Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. • переработка учебного материала в систему проблемно-конф­ликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обо­стрение ситуаций




Особенности занятий

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

• Переработка учебного материала в систему проблемно-конф­ликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обо­стрение ситуаций.

• Продумывание различных вариантов развития сюжетных ли­ний диалога.

• Проектирование способов взаимодействия участников дискус­сии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися.

• Гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситу­аций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть по­ведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуа­ции, дискуссии и т.п.).

— Последовательность классов отвечает последовательности ос­новных исторических культур (античной, средневековой и т.д.).

- Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внут­реннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удив­ления» — исходных загадок бытия и мышления: загадки сло­ва, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-со­знания.

- Обучение строится не на учебниках, а на реальных текстах той или иной культуры.

- Автор программы для каждого класса — педагог вместе с деть­ми.

- Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, художественный образ, элементы руч­ного труда, ремесла; музыка, театр.

В процессе диалога учитель ставит учебную проблему.

В качестве иллюстрации ниже приводятся фрагменты «Заметок к программе 1-2 классов школы диалога культур», опубликованные B.C. Библером.

Загадки слова. Учитель должен быть внимательным к таким ре­бячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания — в разных «речевых жанрах», слово как (одновременно) момент пред­ложения в жесткой системе грамматических правил, слово — в его самобытийности, в его внутриречевой слитности и неразделимости. Соответственно слово и сам язык — как основа сообщения, инфор­мации (о чем-то...) в споре, как основа рефлексии.

Проблема поэтической этимологии, спектра возможных «хлебни-ковских» словосочетаний, корневых слов, «фантастических», но воз­можных «спряжений» и «склонений». Язык наличный и язык воз­можный. Игра устной и письменной речи, обращенной к «потусто-390

роннему» (во времени и пространстве) собеседнику. Якобсоновские функции слова, языка... Все это и многое другое должен знать и по­нимать учитель, чтобы уловить и угадать, и не пропустить речевую гениальность ребенка. Таковы те «вдумчивые» основы, из которых могут и должны быть развиты (в уме и в руках) навыки и правила семантики, синтаксиса, прагматики, необходимые для условного и в этом смысле игрового взаимопонимания в контексте родного языка. Грамматическая правильность — как особая форма языковой воспи­танности.

Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отноше­ния к миру, к «третьему миру» Поппера, — в сопряжении и диало­ге процессов измерения (по отношению к континуальным протяже­ниям во времени и пространстве); счета дискретных, единичных, неделимых (иначе это — уже — иные предметы) вещей, «атомов», «монад»; напряжения (степени...), — температуры, мускульного усилия и т.д. Число как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.

Ученик все время дол,жен понимать: число (математический объект и математическое действие, отождествление) невозможно в реальном бытии. Здесь бесконечность конечного расстояния (и вре­менного промежутка), и дискретность математического объекта на фоне бесконечности разделения; возникает неделимое число, состав­ленное из суммирования многих «ничто». Но одновременно ученик должен соотносить «идеальный предмет математики», этот самый невозможный объект — с реальными вещами этого мира, с реаль­ными действиями, в том числе физическими, — шагами, отклады­ванием линейки и т.п.

Исходное соотношение «фигурного» (геометрического) и «ариф­метического» числового представления (такое соотношение понадо­бится затем как основа всей математической культуры в Античном мире). Различная идея числа — в пространственной и временной бесконечности. Бесконечно большое и бесконечно малое, смысл идеи «отождествления» —• превращение предмета реального в математи­ческий объект... Все это и многое другие — и есть, опять же, тот потенциал учительской догадливости, что позволяет педагогу-диа-логисту быть внимательным и чутким к детской математической гениальности, к детским аналогам современных математических (множество, число, «теорема существования» и др.) парадоксов. И еще одно — в контексте всех этих загадочностей «числа» и вообще математического понимания мира учитель не должен забывать про­цесс формирования навыков счета, измерения, простейших матема­тических правил и действий, решения задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.