Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации участникам диспутов по философии свободы




Данное учебное пособие желательно использовать не только для изучения теоретического материала по философии свободы, но и для развития практических навыков свободной личности, а именно навыков самостоятельного мышления и рациональной культуры спора.

Автор предлагает проводить часть занятий в форме диспутов. Группу следует разбить на команды, каждая из которых под координирующим руководством своих капитанов заранее готовит несколько вопросов по определенным темам. Первые темы можно выбрать в историческом плане – «Свобода в философии античности», «Свобода в философии средневековья», «Фрейд и свобода» и т.п. – для введения учащихся в философию свободы. Затем темы можно выбирать тематически, например «Значение религии в жизни человека и общества», «Право и политика», «Экономика и политика», «Мораль и право», «Психология и образование», «Онтология и свобода», «Познание и свобода», «История и прогресс» и т.п. Разделение команд желательно провести не только по принципу равномерного соотношения сил команд, но и по принципу ценностных и политических ориентаций. Команды могут быть разделены на убежденных либертарианцев, социальных либералов, социалистов и консерваторов.

Вопросы для диспутов должны носить не информативный характер (например, «Кто является основателем объективного идеализма?»), а проблемный (например, «Согласны ли вы с высказыванием Парменида: "Мнений много, а истина – одна"»). Следует также заранее продумать возможные варианты ответов и подготовить к ним дополнительные, провокационные вопросы. Спор бывает удачным, если одной стороне удастся привести к противоречию высказывания противоположной стороны. Поэтому здесь важно уметь слушать оппонента и делать из его высказываний выводы.

Можно предложить учащимся устраивать интернет-чаты с соответствующими дискуссиями.

Следует отметить, что рекомендуемые споры являются спорами о ценностях, к которым не применимы категории истины или лжи, т.е. они должны быть полемиками – спорами ради победы (прежде всего, над собственными и чужими ошибочными представлениями и умозаключениями). В полемическом споре используют только корректные приемы спора, в противном случае диспут может перерасти в софистику, т.е. спор ради победы с использованием некорректных приемов спора. Здесь желательно предварительно ознакомить участников с соответствующим материалом по теории аргументации.

Споры не должны перерастать в конфликт, и в качестве профилактики конфликтности следует принять правило вежливости: участвовать в диспуте можно только доброжелательно. Особенно это касается диспутов, проводимых среди незнакомых участников, среди которых могут встретиться люди, желающие доминировать любой ценой.

Ход проведения диспута может быть следующим.

1. Общее приветствие, включающее в себя положительный настрой на высокую культуру спора, формулирование цели и задач диспута – оттачивание культуры спора, победа в споре и приближение к истине, взаимное мировоззренческое обогащение.

2. Выбор ведущего. Ведущий должен следить за порядком и за тем, чтобы предмет спора не был потерян в ходе дискуссии.

3. Одна из сторон или ведущий озвучивает проблемный вопрос.

4. Выяснение мнений относительно заданного вопроса.

5. Если мнения противоречивы, то разделение на группы (группы должны сесть друг напротив друга, лицом к лицу). Возможен переход членов из одной команды в другую. Может получиться так, что в команде может находиться только один человек, но такой, что может переубедить многих своих оппонентов или хотя бы успешно противостоять им. Если разделения мнений нет, то необходим переход к следующему вопросу.

6. Борьба мнений. В этой борьбе важно не просто высказывать свою точку зрения на обсуждаемый предмет и проявлять эрудицию, а следить за аргументацией оппонента, соглашаться с ним или выводить из его аргументов следствия, сводящие его позицию к абсурду, к противоречию с собственным тезисом.

7. Если ситуация длительное время остается неопределенной, у участников обеих сторон не хватает подходящих аргументов, то можно оставить эту тему «на потом» и перейти к другому вопросу.

8. Если какая-то команда пришла к неразрешимому противоречию с собственными утверждениями, то ее следует признать проигравшей по этому вопросу.

9. В конце спора обязательны подведение итогов, а также положительные эмоции, для того чтобы подкрепить позитивное отношение к диспутам у участников. Несмотря на то, что целью полемики является победа, проигравших в этих учебных спорах не должно быть. Все участники получают возможность развития навыков аргументации и способности критической рефлексии.

Возможно, в процессе прочтения данной книги и участия в серии диспутов у многих учащихся в той или иной степени может поменяться мировоззрение. В любом случае оно должно стать более зрелым, взвешенным и аргументированным. Активное участие в полемике – это один из лучших методов обучения тому, чтобы человек зависел от собственного мнения, а не от чужих суждений. Использование педагогами споров в учебном процессе как нельзя лучше могло бы отвечать призыву Вольтера: «Мыслите сами и разрешайте мыслить другим».


Приложение 2

Пифагорейские «Золотые стихи»

Юноша, горних богов почитай, подчиняясь закону.

Попусту клятв не давай.

Чти героев преславных и бойся

гнева божеств, что живут на земле

и в глубинах подземных.

Сердцем к родителям льни и родни не чурайся,

а другом

сделай того, кто в себе сочетает отвагу и доблесть.

Сдержанной речи внимай и деяньям,

идущим на пользу.

Другу ошибку прости, если он оступился случайно;

будь, сколь возможно, терпим,

ибо долг и возможность – соседи.

Также запомни: пора научиться обуздывать страсти:

тягу к обжорству и сну непомерную,

плотскую похоть,

приступы гнева.

И знай, что постыдный поступок навряд ли

вес потеряет,

коль ты на сообщников часть переложишь.

Будь осторожен в словах и на деле.

Суди справедливо:

строже себя, чем других.

Не желай невозможного, зная,

что неизбежен конец и от смерти никто не спасется.

Помни: за прибылью вслед и утрата придет,

а людские

судьбы страданье в себе заключают,

ведомые роком.

Так не ропщи же,

богов повеленьям внимая покорно,

духом воспрянь, исцелись от хандры,

говоря себе вот что:

чистым душою

судьба не дарует

страданий сверх меры.

Злым языкам не внимай,

не вступай в пререканья с молвою.

Не возносись от похвал,

приводящих в смятенье рассудок.

Лживым речам вопреки

продолжай оставаться бесстрастным,

кротким.

Но пуще всего исполняй то, что я перечислю:

не поддавайся словам обольстительным

и не впрягайся

в дело, коль знаешь,

что им человек заправляет бесчестный.

Прежде подумай, чем труд начинать,

чтоб в глупцах не остаться.

Вздором себя прославлять

лишь ничтожному мужу пристало.

Ты ж только то совершай,

что стыдом не откликнется после.

Прежде чем что-то начать, –

изучи, если суть непонятна.

Делай, как я говорю,–

и пребудешь в согласии с миром.

Помни о теле, пока ты здоров и не нажил болезней.

Меру в еде соблюдай и в питье и в гимнастике.

Мерой

то, что не в тягость, зову

и о чем сожалеть не придется.

Больше, чем можешь, не трать –

расточает живущий убого.

Но и скупцом не слыви: для всего обозначена мера.

Не навреди себе сам: что затеял,

да будет разумным.

Всякое утро, когда пробудишься, озвучивай гимном.

Здраво обдумай дела,

что в дневном распорядке теснятся.

Сон да не склеит твои утомленные веки, покуда

трижды события дня не припомнишь,

себя вопрошая:

что совершил, а чего не успел,

перед кем провинился?

Все по порядку расставь.

Коль дурное содеял – раскайся,

строго себя осуди, а хорошему – радуйся смело.

Вот, в чем задача твоя,

ты об этом пекись неустанно,

и к добродетели путь милосердные боги укажут.

Так говорю я.

Клянусь передавшим душе

четверицу –

вечной природы исток.

Но скорей принимайся за дело,

с просьбой к богам обратясь

о счастливом его завершенье.

Труд доведя до конца,

ты охватишь открывшимся зреньем

связи бессмертных богов и людей,

чьи дороги конечны,

знаньем наполнишься: что преходяще,

а что – неизменно.

Вечную сущность узришь

во всеобщем единстве природы –

Так ты надежды пустой избежишь

и рассеешь сомненья.

Смертные сами себе, ты поймешь,

причиняют страданья:

звезды считают, а благ,

что у них под ногами, не видят.

Только немногим от зол и несчастий

дано избавленье.

Вот как рассудок людей повреждается Мойрой:

подобны Катышам,— взад и вперед

и по кругу их горе катает.

Ибо с рожденья живет между ними богиня раздора;

лучше ее обойти,

чем в наперсницы взять безоглядно.

Зевс правосудный, от зла ты избавил бы

род человеков,

если бы всем указал,

что за силы их жизнями правят.

Юноша, ты же дерзай:

род божественный есть и у смертных;

в чистых оракулах им открываются тайны природы.

Если сумеешь постичь,

высоко воспаришь надо всеми,

душу свою исцелишь,

от страданья и горя спасешься.

Но воздержись от еды,

о которой гласят «Очищенья»,

«Освобожденье души», и обдумай все то,

что прочел ты.

Выбери лучший завет

и поставь над собою возницей.

Тело покинув свое,

ты в свободный эфир вознесешься.

И средь бессмертных богов

сам пребудешь бессмертным, нетленным.

Перевод И. Евсы
Приложение 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.