Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несколько видов этикета




Ненасилие представляет собой активное противостояние злу, несправедливости. Причем именно противостояние - противление. Противление безусловное. Противление злу и несправедливости во имя добра и справедливости. Насилие - это всегда отрицательное действие. Но из этого не должно вытекать, что любое применение силы, то есть принуждение, давление на волю человека - отрицательны.

Размышления о смысле жизни могут представлять ценность только в том случае, если человек испытывает в этом потребность. Потребность в смысложизненных ориентациях человек начинает испытывать в период наступления духовного дискомфорта, затяжной характер которого может привести к ощущению утраты смысла жизни. Это субъективное переживание обусловлено существованием объективных причин: утратой близких, потерей уважения со стороны окружающих, унижением личного достоинства, предательством, девальвацией традиционных моральных ценностей, выбором неверной жизненной ориентации и др. После этого человек, как правило, переосмысливает свою жизнь. В этом переосмыслении скрывается источник его нравственного развития. К вопросам смысложизненного порядка самое непосредственное отношение имеет вопрос о жизни и смерти человека. Из всех живущих на земле только человек обладает концом своего личного бытия, поскольку является существом, замены которому нет. Перспектива исчезновения заставляет человека задумываться о смысле такого скоротечного существования, призывая его преодолеть смерть в моральном плане, раз нельзя избавиться от нее физически. Сделать шаг к бессмертию (в моральном плане) человек способен только в том случае, если ему удалось вступить в сферу морали и глубже понять жизнь.

31. Проблема морального выбора

«Направо пойдешь - голову потеряешь, налево - счастливым будешь» - читает витязь на камне у пересечения трех дорог и принимает решение. Это одна из древнейших моделей морального выбора. Любого человека на дороге жизни ждет множество перекрестков, требующих нравственного самоопределения. Необходимость выбора, бремя и счастье выбора - неотъемлемое свойство нравственной деятельности. Моральный выбор - определенный вид целесообразной деятельности человека. Выбор любого действия - операции возможен в том случае, если существуют несколько вариантов последнего.

Субъектом морального выбора может быть: - индивид, выбирающий определенный поступок, коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; - класс, стремящийся изменить или сохранить социально-политическую систему; - общество в целом, решающее вопрос о перспективах своего развития. При этом индивидуальный моральный выбор воплощает в себе существенные черты выбора группы, класса и всего общества.

В основе морального выбора, как и в исполнении долга, - личная ответственность человека как за свою непосредственную деятельность, так и за общие интересы человечества. Так, американский физик Р. Опенгеймер, руководивший в 1943-1945 гг. созданием американской атомной бомбы, позже, глубоко осознав урон, нанесенный людям первыми атомными бомбардировками, борясь за сохранение жизни на земле, выступил против создания водородной бомбы, за что был обвинен властями США в нелояльности и отстранен от работы. Нередко правильно сделанный моральный выбор является спасительным для общества, для страны. Такова, например, деятельность Сергия Радонежского, поднявшего народ на борьбу с иноземцами, чье имя, как писал В.О.Ключевский, «сделалось вечно деятельным нравственным двигателем». Величествен моральный выбор московских ополченцев 1941 г.

Люди, по тем или иным причинам освобожденные от воинской обязанности, вступили добровольцами в борьбу с фашизмом, жертвовали жизнью во имя сохранения Отечества.

Одним из источников нравственного выбора является содействие благу. Моральный выбор во имя блага - решающий показатель человеческого достоинства. Достоинство - это понятие, выражающее представления о ценности каждого человека как нравственной личности

32. Нравственный конфликт. Условия возникновения и развития

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.

Процесс развития конфликта, или его динамика, включает основные стадииразвития и процессы, возникающие на этих стадиях. Описание этих характеристик предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, определяющих его возникновение и развитие.

Динамические характеристики - это все изменения, которые происходят в конфликте, все особенности развития данного процесса. Они оказывают решающее влияние на исход конфликта - его разрешение и последствия (конструктивные или деструктивные). Очевидно, именно поэтому вопросы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в литературе значительно детальнее, чем его структурные характеристики. Безусловно, четко отделить структурные и динамические параметры конфликта иногда бывает довольно сложно.

Например, цели участников конфликта, с одной стороны, являются показателями взаимодействия (его регуляторами), т.е. динамическими характеристиками, с другой - они характеризуют стороны конфликта, т. е. являются его структурными элементами.

Зарождение конфликта связано с появлением объективного противоречия в целях, интересах, мотивах и т.д. участников. Он становится для них психологической реальностью после осознания этого противоречия в реальном инциденте. Далее конфликт проходит стадию конфликтных действий и приходит к определенному завершению.

Иными словами, в развитии конфликта выделяются основные стадии:

· возникновение конфликтной ситуации - латентный (скрытый) период, или пред конфликтная стадия. Это процесс, часто протекающий на неосознаваемом уровне, по крайней мере, для одной из сторон;

· осознание конфликта- условия конфликта восприняты, стороны знают о своем участии в конфликте;

· конфликтные действия- открытые антипатии, приклеивание ярлыков, негативная оценка противниками друг друга, так называемая стадия открытого конфликта;

· завершение конфликта- готовность к разрешению конфликта; выбор стратегии или стиля поведения в конфликте, способов разрешения.

Традиционно динамика конфликта рассматривается как последовательная смена этих четырех стадий - от возникновения объективной конфликтной ситуации через осознание ее хотя бы одним из участников к переходу к конфликтному взаимодействию. Конфликтное поведение усиливает эмоции, обостряет эмоциональный фон. Действия, направленные как на усиление собственной позиции (достижение и удовлетворение своих целей и интересов), так и на противодействие другой стороне, приводят к усилению негативных эмоций, обид и влияют на эскалацию конфликтного взаимодействия. Стадия завершения конфликта предполагает полное или частичное разрешение конфликта.

· Полное разрешение- устранение объективных противоречий, составляющих основу конфликта, что сопровождается удовлетворенностью сторон его исходом.

· Частичное разрешениепоявляется тогда, когда имеется субъективная удовлетворенность при неустраненных противоречиях либо при сохранении субъективной неудовлетворенности хотя бы одной из сторон при исчезновении объективных причин противоречий.

Конфликт начинается с появления основной проблемы конфликта, в которой заложено противоречие. Исходное противоречие порождает самые разнообразные действия участников, вызывающие недовольство друг другом. Этот этап в развитии конфликта, называемый предконфликтным, может быть быстротечным или растянутым во времени. Переход к следующему этапу связан с инцидентом, т.е. появляется какой-то повод, факт, событие, которое приводит к столкновению, противоборству.После того конфликтная ситуация становится открытой. В ходе конфликта его участники добиваются различных результатов, но рано или поздно они вынуждены принимать решение и разрешать конфликт. Знание стадий развития конфликта позволяет выбрать нужные методы, способы и средства для его предупреждения, регулирования и управления.

33. Нравственные конфликты и способы их предотвращения и разрешения

 

Нравственная норма выступает своеобразным требованием общества к личности, группе, коллективу. Она является важным условием предотвращения возникновения конфликтов.

Выделяют следующие приемы разрешения конфликтных ситуаций.

1. «Активное слушание»

- дать партнеру высказаться, демон­стрируя понимание его чувств, взглядов и т.д.

2. «Я - сообщение» - акцентирование внимания на собствен­ных чувствах, собственном поведении и лишь косвенное указание напоступки и действия другого.

3. «Затуманивание» («обезоруживание») - нахождение чего-либо такого, с чем можно согласиться в высказывании партнера. Соглашение с любой малой частью того, что было сказано раз­гневанным собеседником, способно остудить его пыл.

4. «Использование юмора» - шутка должна быть доступна и неоскорбительна.

5. «Компромисс» - взаимная, обоюдная уступка конфликтующих на основе соглашения.

6. «Третейский судья» - обращение за советом к третьему, не­зависимому лицу, мнение которого важно для всех участников конфликта.

 

34. Ненасилие как форма разрешения конфликтов. Методы ненасильственной борьбы

В социологии ненасилия принято различать три сферы применения ненасильственных методов. Это: а) оборона (как против внешнего агрессора, так и против внутреннего - попытки переворотов); б) социальное изменение, решение конфликтов; в) посредничество при разрешении конфликтов. Можно сказать, что ненасилие - это форма социальных действий по разрешению конфликтов.

Ненасилие должно быть исходной установкой в отношении любого конфликта. Формула же «конфликт: от насилия к согласию» отражает, скорее, контроверсию возможного отношения к конфликту и поведения внутри конфликта: творить насилие или искать компромисс. Можно предположить, что эта формула отражает наиболее распространенную динамику поведения внутри конфликта, когда поиск согласия оказывается вынужденной мерой, к которой прибегают после неудачных попыток выхода из конфликта путем подавления противной стороны. Пример тактики российского правительства в нынешней Чеченской войне представляет в этом отношении типичный пример. Поэтому более строгой является другая формула: «от конфликта к его разрешению», - внешне всего лишь дескриптивная, но по своему внутреннему содержанию, безусловно, императивная, указывающая на следующее. Во-первых, сам по себе конфликт должен восприниматься как ценностно нейтральный факт. Во-вторых, чтобы он действительно таковым оставался, единственной возможной тактикой поведения в конфликте должен быть поиск его разрешения. В некоторых видах конфликтов достижение согласия может быть одним из вариантов разрешения конфликта. Например, развод, а не примирение, может быть способом разрешения конфликта между супругами. Однако социальные конфликты практически никогда не могут решаться по модели развода (разве что одна из конфликтующих сторон решиться буквально - географически - сменить социум). Поиск согласия является категорически императивным для разрешения социальных конфликтов.

Поиск согласия предполагает понимание желанности и необходимости согласия. Известный перфекционистский парадокс гласит: нельзя достичь совершенства, не совершенствуясь, то есть не встав на путь совершенства и, значит, хотя бы в минимальной степени не став совершенным. То же в отношении согласия: его нельзя достичь против своего желания - не начиная соглашаться. Это особенно важно в условиях таких социально-политических конфликтов, которые, возникнув в пространстве личных обид (например, местных, или этнических, или национальных лидеров), перерастают в «структурные» конфликты, в которых начинают действовать надличностные силы, в которые уже по политическим, идеологическим или конфессиональным соображениям вовлекаются большие массы людей.

Поиск согласия разворачивается в пространстве не только прямой, но и косвенной коммуникации. Установка на согласие должна быть продемонстрирована хотя бы одной из сторон в соответствующих узнаваемых и признаваемых действиях, пусть даже только ритуальных. В частности, это должны быть действия, выражающие отношение к противоположной стороне в конфликте. Характерно, что М.Л.Кинг, формулируя основные принципы ненасилия, два из шести посвятил отношению к оппоненту: ненасильственные действия, по Кингу, должны быть направлены против зла и несправедливости, а не против людей, пусть даже вольно или невольно чинящих несправедливость. И сторонники ненасилия должны воздерживаться от унижения людей, против которых они выступают. Если можно говорить о кодексе ненасилия, то значительная его часть касается отношений с оппонентом. От участников ненасильственных акций требуется не только уважение к оппоненту, но и терпимость, заботливость, сострадательность в отношении к оппоненту.

Ненасильственные акции проводятся открыто и в конструктивной форме. Это не только прагматическое, но именно моральное требование. Дело не в том, что массовые движения не могут не быть открытыми по своей структуре, членству, преследуемым целям. Не следует забывать, что даже при объявленных целях благоразумнее вести работу таким образом, чтобы оппонент (который нередко стремится остаться именно противником) не смог бы помешать организованной работе группы, готовящейся к ненасильственной акции. Открытость намерений в сопротивлении несправедливости позволяет участникам ненасильственных акций воздействовать на атмосферу в отношениях противоборствующих сторон, изживать недоверие и непримиримость.

В этом плане ненасильственные методы позитивны. Участники ненасильственных акций не только заявляют протест, но определенным образом берут на себя ответственность за то, что происходит в обществе, за судьбу других людей. Ненасильственные методы не гарантируют от противоречий в разрешении действительно острых социальных конфликтов, ибо в любом случае приходится иметь дело с групповыми эгоизмами и амбициями, которые неизбежно оказываются ущемленными. Но ненасилие предполагает взаимодействие, взаимное ограничение, взаимный учет интересов и прав и, стало быть, согласие. Ненасилие как средство сопротивления может быть инициировано протестом, открытым несогласием с существующим порядком вещей, возмущением несправедливостью, Но необходимость помнить об общественном благе, быть готовым к компромиссу и сотрудничеству повелевает освободиться от страстности возмущения в протесте и последовательно проводить тактику взаимных уступок.

У этой в целом этически позитивной установки может быть и иная сторона. Снисхождение и терпимость могут быть выражением специфической позиции, состоящей в том, что сторонник ненасилия, терпя несправедливость и видя зло, прощает тех, кто творит несправедливость и как бы берется их исправить, считая, что ему лучше известно, почему творится несправедливость и чего недостает тем, кто оказался в нее вовлеченным. Такое отношение к противнику-оппоненту таит гордыню и неявным образом выражает патернализм. Между тем, решимость к ненасильственному разрешению конфликта должна сочетаться с готовностью дать гарантии непатерналистского отношения к оппоненту. Не говоря уже о том, что само по себе патерналистское отношение лишь кажется объединяющим людей на основе заботы и содействия со стороны одного и чуть ли не долга принять эту заботу, со стороны другого, - патерналистское вмешательство нарушает право на признание суверенности и уважение личного достоинства того, в чьи дела вмешиваются.

Ненасилие содержит в себе такие гарантии. Концептуально это было выражено Ганди в идее сатьяграхи. Ненасильственность обнаруживается не просто в том, что люди активно противостоят несправедливости и не прибегают к силе, но в том, что их борьба вдохновлена любовью к справедливости и приверженности к правде. Основной императив ненасильственной борьбы поэтому может быть сформулирован так: «В борьбе с несправедливостью последовательно избегай насилия и руководствуйся правдой». Этим и определяется отношение к оппоненту.

Норвежский философ А.Нэсс на основе обобщения опыта движения Ганди сформулировал ряд норм и рекомендаций этики ненасилия. Они конкретизируют этот императив и блокируют возможный патернализм: «Не судите оппонента строже, чем себя», «Не относитесь к оппоненту, как к средству», «Будьте беспристрастными в формулировании собственных целей и попытках понять цели оппонента» и т.д. Сатьяграха, или принцип правды требует отказа не только от насильственных, но и неправедных средств разрешения конфликтов. Справедливым разрешение конфликта может быть лишь при условии, что посредством него утверждается справедливость. Справедливость - это не только цель ненасилия, но и его путь.

Одна из рекомендаций этики ненасилия гласит: «Наилучшее средство убедить оппонента в своей искренности - самому принять жертву». В нем выражена давно известная нравственная позиция. Но сколь мучительна правда справедливости, когда необходимо «быть справделивым к тем, кто тебя презирает» (Ф.Ницше). Тем не менее это единственный путь сохранить чистоту помыслов в борьбе с общественным злом. Не случайно Ганди старался не использовать такие слова, как «жертва» или «страдание», употребляя слово «yajna» для обозначения действий, которые с обычной прагматической точки зрения конечно, выглядят как самопожертвование. Если исходить из того, что интересы людей в конечном счете едины, а именно этому учил Ганди, и их противопоставление является всего лишь следствием естественного порядка, то действие, представляющееся жертвой, можно истолковать и как дарение.

Ненасилие предполагает терпимость в отношении к оппоненту и терпеливость в осуществлении целей. Ненасильственное разрешение конфликтов не может быть иным, коль скоро речь идет о реализации прав человека. Стратегия и тактика ненасильственной политики подкреплены убежденностью, верой ее участников и авторитетом лидера. Политика, которая состоит из маленьких шагов и скромных действий, которая основывается на кропотливой организации масс народа и обеспечении внутренней дисциплинированности, в отличие от энергичного натиска и решительности внезапно примененной силы, требует особой ответственности и продуманности тактики борьбы. Ненасильственная политика развивается не только против несправедливости, она ведется за всех тех, кто страдает от несправедливости и кто оскверняется, участвуя в несправедливости, т.е. и за оппонента также.

Впрочем, все эти нравственные требования к участникам ненасильственных акций и соответствующие ограничения в обобщенном виде содержатся в известной христианской заповеди «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». С точки зрения эгоистической морали, эта заповедь санкционирует попустительство обидчику и равнодушие к собственной судьбе. Стоит же сменить точку отсчета, примерив эту заповедь к отношениям различных групп внутри государства, как станет ясной несостоятельность эгоистического неприятия и этой заповеди, и этики любви в целом.

Непримиримость - предтеча трагедий. Заповедь любви к врагам противопоставляет непримиримости понимание того, что хотя люди и ответственны за свои поступки, последние нередко получают отдельную судьбу. Их результаты отрываются от самих деятелей и по крайней мере в этом смысле люди часто сами не ведают того, что творят, становясь заложниками собственных и чужих, подчас давно совершенных деяний. Этика ненасилия вменяет в обязанность руководствоваться моральными мотивами и брать на себя ответственность за совершаемые действия. Одновременно она требует социально-философской рассудительности и снисходительности к действиям других. Заповедь любви к врагам нередко кажется странной и двусмысленной. Ведь приведенному выше стиху из Нового Завета предшествует другой, не менее известный: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». Как говорилось, апостол Павел дополнил заповедь непротивления существенно: «Не противься насилием «. Тем самым он не просто прояснил евангельскую заповедь, но закрепил одну из возможных ее интерпретаций. В наибольшей степени эта интерпретация адекватна именно массовым социальным акциям, надличностным как по своему характеру, так и по результатам.

Заповедь любви к врагам, непротивления злу насилием касается главным образом именно социальных действий, массовых политических акций, цели которых ясны, но результаты не непосредственны. Это требование к сопротивлению структурному насилию, субъектами которого, как правило, являются не конкретные личности, а социальные институты. Тем более, что насильственное действие «асимметрично»: оно представляет собой прямое действие в ответ на косвенные действия, совершенные в рамках структурного насилия. Таковы основные требования, предъявляемые этикой к ненасильственному разрешению конфликтов, к ненасильственной стратегии вообще. В той мере, в какой ненасильственная стратегия принципиальна, специально разработана и дисциплинированно осуществлена, эти требования являются характеристиками самой практики ненасилия. И как таковая это - практика, посредством которой возможно наиболее адекватное воплощение нравственного идеала в социально-политической сфере.

35. Нравственная ценность поступка

Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: мотив – намерение – цели и средства – решение – деяние – последствия – оценка (самооценка). Поступок начинается с мотива, внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул – это внешний фактор, воздействующий на поведение.

Мотив плавно перетекает в намерение – желание совершить действие для достижения некой нравственной цели. Мотив освящает содержание намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация разворачивается в сознании как рассуждение, то намерение – это установка, направленность сознания на то, чтобы перевести духовные замыслы в жизнь.

Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадет с ожидаемым. («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда».) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок – это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад», – гласит библейская мудрость.

Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель, но и выбрать средства для ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, – в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы способом ее достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть эффективными, однако, в стремлении добиться своего любыми методами кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит. И какое право рассуждать о справедливости имеют люди, способные на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги помогать людям. Никакого «потом» не наступает, цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.

Решение – акт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям, решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. В экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке, при освобождении заложников) намерения у всех очевидно нравственные: достичь цели при минимуме жертв. Успех такого предприятия зависит от способности участников принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь».

Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и бездействием) и смотрим на последствия. Приходит черед оценки и самооценки произошедшего. Поскольку поступок – это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов: намерения сравниваются с последствиями, проверяется нравственная чистота мотивов, адекватность избранных средств. Понятно, что если благородные мотивы человека переросли в прекрасные результаты, то такое поведение достойно восхищения.

Поскольку вся предварительная подготовка к поступку разворачивается в сознании личности, внешняя оценка ее деяний затруднена. Общественное мнение склонно оценивать последствия и может только предполагать мотивацию, которая за ними стоит. Самооценка поступка не менее важна для внутренней жизни, чем похвалы или порицания других, внутренний голос оценит не только действия, но и тебя самого. Конечная самооценка становится основанием для дальнейшей деятельности, ее опыт включается в мотивы следующего поступка.

36. Мораль мотивация, оценка, самооценка

Структурными компонентами морали являются мотивация, оценка и самооценка.

Мотивация, оценка и самооценка - важные способы моральной регуляции поведения людей. Мотив - это нравственно осознанное побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация - система определенным образом взаимосвязанных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение линии своего поведения.

Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалам.

В структуре оценки можно условно выделить две стороны: 1) фиксацию некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т.д.; 2) отношение субъекта к объекту - одобрение или осуждение, расположение или неприязнь, восхищение или негодование и т.д.

Другими словами, истинность оценки зависит не только от качеств самой объективной ценности, но и от качеств субъекта, от его нравственной позиции, индивидуальных потребностей, воспитания и образования данного человека или группы лиц. Что касается самооценки, то это самостоятельное, «на свой страх и риск», определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством совести и долга и выступает как важный инструмент самоконтроля. В целом же мотив, оценка и самооценка представляют собой рациональные моменты мышления, с помощью которых человек может представить себе нравственные последствия своего поведения, контролировать состояние своего внутреннего мира. Они помогают личности определить свое отношение к людям, взвесить на весах долга и совести свою ответственность перед обществом, коллективом и самим собой.

37. Сфера делового общения. Основные принципы делового общения

Этика делового общения– учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров. В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.)

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено. Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Логическим продолжением четвертого принципа является пятыйпринцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм. Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Седьмой принцип рекомендует различное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях. Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонкоформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип- никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, на отдельных сотрудников, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и пр.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других.

Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента.

Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.

Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.

Перечень принципов может быть продолжен с учетом специфики деятельности той или иной организации. Существует принципы профессиональной этики. Общим для всех профессий является требование максимально высокого качества работы в пределах оговоренных возможностей. Недопустимо противопоставление корпоративных интересов интересам клиента.

Общеупотребительно требование отношения к клиенту, посетителю, покупателю и т.д., как к субъекту, а не объекту профессиональной деятельности, недопустимость манипулирования, введения людей в заблуждение, во многих профессиях понимается как принцип «информированного согласия». Общим для всех профессий является принцип сохранения профессиональной тайны, конфиденциальности сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах.

Уважение прав собственности - важный принцип профессиональной этики.

Во многих профессиях сегодня принципом является коллегиальность. Важным принципом профессиональной деятельности в условиях демократии является право на критику.

Экологический принцип обязывает специалистов заботиться о чистоте помещений и воздуха, профилактических мерах в периоды эпидемий, сбережении тепла, воды, электроэнергии как условий охраны природы и человека.

Гедонизм – принцип этики, согласно которому, стремление к наслаждению и избеганию страданий является естественным правом человека.

Культура устной и письменной речи часто бывает сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями ее является стиль общения, функциональная грамотность.

38. Морально-значимые качества делового человека

Среди основных факторов, образующих и организующих совместную деятельность людей, особое место принадлежит морали. Моральные качества человека, стоящего во главе какого-либо коллектива (фирмы, организации, предприятия, объединения, общества), определяют взаимоотношения людей, находящихся у него в подчинении, и успех всего дела. От того, насколько человек способен уважать в себе личность и считаться с чувством собственного достоинства своих сослуживцев, быть справедливым, честным, принципиальным, во многом зависит отношение к нему партнеров, смежников, кредиторов и заказчиков, с которыми он имеет дело. Чтобы добиться подлинного и прочного успеха в цивилизованном бизнесе, прежде всего, нужно быть человеком высокой морали.

Можно выделить такие моральные качества людей, значимые в сфере деловых отношений, как: профессиональные качества: профессиональные навыки, опыт работы, знание иностранных языков; морально-психологические как профессиональные: целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность; моральные: доброта, отзывчивость, гуманность, толерантность, достоинство, уважение других, порядочность, щедрость, мужество, справедливость, совесть.

39. Соотношение теоретической и прикладной этики. Профессиональная этика

В самом общем плане этика делится на теоретическую и прикладную.

Теоретическая этика направлена на исследование системы нравственности вообще. Она включает в себя учение о сущности, специфике и функциях морали, о ее связи с другими сторонами человеческого бытия, об отдельных элементах нравственного сознания и поведения (справедливости, долге, ответственности, достоинстве и т. п.), о происхождении и историческом развитии морали и т. д. Самостоятельными составными частями теоретической этики являются: история нравственности, история этических учений.

Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Современными ее разновидностями являются: биомедицинская этика, предпринимательская этика, этика науки, педагогическая этика, политическая этика и т. п.

Появление прикладной этики обусловлено тем, что в некоторых сферах общества нравственная жизнь приобретает особую интенсивность. Это происходит по разным причинам.

Во-первых, характер нравственных отношений может существенно меняться из-за чрезмерного усиления каких-то других, внеморальных факторов. Например, в хозяйственной деятельности особую роль приобретают соображения материальной пользы, прибыли, рентабельности и т. д. Это вмешательство меркантильных соображений вынуждает проводить грань между добром и злом как-то иначе, чем принято, скажем, для дружеских или бытовых отношений. То же касается и политической сферы. В период войны, к примеру, резко возрастает значение эффективности тех или иных действий, поскольку цена успеха или провала военных операций выражается множеством человеческих жизней, не говоря уже о разрушении материальных ценностей. В этих условиях преобладающую роль получает государственный интерес и государственная целесообразность, тогда как интересы отдельно взятого человека оттесняются на второй план. Поэтому конфликты решаются иначе, чем в мирное время.

Во-вторых, характер нравственных отношений может существенно обостряться в связи с изменением субъектов или объектов этих отношений. Люди, которые оказываются в пограничных ситуациях между жизнью и смертью чувствуют и ведут себя иначе, чем в повседневной жизни. Поэтому возникает необходимость особых нравственных ограничений в отношениях между врачами и пациентами, здоровыми и больными людьми. На этой основе сложилась биомедицинская этика, исследующая проблемы эвтаназии (искусственного прекращения жизни неизлечимо больного, испытывающего непереносимые страдания), трансплантации органов, врачебной тайны и т. п.

В-третьих, содержание нравственной жизни кардинально меняется в тех точках социального пространства, где происходит соприкосновение людей высокого или среднего морального развития с людьми, моральный уровень которых крайне низок. Преступная среда, например, создает особую «субкультуру» с нормами и ценностями, отличными от норм и ценностей всего общества. Конструктивный диалог с подобными лицами возможен только в том случае, если, по крайней мере, одна из сторон - представляющая интересы всего общества – свободно ориентируется в нравах другой стороны и ведет себя с учетом имеющейся информации. Отсюда необходимость в разработке особой отрасли прикладной этики – криминологической.

В-четвертых, исходное неравенство субъектов нравственных отношений бывает обусловлено тем, что одна из сторон находится на стадии становления и поэтому обладает нравственностью лишь в зачаточной форме. Такими являются отношения между воспитателями и воспитанниками. Особую трудность для воспитательной практики представляет проблема оптимального соотношения между самостоятельностью и внешней регламентированностью в поведении воспитуемых. Степень оптимальности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Широкий спектр подобных проблем изучается педагогической этикой.

Профессиональная этика - термин, используемый для обозначения: системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста») и направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности. В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо. Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

40. Этикет как составная часть культуры человека и общества

Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. «Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Исходя из этого определения, этикет можно рассматривать как социальное понятие, т.е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этнос ситуациях общения. Соблюдать определённый порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов – это значит принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества. Этикет как условный ритуал представляет собой общепринятую систему определённых правил учтивости, которые регламентируют особенности взаимоотношений между представителями различных слоёв населения и социальных групп в соответствии с их общественным статусом. Различают несколько видов этикета. Назовём некоторые из них:

– дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приёмах, во время визитов и переговоров;

– придворный этикет – строго регламентируемый порядок общения и поведения, установленный при дворах монархов;

– воинский этикет – свод общепринятых в армии правил и норм поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Различают также деловой этикет, представляющий собой свод правил, соблюдение которых необходимо для успешной работы, и этикет повседневного общения, регламентирующий поведение человека в бытовых ситуациях, в общественных местах, на улице, в гостях и т.д.

41. Виды этикета. Специфика делового этикета

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы вносят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем своей страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

· придворный (государственный) этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (глав государств);

· дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приемах, визитах, переговорах;

· воинский этикет - свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

· религиозный этикет - правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах;

· общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.