Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искушение культурой




Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключа­ется, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окру­жает еще некое особое пространство культуры, предполагающее в нем такие способы поведения и самоосуществления, которые вы­водят его далеко за границы видовой целесообразности.

Человек как бы перестает служить великому эволюционному закону жизни, который ставит каждое живое существо в жесткую зависимость от потребности в размножении, потребности в про­должении рода. Он усмиряет свою свободную сексуальность и подчиняет ее странным, им же самим и выдуманным законам куль­туры (у каждого племени - своим!), уменьшающим до минимума возможность мутационной изменчивости и резко ограничиваю­щим поставку мутированного генетического материала для эволю­ционного отбора и нового видообразования. Он вводит жесткие линии культурной демаркации, которые резко ограничивают воз­можности свободного выбора сексуальных партнеров и широкий обмен генетическим материалом, что так же существенно ограни­чивает предпосылки нового видообразования. Наконец, он, всту­пая в жесткое противоречие с законами естественного отбора, обес­печивает выживание даже самых неприспособленных и биологи­чески слабых представителей своего вида.

Таким образом, человек как бы искусственно перерезает свое­образную пуповину, связывающую его с законами эволюционно­го видообразования. Он как бы и не живет уже в общебиологи­ческом смысле этого слова, если понимать под жизнью роковую встроенность любой живой особи, любого биологического вида в единую эволюционную лестницу гигантского дерева, произраста­ющего на планете Земля вот уже на протяжении трех с половиной миллиардов лет. Он не живет, если понимать под жизнью жизнь внутри эволюционного целого. Он не живет, если понимать под жизнью принадлежность тому великому закону, который одно­значно подчиняет все содержание жизни биологического индивида задаче продления рода и задаче самоуничтожения в последую­щих, более совершенных формах. Он не живет в том смысле, что, перестает быть функциональной частицей великого дерева жизни

с уготованной участью стать органическим удобрением для пос­ледующих, более совершенных видов.

Однако главное даже не в этом, а в том, что для него изменя­ется статус самой природы.

Для животного, напомню, природа - это средство для жизни или условие для жизни. Главная ценность, главная точка отсчета - это жизнь, встроенная в единую лестницу эволюции. Малень­кая жизнь, как частица огромного Дерева Жизни. Природа же -это друг или враг, в зависимости от того, помогает она или пре­пятствует осуществлению жизни.

Ничего подобного мы не встречаем в случае с человеком. Человек, словно в насмешку, создает некий изощренный мир куль­туры, который как некую сетку культурных шифров набрасывает на всю окружающую его природу, на весь окружающий его мир. И это проявляется прежде всего в том, что человек поименовывает все, что его окружает, навязывая каждому предмету природно­го мира некие странные, культурно-мифологические смыслы, не имеющие ничего общего с органикой объективно-природного су­ществования эти предметов. '

Таким образом, человек как бы удваивает природу, и к приро­де, которая существует сама по себе, как предпосылка, средство и условие жизни, добавляет... некую параллельную природу, в ко­торой каждый предмет оказывается нагружен особой семантикой культурных шифров. В первобытном обществе это проявляется, в частности, в том, что каждый предмет природы получает свое пер­сональное мифологическое имя и свою мифологическую историю. В современном языке дело обстоит, в сущности, так же.

Причем, что важно: каждая культура осуществляет свою ак­цию удвоения. И множественность этих акций удвоения свиде­тельствует о некоем новом качестве существования самого этого мира. Мир всякий раз заново удваивается в каждом новом куль­турном зеркале, а поскольку культурных зеркал, в которых от­ражается пространство мира - огромное количество, то приходит­ся говорить о своеобразной культурной мультипликации мира, когда нет единого мира, а есть множество его культурных отра­жений.

Но - парадокс! - это тот самый момент, с которого человек вступает в собственно познавательное отношение к природе. Когда он начинает расшифровывать те или иные явления окружающей природы вне зависимости от того, имеют ли они для него непо­средственный жизненный смысл. Когда природа начинает его ин­тересовать как внеположенная ему. Когда все то, что должно было бы, по идее, оставлять его глубоко индифферентным как биоло­гическое существо, внезапно вовлекается в орбиту его внимания и становится предметом самого пристального анализа. Природа вообще перестает отныне быть для человека просто условием сред­ством осуществления жизни. Мир, окружающий человека пере­стает быть вторичным по отношению к задаче выживания. Мир, нагруженный культурными шифрами, культурной семантикой,

впервые становится интересным человеку универсально, во всем своем реальном объеме, а не как условие выживания и продолже­ния рода на все новых и новых витках эволюционной спирали.

Таким образом, пока мир существует сам по себе, не нагру­женный никакой особой культурной семантикой, он в этом своем самостном качестве, в своей реальной безграничности и универ­сальности никого не интересует, а принимается той или иной живой особью в расчет лишь постольку, поскольку является ус­ловием и средством ее выживания и продолжения рода. И лишь после того, как на свет появляется существо, которое придумыва­ет нагрузить мир системой культурных шифров (назовем это "язы­ком"), этот мир, как бы переставший быть собой, но ставший проекцией культуры, становится этому существу интересен весь, а не только в тех своих фрагментах, которые существенны с точ­ки зрения задачи выживания и продолжения рода.

Иначе говоря, весь окружающий человека мир становится сложным культурно-семантическим шифром, разгадыванию ко­торого можно посвятить саму жизнь. Природа из средства пре­вращается в цель, и становится вся без исключения интересна человеческому существу, а не только в тех своих проявлениях, которые имеют жизненный смысл, т.е. значимы с точки зрения стратегии биологического выживания и размножения.

Правда, это уже не природа сама по себе, а природа, постав­ленная в культурный контекст. Но зато - вся. Не выборочно - под углом зрения иерархии биологических потребностей, как это про­исходит у любого традиционного живого вида, - а целиком. В соответствии с той особенностью человеческого существа, кото­рую еще Маркс охарактеризовал как феномен человеческой все-предметности. Мол, любое животное интересуется в окружаю­щем мире только тем, что имеет для него непосредственный био­логический смысл. И интересуется этим "чем-то" лишь в той мере, в какой это диктуется биологической целесообразностью. А вот что касается человека, то почему-то нет в мире предмета, кото­рый бы мог оказаться ему принципиально неинтересным.

В чем тайна этого универсального интереса, проявляемого к миру человеческим существом? Я выскажу мысль, которая может на этой ступени показаться невнятной и парадоксальной, но я буду к этой мысли настойчиво возвращаться на протяжении всей книги. Ключ к этому универсальному интересу - в особом меха­низме культурных шифров или культурного поименования. Мир для человека зашифрован культурой, а эта-то культурная зашифованность любого предмета окружающего человека мира и дела­ет этот предмет интересным для человека. Человек навязывает миру мифологические имена, и уже после этого ведет диалог с искусственно поименованным миром. Вопрос упирается только в то, зачем он производит это мифологическое поименование, но об этом - дальше.

Так или иначе, но в итоге в контекст культуры помещается мир, глубоко избыточный по отношению к естественным потреб-

ностям представителей вида Homo sapience. И это в первую оче­редь проявляется в феномене человеческого языка. Ведь даже в самом примитивном первобытном обществе мы встречаемся с фактом удивительно богатого языка, с помощью которого оказы­вается поименована ВСЯ окружающая человека реальность, при­чем в ее мельчайших деталях. При том каждое имя носит оттенок имени собственного и представляет собой некий культурный шифр, предполагающий в слове множество семантических оттенков. Каж­дому без исключения предмету окружающего человека мира куль­тура дает персональное имя, и, тем самым, провоцирует человека на особую деятельность по семантической дешифровке этого имени с помощью предмета. А эта деятельность, в свою очередь, и со­ставляет основу познания.

Но, таким образом, поименовывая мир, культура как бы ис­кушает человека. Искушает на познание. Искушает на сверхбио­логическое отношение к миру. Искушает фантастическим много­образием предметов, находящихся далеко за пределами тех его жизненных потребностей, которые предопределяют его поведение как видового существа. Искушает многообразием предметов, к которым человек как живой организм, как существо на ступеньке эволюционной лестницы должен быть по определению равноду­шен: ведь это предметы, которые не имеют ни малейшего отноше­ния к стратегии его существования как биологического существа. Таким образом, культурное поименование мира становится для человека исходной точкой познания как такового. Необходимость расшифровывать те культурные смыслы, которые скрываются за именами тех или иных предметов, обрекает человека на предмет­ную активность, совершенно не связанную с потребностями его организма. И это есть то, что мы называем собственно познава­тельной позицией. Познавательной позицией, благодаря которой человек входит в универсальный диалог с окружающим его ми­ром. Познавательной позицией, благодаря которой человек как бы выходит за пределы самого себя, за пределы своих видовых организменных потребностей и становится человеком Вселенной.

И в этом состоит суть великого перелома, случающегося в ис­тории живой природы. В результате этого перелома человек вы­ходит из того состояния великого жизненного смирения, в кото­ром пребывает любой живой вид на Земле. Человек перестает быть существом, которое с покорным равнодушием растворяется в своем потомстве во имя великой жизненной цели - все нового и нового видообразования. Человек выходит за границы той беско­нечной чреды сменяющих друг друга поколений и новых видов, в которой ценность любого из них (не говоря уже об отдельных индивидах!) оказывается микроскопически мала, и сводится к ценности отдельного кирпичика в здании, состоящем из многих тысяч этажей.

Итак, культурная среда для человека оказывается чем-то прин­ципиально иным, нежели природная среда для животного. Чем же? Предметом для постоянной расшифровки неких, создавав-

мых другими людьми социальных шифров, и, тем самым, пред­метом постоянного возделывания в себе некоего "надорганизменного" содержания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.