Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические технологии. Оценка знаний учащихся




Платон

Оценка знаний учащихся

Человек сам может дать правильный ответ на любой вопрос, если вопрос задан правильно.

4. 14.1. Оценивание как компонент учебной деятельности

Целью оценочной деятельности учителя является контроль ус­певаемости учащихся и формирование у них адекватной самооцен­ки. Как отмечает А.И. Липкина, у обучающегося в учебно-воспита­тельном процессе формируется установка на оценку своих возмож­ностей — одного из основных компонентов самооценки.

Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и уме­ний учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учеб­ной деятельности школьника является оценка, которая в зависимо­сти от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вер­бальной версией, оценочным суждением, отметкой (Б.Г. Ананьев, X. Век, Г.И. Щукина, Н.В. Кузьмина).

Теоретический анализ, осуществленный С.Л. Копотевым, пока­зывает, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего рассматриваются не как самостоятельный феномен учебно-вос­питательного процесса школы, а в рамках изучения других про­блем. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах по­лучила отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (В. Джеймс, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Д.Б. Эльконин, З.И. Калмыкова, Ю.К. Бабанский, B.C. Мерлин, Н.Ф. Талызина).

Для изучения оценочной деятельности приемлемой является об­щепсихологическая модель деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), с входящими в нее компонентами: мотивом, целью, планированием, переработкой текущей информа-

ции оперативным образом, принятием решения, действием, про­веркой результата и коррекцией действий.

Вместе с тем ряд авторов (С.Л. Копотев, Н.А. Батурин) отмеча­ют неразработанность концептуальных положений, определяющих сущность оценки, структуру и механизмы оценочных актов. Так, в предлагаемых определениях оценивание выступает и как про­цесс (Ш.А. Амонашвили), и как действие (А.А. Вегнер), и как деятельность С.П. Безносов), и как совокупность специальных умений (Л.И. Мнацаканян), и как функция (К.К. Платонов).

В теории педагогических систем Н.В. Кузьмина состав структур­ных и функциональных компонентов теоретически и эмпирически определен и считается постоянным для всех педагогических систем и их подсистем: субъект и объект педагогического воздействия, пред­мет их совместной деятельности, цели обучения и средства педаго­гической коммуникации. Эта пятикомпонентная модель оценочной деятельности получила свое развитие в целом ряде исследований (М.А. Борисова, С.Л. Копотев, А.А. Баранов, С.П. Белых).

Наиболее разработанным оказался вопрос о составе оценочных действий. Под педагогическими оценочными действиями А.П. Доб-лаев понимает «отражение различных отношений, реализуемых по­средством сравнения предмета оценки и оценочного основания».

В качестве оценочных с помощью факторного анализа были вы­делены следующие действия, образующие структуру оценочной де­ятельности учителя: планирование оценочных воздействий, приня­тие оценочных решений, оценка собственной оценочной деятельно­сти, процессы контроля, изучение личности учащегося, их поведения и отношений; межличностное взаимодействие, использование и ре­ализация оценочных решений, прогнозирование влияния оценок на поведение и развитие личности учащегося, коррекция оценок.

Из анализа перечисленных действий вытекает, что реализация оценочных действий имеет временную протяженность. По мнению А.Г. Доманова, подобная «разорванность» этапов оценочной дея­тельности указывает на существование системообразующего факто­ра. Причину объединения различных действий в единую систему он видит в общепедагогическом принципе управления в виде ориенти­рующей и стимулирующей функции оценки.

А.А. Реан также выделяет оценочные умения в особую группу умений: оценить собственные индивидуально-психологические осо­бенности, оценить свое состояние, знания и умения учащихся и т.д. Однако без наличия целого комплекса навыков, сколь обширными ни были бы у педагога указанные знания, оценочные умения сфор­мированы быть не могут, отмечает А.А. Реан. В структуру этих428




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.