Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. - единства сознания, переживания и действия;




ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

- единства сознания, переживания и действия;

- прогностичности;

- дополнительности;

- междисциплинарности;

- взаимосвязи глобального, регионального и локального уров­ней рассмотрения экологических проблем.

Целеполагание экологически чистой среды воспитания — станов­ление субъективности воспитанника, включающей осуществление культурной идентификации, социальной адаптации, творческой са­мореализации, формирование целостной природно-социально-куль-турной картины мира. Экологически чистая природно-социальная среда воспитания способствует развитию и саморазвитию сущност-ных природных свойств ребенка в их единстве и целостности.

Проблемами формирования здоровой среды занимается валеоло-гия (педагогика здоровья).

Решение практических задач валеологии в школе предполагает предварительное их теоретическое осмысление. Построение теоре­тических конструкций (концепций, программ) требует уточнения используемой терминологии. В этом отношении не существует од­нозначного понимания терминов «образовательная среда» и «валео-логизация».

При определении понятия «образовательная среда» можно исхо­дить из теоретического исследования, проведенного в 1931 году из­вестным педагогом М.Я. Басовым. Это исследование высоко оцене­но в 70-е годы М.Г. Ярошевским как системное и методологически выверенное. Под средой, по определению М.Я. Басова, нужно пони­мать «отрезок действительности, в связи с которым живет человек» и «отношения с которым являются жизненно значимыми для него». Под образовательной средой можно понимать совокупность элемен­тов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе образования.

Такое определение позволяет рассматривать образовательную сре­ду целостно, включая в качестве ее элементов (значимых именно для сохранения здоровья школьников) организацию процесса обучения и воспитания (учебный план, расписание занятий, длительность уро­ков и перемен и т.п.), методы и формы обучения, психологический фон уроков, санитарно-гигиенические условия образовательного уч­реждения, двигательный режим учащихся, питание, медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.

При рассмотрении диады «образовательная среда — ребенок» ча­сто постулируется адаптация среды к ребенку, т.е. создание опти­мальных условий обучения и воспитания. Не отрицая необходимо­сти и гуманности подобной адаптации, необходимо признать, что46

создание идеальных условий при массовом обучении невозможно как в силу объективных причин (материально-техническое оснаще­ние школ, управление), так и в силу многообразия индивидуаль­ных особенностей обучающихся. Актуальна, таким образом, и адап­тация ребенка к образовательной среде, но не за счет нивелирова­ния его личностных свойств, что зачастую происходит в условиях современных школ, а за счет повышения резервов его психического и физического здоровья. Таким образом, процесс оптимизации сис­темы «образовательная среда — ребенок» двунаправлен. Именно такую взаимоадаптацию, оптимизацию системы «образовательная среда — ребенок», направленную на полноценное здоровьесберега-ющее развитие школьника, и можно обозначить термином «валео-логизация». Строго научным языком надо говорить о валеологиза-ции системы «образовательная среда — ребенок», но учитывая, что ребенок сам является неотъемлемой частью образовательной среды, погружен в нее, а не противопоставлен ей, правомочно говорить о валеологизации образовательной среды.

Из многофакторного понимания образовательной среды вытека­ет необходимость комплексной валеологизации.

Существует множество точек зрения на то, стоит ли проводить валеологизацию только психолого-педагогическими средствами, или же преимущественно физиолого-гигиеническими. На наш взгляд, искусственное отделение гигиенических аспектов валеологизации от психолого-педагогических не обосновано и снижает эффектив­ность валеологизации. Более того, на начальных этапах валеологи-ческой деятельности в школе этот аспект должен превалировать, так как отрицательное воздействие физических параметров образо­вательной среды на здоровье ребенка можно устранить в достаточно короткие сроки.

Санитарно-гигиеническая оценка и коррекция может быть про­ведена не на техническом, а на педагогическом уровне. Для этого возможно создание санактива, в который могут войти ученики всех ступеней обучения. Под руководством педагога-валеолога и заведу­ющих кабинетами дети оценивают освещенность, проветривание кабинетов, качество уборки, параметры размещения школьной ме­бели.

В качестве ведущего условия эффективной валеологизации выс­тупает формирование валеологических убеждений учителей, но именно эта деятельность является для педагога-валеолога наиболее сложной. Каждый учитель, особенно со значительным стажем рабо­ты, имеет свою собственную систему профессиональных и личност­ных ценностей, сложившийся стиль общения с учениками, предпо-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.