Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

• По категории обучающихся наиболее важными и оригиналь­ными являются:

— массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения пред­метов, гимназического, лицейского, специального образова­ния и др.);

- технологии компенсирующего обучения (педагогической кор­рекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тиф-ло-, олигофренопедагогика);

— технологии работы с отклоняющимися (трудными и одарен­ными) детьми в рамках массовой школы.

• И, наконец, названия большого класса современных техноло­гий определяются содержанием тех модернизаций и модифика­ций, которым в них подвергается существующая традиционная си­стема.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обыч­но учебный процесс строится так, что конструируется некоторая по­лидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных мототехнологий на основе какой-либо приори­тетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбиниро­ванная дидактическая технология может обладать качествами, пре­восходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (мо­нотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, вносит наибольший вклад в достижение целей обучения. По на­правлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демок­ратизации педагогических отношений. Это технологии с профес­сиональной ориентацией, приоритетом личностных отношений, ин­дивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личност­ная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литера­туры как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интен­сификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опор-274

ных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пас-сова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности орга­низации и управления процессом обучения. Примеры: программи­рованное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Пузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережаю­щее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информаци­онные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усо­вершенствования и дидактического реконструирования учебно­го материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрд-ниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Кургано­ва, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педа­гогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушни-ру, технология М. Монтессори и др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования A.M. Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий явля­ются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных — «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Рус­ская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).

Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко предлагают следующий вариант подхода к технологиям (табл. 21).

Весьма интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор Ростовского государственного университета В.Т. Фоменко:

- Технологии, предполагающие построение учебного процес­са на деятелъностной основе.

Традиционное обучение оценивается как малодеятельностное, из­лишне созерцательное, в противовес чему и используется эта техно­логия. Она предполагает несколько планов действий:

- предметный план действий;

- внешнеречевой план действий;

- свернутый, или сокращенный план действий, т.е. «про себя».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.