Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фома Аквинский




Изучение философии служит не для того, чтобы узнать, что думали люди, а для того, чтобы постигнуть истину.

Фома Аквинский (1225–1274) – виднейший представитель схоластики. Фома – из рода графов Аквино. После обучения в бенедиктинском монастыре он познавал свободные науки в университете г. Неаполя. Став членом до-  

миниканского ордена в 1244 г., Фома отправился изучать теологию в Париж и Кельн. С 1256 г. он – преподаватель теологии в Парижском университете. В 1259 г. Фома вернулся в Италию для занятий богословскими делами и преподавания. В основном здесь он написал свои основные произведения: «Сумму против язычников» (1261–1264) и «Сумму теологии» (1265–1273). В 1323 г. Фома был причислен к лику святых.

Заслуги перед теологией. Фома Аквинский – основатель томизма – теоретической основы теологии и идеологии римской католической церкви. Томизм представляет собой синтез христианского мировоззрения и онтологических, гносеологических, социально-философских воззрений, а также логики Аристотеля. Фома сформулировал рациональные «доказательства» существования Бога, способствовал укреплению авторитета католической церкви, а также союза церкви и монархии.

Гносеология и онтология

Тертуллиан недооценивал значение разума в познании Бога: «верую, ибо абсурдно», разум может привести к ереси. Августин говорил о значении разума, понимаемого как мистическое постижение Бога, недоступное большинству, и утверждал приоритет веры. Фома также признавал, что вера выше разума, поскольку разум – это продукт несовершенной психики человека и представляет собой свет всего лишь естественный, а вера исходит через Библию от Бога и поэтому она представляет собой свет божественный, сверхъестественный. Но от Аристотеля Фома перенял, что «разум есть могущественнейшая природа человека» и рациональное знание о высшем возможно и достижимо. Разуму доступны некоторые истины (Бог един, Бог существует, человеческая душа бессмертна). Эти истины должны быть предметом философии. А вопрос о сущности Бога и многие истины Откровения (такие как Бог един, но в трех лицах; Святая Троица; представления о первородном грехе, о Страшном суде) сверхразумны и являются предметом теологии. Фома в отличие от Августина признавал значение философии и науки, в которых воплощается «естественный свет» человеческого разума, призвав мыслителей к тому, чтобы философия и наука служили теологии, содержащей в себе «свет божественный».

Фома Аквинский принял аристотелеское учение о четырех причинах. Материальная причина – то, из чего сделана вещь; формальная причина – то, что характеризует вещь; действующая причина – то, что сотворило вещь; целевая причина задает направление действующей причине.

Фома утверждает иерархию сущего. Нижнюю ступень иерархии занимает чистая материя, вторую – земля и камни, третью – растения, четвертую – животные, пятую – люди, шестую – ангелы, высшую – Бог. Чем выше ступень, на которой находятся вещи, тем больше в них единства, сущности, актуальности, самостоятельности. А чем ниже ступень, тем больше в сущем потенциальности. Бог есть чистая актуальность, он воплотил в себе все, что возможно; значит, он неизменен, вечен. Потенциальное есть неустановившееся, изменяющееся, незавершенное, несовершенное. Чем больше сущее участвует в божественном, чем больше актуальности, тем выше находится сущее в иерархии. Фома отождествил аристотелевскую первоформу с христианским Богом–творцом, сотворившим материю и природу «из ничто».

Фома предложил следующие «доказательства» существования Бога.

1. Через движение. Следуя Аристотелю, Фома утверждал: все, что движется, движется иным. Один предмет движется вторым, второй – третьим и т.д. И если бы этот ряд был бесконечным, то не было бы первого двигателя, а значит, второго, третьего и т.д., и вообще не было бы никакого движения. Но движения существуют. Следовательно, существует Перводвигатель, и его мы называем Богом.

2. Через производящую причину. Ход рассуждений здесь таков. Все, что воспринимается, имеет причину, у которой есть своя причина. И если бы не было первой причины, то не было бы второй и т.п. Но причины существуют. Следовательно, должна быть Первопричина, и ее мы называем Богом.

3. Через необходимость. В мире есть случайное и необходимое. Все необходимо сущее имеет необходимость в чем-то другом. «Мы должны предположить наличие того, что необходимо дол­жно быть, что не обязано своим бытием чему бы то ни было еще, но само является источником и причиной бытия всех вещей». И эта необходимая сущность, не имеющая внешней причины своей необходимости, но сама являющаяся необходимой для всего иного, «есть Бог». 4. От степеней совершенств. Есть разные степени совершенства. Должна быть высшая степень, или сущность, выступающая для всех сущностей причиной всякого совершенства, блага и т.п., и «ее мы называем Богом».

5. Телеологическое. Множество тел природы наделены целью, руководимы сознательной волей. «Есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом».

Следует отметить, что первое, второе и пятое «доказательство» являются интерпретациями учения Аристотеля о четырех причинах.

Провиденциализм. Фома Аквинский утверждал: «Все сущее истинно», «Все сущее есть благо», все сотворено всевышней благой волей, все подчиняется Божественному Вечному закону,рациональному плану Бога, универсальному порядку вещей, ведомых этим порядком к назначенной цели.

Теодицея. Зло существует, потому что существует конкретное, единичное, забывающее об общем, а также для того чтобы люди обращались к Богу. Тираны, творящие зло, служат провиденциальным целям: если бы не было тиранов, не было бы возможности для мученичества, необходимого для обращения к Богу.

Умеренный реализм. В схоластическом споре между реалистами и номиналистами Фома Аквинский занимает позицию умеренного реализма: универсалии существуют в мышлении Бога (подобно идеям Платона), в самих вещах (подобно формам Аристотеля) и как абстракции в мышлении человека. Первично чувственное познание вещей. Из чувственных впечатлений с помощью интеллекта человек может распознать общие черты воспринимаемых явлений и сформулировать о них понятия (универсалии-абстракции). Бог обеспечивает определенное соответствие универсалий-абстракций и вложенных в вещи универсалий-форм.

О человеческой душе, законах, благодати и свободе

Душа человека есть начало, позволяющее человеку жить, чувствовать, желать, питаться, расти, мыслить и т.д. Мышление постигает, что есть добро и зло, и ставит цель, а воля – это импульс, ведущий к достижению цели. Бог создал людей разумными и духовными созданиями, обладающими совестью, свободой воли, разумом, способными ставить цели свободно и независимо от природных потребностей. Природной разумности и духовности достаточно для социальной и морально приемлемой жизни.

Но главная цель человеческой души – спасение. Для спасения человека Бог дал ему законы и заповеди. Философ различал четыре вида законов, дающих направление поступкам человека и указывающих ему высшую цель – блаженство.

божественный закон, данный через Священное Писание и ведущий к спасению (в знании божественного закона, по мнению Фомы, состоит преимущество христиан перед язычниками);

вечный закон, или провидение, план рациональной деятельности Бога по внесению порядка в мироздание;

естественные законы, суть которых в следующем: «делай добро и не делай зла»; их могут открыть для себя все люди, причастные Вечному Разуму (не только христиане);

человеческие законы, или действующие в обществе законы, призваны вынудить избегать зла тех, кто не делает этого по доброй воле, с тем чтобы сохранить покой остальных.

И все-таки обрести спасение погрязшие в грехах люди не могут самостоятельно. Поэтому Бог дал верующим благодать – силу для того, чтобы верить в данные в Откровениях божественные и превосходящие возможности разума истины и стремиться к добру. Благодать есть дар Бога, истина и сокровенная тайна божественного разума. Благодать является залогом того, что нравственные усилия человека увенчаются спасением.

Так же как и Августин, Фома считал, что человек наделен свободой воли, для того чтобы могли существовать грех и добродетель. Но в отличие от Августина Фома относит свободу к свойствам разумной воли, а не просто воли. Человеческий разум может познать существование Бога, добро, универсальные законы природы, и человек может делать правильный выбор из тех намерений, которые имеются в воле. Человек становится свободным и нравственным, когда подчиняет свои желания и поступки правильным суждениям.

Политико-правовая философия

Основная политико-правовая работа Фомы Аквинского – «О правлении государей» (1266). Вслед за Аристотелем Фома видел в человеке существо слабое и не способное выжить в одиночестве, а значит, существо общественное и политическое. Земная цель государства состоит в обеспечении «добродетельной жизни»: «Люди объединяются затем, чтобы хорошо жить вместе». Будучи христианином, Фома утверждает, что у людей есть еще конечная цель, заключающаяся в том, чтобы «посредством добродетельной жизни достичь небесного блаженства».

Фома провозглашает, что государство берет свое начало от Бога. Все цари должны подчиняться Папе римскому, «как самому Господу Иисусу Христу», потому что «те, кому принадлежит забота о предшествующих целях, должны подчиняться тому, кому принадлежит забота о конечной цели»[28].

«Царю, сведущему в законе Божием, прежде всего следует заняться тем, чтобы подчиненное ему множество жило благой жизнью, а эта забота состоит из 3 частей: во-первых, чтобы он установил в подчиненном множестве благую жизнь; во-вторых, чтобы установленное сохранял; в-третьих, чтобы его улучшал.

В связи с упомянутой триадой царю предстоит тройная задача. Во-первых, заботиться о преемственности людей и назначении тех, кто возглавляет различные службы. Во-вторых, чтобы своими законами и предписаниями, наказаниями и наградами он удерживал подчиненных себе людей от греха и побуждал к доблестным делам, восприняв пример Бога, давшего людям закон; воздающего тем, кто его соблюдает, вознаграждение, а тем, кто преступает, – наказание. Третья задача, стоящая перед царем, чтобы все подчиненное ему множество могло отразить врагов. Ведь ничто не поможет избежать внутренних опасностей, если нельзя оборониться от опасностей внешних»[29].

Наивысшей формой социальной жизни Фома считал управляемое законами христианское общество.

Оправдывая социальный порядок своего времени, Фома утверждает иерархическое общество, где политикой занимаются немногие. Философ, ссылаясь на волю бога, провозглашал высшей христианской добродетелью безропотное подчинение незнатных людей знатным. «По божескому и естественному праву подчиненные должны повиноваться высшим, ибо подчинение – добродетель подданных».

Наилучшим является государство, сочетающее в себе элементы монархические, аристократические и демократические. Учитывая реальность, Фома Аквинский считал, что лишь справедливая и ориентирующаяся на общее благо монархия может быть гарантом порядка и единства государства.

Некоторые правители отвергают общее благо, и чем более они добивается блага только для себя, тем более несправедливым становится правление. Тиранию Фома считал наихудшим правлением. Для того чтобы предотвратить тиранию, необходимо выдвинуть царем человека с таким характером, с которым бы сложно было стать тираном. Далее, власть царя должна быть ограничена таким образом, чтобы он не мог устроить тиранию. Если же тирания все-таки возникает, то ее следует терпеть. «Если кто-то незаслуженно претерпит страдание, это будет для него благодатью»[30]. Впрочем, Фома учил, что церковь выше государства и папа может отлучать от Церкви правителя-тирана.

О дьяволе и еретиках. Фома много писал об «ухищрениях дьявола». Он утверждал, что ошибочно и даже преступно отрицать веру во всемогущество дьявола. Концепция дьявола оправдывала гонения несогласных с церковными установлениями – еретиков. Фома предлагал применять жесткие меры к еретикам: «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.