Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Т. 3. 2. Взаимодействие — основа построения образовательной среды




Т.3.2. Взаимодействие — основа построения образовательной среды

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

результата допускаются только на основе учета и использования динамических составляющих среды, т.е. стихий.

Все логические процедуры и технические приемы средовых тех­нологий группируются вокруг таких понятий, как диагностика, про­ектирование и продуцирование педагогического результата. В осно­ве диагностирования лежит специфический набор действий, даю­щих возможность судить в целом о среде и ее части (личности ребенка или студента).

В любом случае (детский сад, школа, вуз) образовательная среда должна быть:

• обучающей;

• развивающей; воспитывающей; информативной; экологичной; эстетичной; диалоговой; одухотворяющей.

Понятию «среда» в современных учебных пособиях уделяется мало внимания. В БСЭ упоминается о микросреде, которая пред­ставляет «непосредственное социальное окружение человека — се­мью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы. Авторы энциклопедии указывают на взаимодействие среды и человека. Они пишут, что среда оказывает влияние на развитие личности, а чело­век, как активная творческая, деятельная личность, может преоб­разовать и изменить среду. А так как человека можно рассматри­вать как определенную модель, то среда, выступающая как другая модель, может взаимодействовать с ним.

При взаимодействии создается новое объединение, непохожее на прежнее. Чаще взаимодействие происходит между людьми, поэто­му основой создания среды можно считать взаимодействие. Чело­век сам ищет тех, с кем ему хочется быть, участвовать в определен­ных совместных действиях. Число участников такого взаимодей­ствия может быть разным: от одного и более. Философ B.C. Библер подчеркивает, что процесс формирования «социума свободных ин­дивидов представляет собой «мощное общение» и является двигате­лем коллективного развития. Поэтому общение между людьми яв­ляется определенным видом взаимодействия. Философ пишет о боль­шой роли малых групп в будущем. В такой среде (или малой группе) индивид неповторим и имеет возможность работать наедине с со-42

бой. Работу наедине с собой можно рассматривать как особый вид взаимодействия, который создает определенную среду. B.C. Библер считает, что это «и новое одиночество, и новый вид соучастия».

Таким образом, основой созидания среды является взаимодей­ствие. Поэтому с позиции личностно-ориентированного подхода при рассмотрении явлений действительности, опираясь на гуманисти­ческие идеи, мы считаем, что среда — это добровольное, свободное образование участников, объединенных для совместного решения проблем и соучастия в деятельности, способных реализовать свои возможности, проявлять творческую индивидуальность во взаимо­действии.

Для возникновения взаимодействия необходимо «погрузить» уча­щихся в такие ситуации, как соучастие в коллективной работе, ока­зание внимания к сверстникам и другие. На одном из учебных за­нятий детям было предложено составить рассказ по картинке «Экс­курсия». Нами были получены сочинения следующего типа: «Дети пошли с учительницей в лес. Там они увидели белку. Ребята угос­тили ее орехами. Экскурсия понравилась».

Затем учащиеся стали работать группами по четыре человека. Каждый участник творческой группы должен был принять посиль­ное участие в составлении рассказа. Обнаружилось явное преиму­щество коллективной формы работы. Вот что сообщил Юра К.: «В нашей группе работали все. Сначала мы составили план, а потом вместе думали и написали такой рассказ: "Наступила зима. Облете­ли листья с деревьев. Они стоят в снегу и покрылись инеем. Увиде­ли ребята пушистую белку и дали ей орехов. Белочка грызла с удо­вольствием. Ребята были довольны. Все было весело и интересно"».

Таким образом, создание ситуаций соучастия развивает инициа­тиву, творчество школьников, способствует организации атмосфе­ры доброжелательности и защищенности.

Включение школьников в различные воспитывающие ситуации создает основу для тесного взаимодействия и моделирует среду на длительное время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.