Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема государства




Хорошо ли красть?» Тот отвечает: «Нехорошо». - «Всегда?» - «Всегда». «А украсть оружие у врагов перед сражением?» - «Да, надо уточнить: у друзей красть нехорошо». - «А украсть меч у больного друга, чтобы тот в отчаянии на него не бросился?».

Ничего ты не думал раньше, - говорил ему Сократ, - ты просто верил бездумно тому, что тебе говорили другие, тому, что ты где-то прочитал или увидел. А сам ты только сейчас, может быть начнёшь задумываться.

Клянусь собакой, не знаю, Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно, что есть добро и зло, а теперь я сомневаюсь.

А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью – это зло?

Ещё бы!

А убийство, конечно, зло?

Да вроде нет.

А если мать обманывает ребёнка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он выпил – это зло?

Несомненно!

Тогда скажи: обман – это зло?

Конечно знаю, клянусь собакой, Сократ, кто этого не знает!

А знаешь ли ты, что такое добро и зло?

Да уж дураком себя не считаю, Сократ, - отвечал знакомый.

Представители софистов

старшие софисты: (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий

младшие софисты – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах

Особенности философии софистов:

§ критическое отношение к окружающей действительности;

§ стремление всё проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

§ неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

§ отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

§ стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

§ восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики

Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Софисты не создали единого философского учения. Они учили не столько знанию, сколько умению убеждать, доказывать своё мнение. «Обо всякой вещи есть два прямо противоположных мнения», - учили софисты. Следовательно, из них можно выбирать такое, какое потребуется: критерий истинности находится в самом человеке. «Человек есть мера всех вещей», - утверждал Протагор (например, если человек верит в Бога, значит, Бог есть, если не верит, значит, Бога нет).

Человек находился и в центре всех философских рассуждений и Сократа. Сократ (469-399 до н. э.). Сын ремесленника-каменотеса и повивальной бабки, он всю жизнь провел в Афинах. По-видимому, вначале он тоже занимался обработкой камня. Жил он бедно, ходил всегда босой, в старом плаще. Дурной характер жены сделал ее имя нарицательным - Ксантиппой стали называть сварливых женщин. Возможно, что она была права, ведь основным занятием Сократа была беседа с людьми. Например, Сократ мог спросить встреченного знакомого:

- Слышал я, друг мой, что ты очень умный!

Или:

В беседах его интересовала истина. Он всем задавал вопросы, чтобы узнать истину. Его беседа становилась для каждого «экзаменом души». Но всегда оказывалось, что его собеседники, даже самые прославленные, истины не знают. Это многих злило.

И кончилось тем, что его начали травить. Сначала травили в литературе (это хорошо известно и у нас). К сожалению, этой травлей запятнал себя знаменитый афинский комедиограф Аристофан. В своей комедии «Облака» он изобразил Сократа заводилой шайки проходимцев, которую он назвал «мыслильней». В этой «мыслильне» люди зарабатывают тем, что сбивают с толку молодых юношей, обучая их ложным воззрениям, в частности отрицанию богов, отрицанию устоев общества и т.п. Это была чистая клевета. Сократ никогда не говорил ничего подобного. Он был человек как раз противоположных воззрений: не в природе, а в духе, в разуме искал он опоры для познания. Сам Сократ иронически относился к этой комедии. Но она ему дорого обошлась.

В 399 г. на него подали в суд. Сократ явился вместе со своими друзьями. В те времена в Греции адвокатов не было, а речь в защиту произносил либо сам обвиняемый, либо его друзья. Друзья предложили Сократу выступить сначала самому, и он начал свою апологию. Он жестоко высмеял обвинителей. Он рассуждал спокойно, как будто речь шла не о его жизни и смерти, а о какой-то академической проблеме. Он показал тупость и нетерпимость толпы как главную причину обвинений. «Я просвещаю молодых людей, — говорил он, — а не развращаю их». Судьи потребовали высшей меры наказания — смертной казни.

Особенности философии Сократа:

§ разговорный («диалектический») характер. Сократ вёл свою философию и просветительскую работу в форме открытой беседы (диалога, спора), полагая, что истину можно найти путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

§ определение понятий путём индукции (индукция (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению) - это метод, с помощью которого исследование частного позволяет сделать обобщающий вывод;

§ философ был сторонником этического рационализма. По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное – всегда хорошо, а бессознательное – плохо. Если кто-то поступает плохо, значит он еще не знает того, как надо поступать на самом деле, и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру. Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так нельзя и по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения.

§ Основной метод, выработанный и применяемый Сократом – майевтика. Суть её состоит в том, чтобы благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины

Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из самых великих философов мира – Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Его настоящее имя было Аристокл; Платоном, т.е. «широкоплечим», его прозвал Сократ. После знакомства с Сократом Платон оставил свои увлечения (спорт, музыку, стихи) и всю дальнейшую жизнь посвятил философии.

Большинство сочинений Платона, написанных в основном в жанре диалогов и писем, сохранилось в рукописи. Наиболее известными из них являются диалоги «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство», «Пир». Основные учения Платона: учение об эйдосах (основа идеализма), учение о триаде, учение об идеальном государстве.

Основные положения идеалистического учения:

§ материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование;

§ окружающий нас мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как нечто самостоятельное;

§ реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи – эйдосы, которые истинны, вечны и постоянны;

§ любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменная);

§ весь мир является отображением чистых идей (эйдосов);

§ поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

§ «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания даёт недостоверное знание);

§ «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности

Итак, мир имеет три слоя: верхний слой – идеи. Имеются идеи всего: стола, стула, человека, лошади, добра, зла, совести и т.д. Мир идей – это истинный мир, бытие. Мир материи – это неистинный мир, небытие. Мир вещей – это полуистинный мир, смесь бытия и небытия. Мудрость заключается в том, чтобы во всех вещах и явлениях найти их идею, найти общий закон, всем управляющий.

Человека ничему нельзя научить, если понимать обучение как перекладывание знаний из одной головы в другую. Самое важное человек должен вспомнить сам. Как у всякого античного мыслителя, в рассуждениях Платона есть два уровня – мифологический и философский. Согласно мифологическому, душа до рождения человека жила среди богов (т.е. в мире идей), и когда она вселяется в родившегося человека, он должен вспомнить всё то, чему его душа научилась до рождения. Здесь заложен и глубокий философский смысл: нельзя научить самому главному, тому, что можно «достать» только из самого себя. Нельзя научить быть Эйнштейном, нет таких учебников по физике, нельзя научить быть Моцартом, сколько не изучай теорию композиции. То главное, что было у Эйнштейна и Моцарта, было создано их глубокими внутренними усилиями, - в этом смысле действительно было вспомнено.

 


Основные идеи учения Платона о триаде:

 
 
Три субстанции, из которых согласно учению Платона о триаде состоит всё сущее


 

 
 


Основные идеи учения Платона об идеальном государстве:

 

Проблема государства играла особую роль в философии Платона, что было нетипично для его предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества.

Типы существующих государств, по Платона:

§ монархия – справедливая власть одного человека;

§ тирания – несправедливая власть одного человека;

§ аристократия – справедливая власть меньшинства;

§ олигархия – несправедливая власть меньшинства;

§ демократия – справедливая власть большинства;

§ тимократия – несправедливая власть большинства (власть венных вождей, армии);

§ государство будущего, которого пока не существует и в котором отпадёт необходимость в государственной власти и законах.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

План государственного устройства, выдвинутый Платоном:

(в дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены)

§ всё население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

§ работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

§ воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

§ философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

§ философы и воины не должны иметь частной собственности;

§ жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;

§ не существует брака, все жёны и дети общие;

§ допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен

Когда Платону было около сорока лет (в 388 г. до н.э.), он был уже прославленным писателем и мудрецом. Поклонники купили ему небольшой участок, где стояла статуя героя Академа, (Академ в греческой мифологии афинский герой, указавший братьям Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем.) и община его учеников стала называться Академией. Вот откуда наше слово «академия». В саду Академии проходили занятия по математике, по астрономии, по всем основам наук. Главным было познание истины. Эта школа просуществовала почти тысячу лет и была закрыта императором Юстинианом в 529 г., так как не соответствовала ставшему господствующим христианству.

Историческое значение философии Платона:

§ впервые философом составлено целое собрание фундаментальных произведений;

§ положено начало идеализму;

§ впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества;

§ была создана философская школа (Академия)

 

Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика, «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Поэтика».

Основные этапы философской деятельности Аристотеля:

§ 367 – 347 гг. до н.э. – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

§ 347 – 335 гг. до н.э. – жил и работал в Пелее – столице Македонского государства по приглашению Филиппа; воспитывал его сына Александра Македонского;

§ 335 г. до н.э. – основал свою собственную философскую школу – Ликей (лицей) и работал в ней до своей смерти.

Виды философии, выделяемые Аристотелем:

§ теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений;

§ практическая – о деятельности человека, устройстве государства;

§ поэтическая – об искусстве

§ считается, что фактически Аристотелем как четвёртая часть философии была выделена логика

Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах»

(«Платон мне друг, но истина дороже»):

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делится на «мир вещей» и «мир чистых идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, является лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяжённость, покой, движение и др.

Согласно Аристотелю не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определённые вещи. То есть существует конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определённые параметры, а не «идея дома» и т.д.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи», то возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через категории. Категории согласно Аристотелю – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

 

Категории Аристотеля:

§ сущность (субстанция);

§ количество;

§ качество;

§ отношение;

§ место;

§ время;

§ положение;

§ состояние;

§ действие;

§ страдание.

 

Проблема материи занимает важное место в философии Аристотеля. Материя по Аристотелю – это потенция (возможность быть), ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью). Всё сущее на Земле обладает потенцией (материей) и формой. Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Проблема души. Душа по Аристотелю является носителем сознания и в то же время ведает функциями организма.

Три уровня души, выделяемые Аристотелем:

§ растительная душа, которая отвечает за функции питания, роста и размножения;

§ животная душа, отвечающая за те же функции и, кроме того, за функции ощущения и желания;

§ разумная (человеческая) душа, которая, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает ещё и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Проблема человека. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием мышления и разума.

Человек, согласно Аристотелю имеет врождённую склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе), и именно это качество приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающихся производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединённого языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

 

Шесть типов государства, выделяемые Аристотелем:

§ монархия;

§ тирания;

§ аристократия;

§ крайняя олигархия;

§ охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

§ полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии)

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия, охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

 

Историческое значение философии Аристотеля:

§ внёс существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

§ дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

§ дал определение бытия через категории;

§ определил сущность материи;

§ дал понятие государства идеального типа;

§ внёс существенный вклад в развитие логики;

§ вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства

После классической эпохи в развитии античной философии наступает период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства – Эллады. Это период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками.

Особенности эллинистической философии:

§ кризис античных моральных и философских ценностей;

§ отказ от создания всеобъемлющих философских концепций;

§ переключение внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни;

§ снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами;

§ отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

§ стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир;

§ признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека.

Наиболее известные философские школы и эллинистического периода:

Школа киников. От слова «Киносарг» - холм и гимнасий в Афинах, где встречались представители этой школы.

Основатель этой школы – Антисфен. Другие яркие представители – Диоген Синопский, Кратет. Главная цель кинического учения – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) – и проверка данного образа жизни на себе.

Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

Характерные черты философии и образа жизни киников:

§ возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

§ разрыв социальных связей, одиночество;

§ отсутствие постоянного места жительства, скитания;

§ паразитический образ жизни, попрошайничество;

§ предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение гигиеной;

§ крайний аскетизм;

§ непризнание авторитетов;

§ неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

§ отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

§ скандальность

В отрицании многих социальных норм киники не останавливались перед крайностями, о чем остались многочисленные свидетельства. Особенно отличился в этом Диоген Синопский, который самой своей жизнью продемонстрировал пример специфически кинического отношения к миру. Киники считали, что боги дали людям все для счастливой жизни, а люди своими потребностями сами делают себя несчастными. В отличие от Сократа, они считали, что знания не делают людей лучше. Людей они презирали - Диоген ходил с фонарем днем, объясняя: «Ищу человека».

Взгляды Диогена выражаются в двух известных формулах – в утверждении мирового гражданства каждого человека (космополитизм) в противовес полисной принадлежности, и в знаменитой «переоценке ценностей».

Легенда гласит, что дельфийский оракул на вопрос Диогена, что ему сделать, чтобы прославиться, посоветовал Диогену заняться «переоценкой ценностей». Сам Диоген понял ответ буквально (по-гречески, ценность и монета обозначаются одним и тем же словом) – как призыв к подделке денежных знаков: он стал обрезывать края монет, за что и был уличен и наказан. И лишь позже он понял истинный смысл пророчества, который заключался в том, чтобы перевернуть существующие нормы и ценности и заменить их жизнью по-природе в ее простоте и непритязательности. Это зачастую приводило киников к столкновениям с существующими гражданскими законами, устоявшимися моральными нормами и обычаями.

Киническая литературная традиция видит в Диогене образ идеального киника – «небесную собаку», фигуру почти мифологическую, наподобие другого излюбленного героя кинических произведений – Геракла, и связывает с ним множество анекдотов и легенд, демонстрирующих невозмутимую последовательность, с которой Диоген воплощал в своей жизни идеал автаркии, самоограничения и презрения к общественным условностям. Диоген жил в пифосе – глиняной бочке для воды; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил свою чашку; чтобы приучить себя к отказам, просил милостыню у статуй; стараясь закалить себя, босыми ногами ходил по снегу и даже пытался есть сырое мясо; «все дела совершал он при всех: и дела Деметры, и дела Афродиты». Он часто говорил, что над ним исполнилось трагическое проклятие, ибо он:

«Лишенный крова, города, отчизны,

Живущий со дня на день нищий странник»

Киников часто обвиняли в бесстыдстве. Отсюда впоследствии сложилось понятие «цинизма», как презрения к моральным и общественным ценностям. В то же время отношение современников к киникам, носило характер одновременно и отталкивания и восхищения. Наверное, наиболее известна его встреча с Александром Македонским, который посетил известного философа и пообещал выполнить любое его желание. И Диоген действительно высказал желание: «Отойди, ты загораживаешь мне солнце!». На что Александр ответил, что если бы он не был Александром, то предпочел бы быть Диогеном.

Школа стоиков. Возникновение и развитие этой школы явилось реакцией на распространение идей киников. Название берёт от портика (галерея) в Афинах, где она была основана. Основателем считается Зенон Китионский. Другие представители: Клеанф, Хрисипп, Посидоний.

Основная идея школы стоиков – освобождение от влияния внешнего мира. В отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни, стоики избрали иной путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещённости, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии).

Характерные черты стоической философии:

§ признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;

§ признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

§ неучастие в жизни государства, игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

§ оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

§ признание стремления к счастью высшей целью человека

 

 
 

 


Эпикурейство. Название получило по имени своего основателя Эпикура. Школа располагалась в предместье Афин, в деревенской глуши, постройка находилась в саду. Отсюда второе название – «философы Сада».

 

Основные положения эпикурейской философии:

§ высшая цель жизни человека – достижение счастья;

§ счастье – это освобождение от страдания и беспокойства;

§ для достижения счастья человек не нуждается ни в чём, кроме самого себя;

§ для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Основой эпикурейского союза выступали верность учению Эпикура и почитание его личности. В школе практиковался ряд философских упражнений, являвшихся неотъемлемой частью эпикурейского образа жизни: беседы, анализ своих поступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основных положений учения, например, «четвероякого лекарства»:

ü не должно бояться богов;

ü не должно бояться смерти: «Смерть - самое страшное из зол, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть существует, тогда мы не существуем";

ü благо легко достижимо;

ü зло легко переносимо.

Философия Эпикура носит ярко выраженный практический характер. Три ее части: каноника (теория познания), физика и этика подчинены единой цели – научить человека, как достичь счастливой, блаженной жизни, свободной от страданий тела и смятения души.

Каноника – учение о критериях истины и правилах ее познания, без которых невозможна разумная жизнь и разумная деятельность.

По Эпикуру, источником человеческих знаний являются чувственные восприятия. С поверхности всех материальных предметов исходят истечения особо тонких частиц, которые, проникая в органы чувств, производят ощущения. Из множества сходных повторяющихся впечатлений в душе формируются общие представления или предвосхищения, позволяющие человеку узнавать предметы и обозначать их словами. Ощущения и предвосхищения обладают несомненной очевидностью и являются критериями истинности знания.

Все заблуждения возникают вследствие ошибочных суждений разума, в которых мы домысливаем к тому, что содержится в представлениях нечто такое, что не находит подтверждения или опровергается в чувственном восприятии.

Физика Эпикура опирается на натурфилософию досократиков и, в особенности, на атомизм Демокрита. Она призвана дать такое объяснение мира, которое позволит человеку преодолеть фундаментальные препятствия на пути к достижению блаженства – страх перед богами и страх смерти.

Согласно Эпикуру, Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная содержит в себе тела, движущиеся в пространстве, или пустоте. Существование пустоты между телами следует из того, что иначе не было бы возможно движение.

Все тела представляют собой соединения неделимых и неизменных частиц – атомов, различающихся между собой величиной, весом и формой. Двигаясь в бесконечной пустоте с равной скоростью, атомы слегка отклоняются от своих траекторий, соединяясь в сложные тела. В бесконечном пространстве и времени существует бесчисленное количество миров, которые рождаются и гибнут благодаря беспрестанному движению атомов.

Допущение самопроизвольного отклонения атомов (принципиальное отличие учения Эпикура от атомистики Демокрита) служит двоякой цели: в физике оно объясняет столкновение атомов и, тем самым, образование тел, которое было бы невозможно, если бы атомы двигались только по прямой.

Этика Эпикура основывается на положении, что «наслаждение есть начало и конец блаженной жизни». Человек, как и все живые существа, по природе стремится к наслаждениям и избегает страданий, и в этом смысле наслаждение является мерилом блага. Однако блаженная жизнь заключается вовсе не в получении все новых и новых наслаждений, а в достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог (атараксии).

Эпикур писал : "Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие, или не соглашающиеся или не правильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог. Именно посредством освобождения от них и достигается цель счастливой жизни - здоровье тела и отсутствие волнений, полная безмятежность духа - атараксия. Страдания души гораздо хуже в сравнении со страданьями тела».

Для достижения этого состояния самодовлеющего душевного покоя человеку необходимо преодолеть страдания, возникающие вследствие неудовлетворенных желаний. Согласно Эпикуру, желания бывают:

1) естественными и необходимыми (голод, жажда и др. элементарные жизненные потребности);

2) естественные, но не необходимые (например, изысканные яства);

3) вздорные желания, которые не являются ни естественными, ни необходимыми (жажда славы, богатства, бессмертия).

Большинство людей несчастливо потому, то их терзают непомерные и пустые желания. Подлинное наслаждение доступно лишь тому, кто умеет довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей.

Школа скептиков. Скептицизм (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Родоначальник античного скептицизма Пиррон (365-275 гг. до н.э.) Был в числе философов, участвовавших в восточном походе Александра Македонского, во время которого познакомился с индийскими гимнософистами и персидскими магами. Учение Пиррона было устным, реконструкции основаны на изложении его ученика, литератора Тимона из Флиунта в позднейших источниках. К ученикам Пиррона относится также Навсифан, учитель Эпикура.

Скептики сознательно проводят общий принцип эллинизма – принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий, и приходят к выводу о невозможности познания окружающего нас мира. Согласно скептикам, не следует стремиться познать мир, надо просто жить, не высказывая никаких претендующих на истину суждений и сохраняя внутреннее спокойствие.

Завершающим этапом античной философии является римский период. Наиболее известные философы: Сенека, Марк Аврелий (римский император), Тит Лукреций Кар и др.

Особенности философии римского периода:

§ взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философии;

§ влияние традиций и идей покорённых народов (Востока, Северной Африки и др.);

§ повышенное внимание к проблемам человека, общества, государства, смерти, загробной жизни;

§ преобладание идеализма над материализмом;

§ рост влияния на философию идей христианства;

§ постепенное слияние античной и христианской философии и их превращение в средневековую философию

Основные понятия и термины:

Апейрон – первоначало, нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределённое.

Аристократия (от греч. aristos — лучший), форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.

Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п.

Атараксия (греч. ataraxia — невозмутимость), понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности.

Атом – материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего.

Гилозоизм – философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам материи.

Демократия (от греч. demos — народ), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Индукция (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Категория (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

Космогония - происхождение и развитие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд, галактик).

Космология - физическое учение о Вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств (однородности, изотропности и расширения) той части Вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений.

Космоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит освоение окружающего мира и явлений природы.

Логос (греч. logos — речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера), понятие античной философии и христианского богословия, обозначающее разумный принцип, управляющий миром.

Майевтика (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Материя (лат. materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание.

Монархия - государство, главой которого является монарх.

Олигархия (греч. oligarсhia, от oligos — немногочисленный и arche — власть), режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т. п.).

Охлократия (от греч. ochlos — толпа, чернь), в древнегреческих учениях о государстве — господство «толпы».

Первоначало – основа, мельчайшая единица мира.

Потенция (от лат. potentia — сила), скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.

Софизм (от греч. sophisma — уловка, выдумка, головоломка), мнимое доказательство, в котором ложь выдаётся за правду.

Стоический - мужественный, терпеливый, стойкий в жизненных испытаниях.

Тирания (греч. tyrannis), форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении.

Цинизм (от греч. kynismos — учение киников), нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.