Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекламная коммуникация как объект психологического исследования в маркетинге




Резюме

 

Наряду с другими составляющими психики, психология изучает психические процессы человека: восприятие, внимание, память, эмоции, мотивацию, мышление, волю, речь и др. Психические процессы не существуют отдельно друг от друга и являются некими элементами психики лишь в рамках научных абстракций. В реальности не бывает мышления без памяти, ощущений без эмоций и т. д. Человеческая психика — целостный объект, который исследователи только в теории разделяют на элементы и рассматривают с разных сторон.

Исследование психических процессов в рекламе имеют свою специфику.

Во-первых, тот или иной процесс изучается не сам по себе, как это делается в общей психологии, а обязательно в связи с конкретными продуктами рекламной деятельности, имеющими достаточно определенное предметное содержание.

Во-вторых, сегодня он исследуется в условиях коммуникации, то есть общения и взаимодействия рекламиста и потребителя.

В-третьих, в связи с конкретной рекламой исследуются не отдельные психические процессы, а система процессов.

Большую роль в психологии восприятия играет распознавание формы объектов. На определенных этапах исследования психологи в основном занимались изучением распознавания так называемых «паттернов», то есть «сложных сочетаний сенсорных стимулов, опознаваемых человеком как представителей некоторого класса объектов». Так, например, подсчитано, что человек использует в процессе восприятия формы некоего объекта миллиарды признаков, чтобы получить одно целостное впечатление, Ученые полагают, что это свойственно лишь разумным существам.

Слово «внимание», как и слова, обозначающие другие психические процессы, например «память», «восприятие», «эмоции», «мышление», «мотивация» и т. д., знакомо каждому человеку и часто используется в обыденной жизни. Однако для специалиста-психолога данные слова имеют более глубокий смысл. Это научные термины, которые достаточно хорошо операционализированы, то есть они обозначают характеристики психики, количественно измеряемые с помощью специальных тестов. Именно поэтому психолог, занимающийся изучением рекламы и других рекламных коммуникаций, может представить гораздо более полную и точную информацию о том, как данный психический процесс будет работать на практике при восприятии конкретной рекламы и что нужно изменить в ней для того, чтобы облегчить потенциальному потребителю процесс переработки информации.

В рекламе большое количество ничем не оправданных, объективно необоснованных и не связанных с содержанием рекламы деталей (вариаций стимула) приводит к созданию сложной информационной среды. Потребителя заставляют выполнять трудную, ненужную ему работу. В силу естественного желания избежать трудностей, ситуаций, когда нужно решать проблемы, потенциальный потребитель ищет более простые варианты рекламы и очень часто находит их у конкурентов. Иными словами, эффективной коммуникации не возникает.


Глава 5. Психология рекламы в маркетинге

Как было сказано в предыдущих главах, основной психологической характеристикой любой эффективной рекламы является то, что она в конечном счете всегда даем' товару и его покупателю только положительную оценку. Даже если в рекламе используются эмоционально негативные образы, объект рекламы (товар, услуга, человек) всегда вызывает уважение и выглядит в глазах потребителей достойно, так, что за него хочется заплатить деньги. Почему же информация о рекламируемом всегда оказывается положительной? Происходит это потому, что потребитель покупает товары, услуги и платит за информацию о них только для того, чтобы удовлетворять свои многочисленные физиологические и духовные потребности и, следовательно, получать от этого удовольствие, наслаждение. Чем лучше вещь представлена в рекламе, тем больше она доставляет удовольствий. В идеале сама реклама также должна доставлять человеку удовольствие и радость, так как является неотъемлемой частью рекламируемого объекта. Это понимают и продавец и покупатель. Эта простая идея получила научное обоснование и была положена к основу того, что сегодня называют маркетингом (рис. 25). Таким образом, маркетинг — это удовлетворение потребностей людей за их деньги.

До определенного момента представление о человеке как потребителе, стремящемся получать удовольствие от приобретения товаров, в отечественной психологии категорически осуждалось и обозначалось термином «вещизм», психологически имеющим негативное значение. Социалистическое общество официально ставило перед российскими учеными совершенно иные задачи, а именно: воспитание «нового человека», способного жить в коллективе и ценить коллективное больше индивидуального, отказываясь, когда этого требовала Родина, от личных планов, предпочтений и комфорта. Люди должны были научиться терпеть невзгоды, лишения, неудобства, сознательно отказываясь порой от самого необходимого ради некой «светлой цели», которая именовалась малопонятным простым людям слоном «коммунизм». Основная ассоциация, возникавшая у большинства населения с этим термином, — это общество, когда «не будет денег» и каждый сможет получить от государства столько, «сколько захочет».

В капиталистических странах с развитой рыночной экономикой, в отличие от СССР, свободно действовала социальная норма — рассматривать другого человека как источник получения прибыли. Это не осуждалось обществом, а, наоборот, составляло основу свободного бизнеса. Маркетинг дополнил эту норму идеей получать прибыль, не только продавая другим людям товары, но и обеспечивал им при этом комфорт, доставляя удовольствия и наслаждения (Котлер Ф., 1995; Уэллс У., БернетДж., Мориарти С., 1999; Асселъ Г., 1999).

 

Рис. 25. Структура маркетинга и комплекса маркетинговых коммуникаций

 

Можно определять маркетинг и несколько иначе, как, например, это делает профессор И. Я. Рожков, который пишет, что «маркетинг — это любовь к ближнему, за которую получаешь гонорар в виде прибыли» (Рожков И. Я., 1997. С. 52). Однако вряд ли от этого изменится сущность маркетинга. Он всегда будет концепцией не бескорыстной любви и благотворительности, а заработка, основанного на удовлетворении нужд и потребностей людей, имеющих деньги. То есть люди, у которых нет денег, маркетинг не интересуют по определению.

Наиболее часто сегодня маркетинг рассматривают как систему коммуникаций. Так, профессор И. В. Крылов (1998) пишет, что, прежде всего, нуждается в пояснении сам термин «маркетинговые коммуникации» и правомерность его рассмотрения в качестве одного из важнейших социальных институтов современного мира. Автор добавляет, однако, что вопрос о классификации форм маркетинговых коммуникаций в современной литературе относится к числу дискуссионных.

Постулируя «потребительскую (гедонистическую) сущность человека», никто из маркетологов особо не расстраивается по поводу его «высшего предназначения». Маркетологи абсолютно легко и без напряжения приняли идею о том, что смысл жизни — потребление. Они поняли, что средний работающий человек стремится к тому, чтобы хорошо жить, не иметь, по крайней мере, бытовых проблем, получать от жизни все возможные радости. Научно-психологические, философские, политические или религиозные вопросы их не волнуют. Бизнесмены делают деньги, удовлетворяя потребности платежеспособных людей, которые им удается выявить. Для этого они нанимают опытных маркетологов и проводят сложные эмпирические исследования.

Как уже было сказано выше, психологические воздействия (или социальные влияния) могут быть односторонними, когда один человек воздействует на другого, например офицер отдает приказ солдату, гипнотизер вводит в транс пациента и т. д., или взаимными, когда люди влияют друг на друга, например, в процессе деловых переговоров по поводу заключения договора о коммерческой сделке. Реклама не составляет исключения. Она также может быть организована на принципах одностороннего или взаимного воздействия. Однако взаимодействие делает отношения между продавцом и покупателем намного более эффективными.

В книге «Реклама: теория и практика» американские авторы Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер и К. Ротцолл приводят слова известного в США составителя рекламных текстов У. Уэйра:

 

«За свои первые пять лет в рекламе я проникся чувством превосходства избранной профессии, превосходства в том смысле, что она оперирует приемами и средствами, способными повлиять на людей, которых ты никогда и не увидишь, способными заставить этих людей совершить действия, о которых они и не помышляли. Следующие 15 лет я провел в попытках избавиться от этого превратного представления. Обнаружилось, что, несмотря на всю приобретенную сноровку в искусстве увещевания, я не обрел и половины проницательности и мудрости тех миллионов людей, за общение с которыми мне платили деньги. Пришлось разувериться в своих представлениях о причинах совершения покупок и познать истинные причины их совершения. Так что на самом деле люди оказывали свое влияние на меня. Я понял, что огромный вклад, вносимый рекламой, прямо противоположен тому, который ей обычно приписывают. И вклад этот заключается не в навязывании людям того, что хочет реклама, а в навязывании рекламе того, что хотят люди» (Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К., 1989. С. ИЗ).

 

С методологической точки зрения, рекламные коммуникации определенным образом (исторически и функционально) связаны друг с другом. Главная исследовательская задача, возникающая в этом случае, — найти объективные основания для психологического изучения этих связей, исследовать основные системообразующие и стабилизирующие факторы рекламных коммуникаций, описать их структуру, формы и пр.

Рассматривая рекламную деятельность как систему коммуникаций, можно выделить ее основные виды: саморекламу (self-ad), рекламу (advertising), пропаганду коммерческую и политическую (propaganda), а также рекламные маркетинговые технологии, или, иначе, — комплекс маркетинговых коммуникаций (marketing communication), который, в свою очередь, включает составные элементы: «паблик рилейшнз» (public relation), «сейлз промоушн» (seles promotion), BTL-реклама (Below the line), «директ-маркетинг» (direct-marketing), «персонал сейлинг» (personal selling), «продакт плейсмент» (product placement), сетевой маркетинг (multi level marketing) и др. Сейчас некоторые специалисты называют более двадцати различных маркетинговых коммуникаций.

 

Как пишет профессор И. Я. Рожков: «Реклама через каналы "обратной связи" подпитывает производителей товаров и услуг информацией, без которой любые действия оказываются не обоснованными, а волюнтаристскими, умозрительными, не сформированными в стратегические целевые программы, да и тактические действия остаются без контроля и корректирования. К чему это приводит, мы убеждаемся на собственном отрицательном опыте управления "без руля ветрил" производствами и процессами, как экономическими, так и социальными» (Рожков И. Я., 1997. С. 6).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.