Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Собных менять сферы деятельности, честных, нравственных, дело­витых, он требует образования для жизни




ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

собных менять сферы деятельности, честных, нравственных, дело­витых, он требует образования для жизни, а не для ума. Выявляют 4 аспекта педагогической культуры:

- область отношений взрослых и детей как сфера человеческой практики, способ передачи жизненного опыта и национальных ценностей культуры;

- область педагогического знания, включающая определенную систему педагогических ценностей, педагогической теории, пе­дагогического мышления, опыта творческой деятельности, в которых интегрирован совокупный духовный опыт в сфере обу­чения и воспитания;

- сфера профессиональной деятельности, включающая профес­сиональные знания, умения и т.п.;

- личностная характеристика каждого педагога, его позиций, качеств, поведения.

В общей структуре педагогической культуры учителя методоло­гия находится во втором блоке, где присутствует опыт творческой деятельности. Методологические знания — это те знания, которые помогают философскому осмыслению образовательных процессов и формированию концептуального отношения к педагогической дея­тельности.

По мнению американских педагогов, современный учитель дол­жен иметь:

- знания о процессах развития и восприятия у детей;

- знание основного предмета своей будущей специальности;

- понимание взаимосвязи между содержанием предмета и спо­собностью детей к его восприятию;

- понимание особенностей учащихся и умение пользоваться со­временными методиками.

В этой схеме нет методологических знаний. Есть только знание теории и знание методики. Философии образования здесь нет. Особенность российской педагогики — наличие философии. Методологические знания о педагогике:

- знание о человеке, о его сущностных характеристиках, како­го человека формирует образование;

- знание о социальной среде, о культурной и духовной жизни общества, т.е. знание условий, в которых функционирует об­разование;

- знание о закономерностях функционирования образователь­ной системы;

~ знание о методологии педагогики как науки;

~ знание об учителе и сущности педагогической деятельности;22

• знание о сущности самого процесса образования (понимание образования как общественной и личной ценности, как про­цесса, как системы, как результата).

Совокупность всего этого составляет философию образования. А конкретно каждый вырабатывает свою доктрину.

Многие из фрагментов, перечисленных выше, уже объединены в теории:

• «гуманистическая философия»,

• «теория систем»,

• «культурологический подход»,

• «эдукология» (наука о закономерностях образования). Часть из них сформировалась четко, часть — в стадии станов­ления.

Гуманитарность, а не технократизация должны преобладать в общем среднем образовании. А. Эйнштейн считал, что человека не­достаточно учить только специальности: без духовной сферы такой специалист будет похож на обученную собаку. А И. Кант утверж­дал, что каждый человек должен искать ответы на вопросы:

• Что я могу знать?

• Что я могу сделать?

• На что я могу надеяться?

• Что такое Человек?

В зависимости от ответов на эти вопросы общество воевало или возрождалось. В США установлено, что в 30-35 лет человек интере­суется гуманитарными знаниями вдвое больше, чем в 18-20 лет.

Таким образом, методология педагогической науки — это систе­ма принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Ме­тодология педагогики определяет общие подходы к познанию и ис­пользованию закономерности обучения, воспитания, развития лич­ности. Объектом педагогической методологии является познание явлений обучения, воспитания и развития ребенка как личности. Предметом методологии педагогики являются закономерности про­цесса формирования нового человека (личности).

В заключение приведем два определения педагогической методо­логии, которые можно рассматривать как классические:

Метод — не внешняя форма, но душа и понятие содержания.

Г. Гегель

Методология — наука о путях познания педагогических явле­ний, закономерностей социализации, обучения и воспитания.

И.Я. Лернер




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.