связей в нем, тенденциях развития и протекания. Для того, чтобы сформулировать гипотезы исследования, студент должен иметь представление об особенностях изучаемого процесса или явления, факторах его детерминирующих, критических факторах и т.д. В качестве источников формулирования гипотез выступают: теория, личный опыт, здравый смысл, аналогии.

Процедурная часть программы исследования отвечает на вопрос «как?». Т.е. мы должны описать, как и при помощи каких процедур будет исследоваться то, что описано в методологической части программы исследования. Процедурная часть программы включает в себя:

Определение методов сбора эмпирической информации. Рассматривая модель исследования, специфику объекта и предмета исследования, можно четко определить, какие научные методы необходимо применять, чтобы их изучить. Наиболее распространены в социально-педагогических исследованиях следующие методы:

- документальный метод, или метод изучения документов. Выделяют два способа анализа документов – традиционный (классический) и формализованный (метод контент-анализа). Классический метод основан на содержательном анализе документа, а метод контент-анализа позволяет количественно, с использованием статистических методов, изучить и оценить содержательную направленность документа;

- метод наблюдения. Этот метод основан на регистрации и изучении поведенческих действий и поведенческих реакций. В научных исследованиях наиболее часто применяется формализованное наблюдение, требующее разработки карты наблюдения, в которой отображены изучаемые особенности поведения;

- метод опроса основан на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетировании) контакте исследователя и исследуемого. Этот метод требует разработки специального инструмента – анкеты (плана интервью), которые представляют собой определенную последовательность различных вопросов. Существуют соответствующие требования и правила разработки и составления анкет. Разновидностью опроса является социометрический опрос, который применяется при изучении социальной структуры группы или особенностей лидерского поведения;

- экспериментальный метод основан на искусственном (специальном) изменении отдельных параметров (предметов) исследования и изучении их влияния на объект исследования. Эксперимент может быть последовательным или параллельным.

Разработка инструментария исследования. В зависимости от применяемых методов инструментами исследования, при помощи которых производится сбор эмпирического материала, могут быть: карта контент-анализа, карта формализованного наблюдения, анкета, план интервью и т.д. В некоторых случаях инструментарий исследования заносится в компьютер (компьютерную сеть), что позволяет значительно упростить и облегчить процесс статистической обработки собранной информации. После разработки инструментария исследования его необходимо размножить.

Формирование выборки. Как правило, социально-педагогические исследования проводятся на ограниченном контингенте людей, организаций, фирм. Чтобы выбрать эти объекты изучения, необходимо сформировать выборку, т.е. определить принципы, по которым они будут отбираться из генеральной совокупности (всего контингента). Существует много методов формирования выборки: вероятностная, квотная, многоступенчатая, районированная и другие типы выборки. Только в том случае, если правильно сформирована выборка, можно говорить о её репрезентативности, т.е. степени адекватности результатов, полученных на выборке, результатам по всей генеральной совокупности.

Выбор методов статистической обработки информации. Применяемые методы статистики зависят от целей и задач исследования. Но необходимо иметь в виду, что еще на стадии разработки инструментария исследования нужно предполагать, какие методы будут применяться. Если предполагается, что будут использованы методы линейной статистики, то необходимо предусмотреть количественную структуру эмпирической информации. Если информация имеет качественную структуру, то необходимо использовать методы непарометрической статистики.

Сбор эмпирической информации. На этом этапе производиться непосредственное обследование или эксперимент, в результате которого проводится сбор информации в соответствии с выборкой исследования.

Статистический и содержательный анализ информации. После сбора информации и занесения её в компьютер, проводится её статистическая обработка и, в последствии, содержательный анализ. Это дает возможность приступить к написанию третьей главы дипломной работы и оформлению диплома как единого целого.

Подробно методика проведения научных исследований в сфере физической культуры, спорта и туризма изучается в курсе предмета «Маркетинг спорта» («Маркетинг туризма»), раздел «Маркетинговые исследования», в 6 (студенты дневной формы обучения) и 7 семестре (студенты заочной формы обучения). Кроме этого, разработка программы исследования в рамках дипломной работы осуществляется в процессе прохождения практики по маркетингу (36 часов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.