КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по поводу языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исходных формах - это чистая некоммуницирующая эзотерика, то ритуал, существующий по поводу языка - это все же определенное коммуникативное пространство, призванное помочь проникнуть в тайну слова. Представление о том, что сама суть ритуала - это символизация окружающего человека мира, достаточно убедительно представлено, в частности, в работах В.Тэрнера, согласно которым все ритуалы "состоят из символов", и ритуальный символ есть по своей сути "структура семантическая" 1Э. Так, анализируя ритуалы африканского племени ндембу, Тэрнер указывает, что здесь "каждая использованная вещь, каждый сделанный жест, каждая песня или молитва, каждый отрезок пространства и времени конвенционально олицетворяют нечто иное, чем они есть сами по себе. Это нечто большее, чем может показаться, и часто значительно большее". Сами ндембу называют любой элемент, любую единицу ритуала словом, обозначающим "веху", "отметину", "зарубку на дереве", которую делает охотник "прокладывая новый путь", а так же "маяк", заметную особенность ландшафта, на которую можно ориентироваться при движении по местности 21. И эта семантическая нюансировка позволяет многое понять как в структуре и сущности ритуала, так и в самом феномене языка. Ведь когда охотник видит свою зарубку, оставленную им метку, он видит вместе с тем чрезвычайно много: он видит не просто отметину, но некий СМЫСЛ, который эта отметина для него несет. И понятно, что этот смысл существует только для того, кто эту зарубку оставил. Или для того, для кого этот охотник раскрыл тайну своей зарубки, т.е. каким-то образом пояснил смысл того, зачем он ее вообще сделал.
Другими словами, в самой по себе зарубке никакого смысла нет. Смысл этой зарубки есть в сознании охотника, который эту зарубку оставил. И здесь находится ключ к пониманию того, как функционирует ритуал и каждый его отдельный элемент. Это именно зарубки, с помощью которых первобытный человек хранит некую особую (мифологическую) семантику предметов и явлений окружающего его мира. Эта-то мифологическая семантика окружающего человека мира, будучи передаваема из поколения в поколение с помощью ритуальных зарубок, и приобретает постепенно статус священной. Каждое (странное для внешнего наблюдателя) пластическое движения в исполняемом коллективном ритуальном танце, каждый звук, каждый жест имеет для участника ритуального действа некое глубинное семантическое измерение; таким образом в процессе исполнения ритуала воспроизводится тайная семантика мифа. Только для внешнего наблюдателя тот или иной ритуал - это всего лишь бессмысленное кол- лективное топтание на месте, сопровождаемое странными телодвижениями и заунывным пропеванием совершенно непонятных слов. Наоборот, для самого участника ритуального действа каждая деталь этого действа ЗНАЧИМА, т.е. создает какое-то достаточно обширное семантическое пространство. Таким образом, у всякого ритуала есть две несовпадающие стороны: сторона, в которой он обращен к внешнему наблюдателю (та сторона, с которой он выглядит как абсолютная загадка), и сторона, которой он обращен к своим непосредственным участникам, своим исполнителям (сторона, в которой ритуал абсолютно прозрачен и космически объемен). Коллективные действия с использованием каких-то достаточно странных и нелепых с точки зрения цивилизованного человека предметов ("предметов мифа" 22, как их назвал М.К.Мамардашвили), странные жесты, топтания на месте, выкрики и пропевания отдельных слов
- это ведь только внешняя оболочка ритуала, и все эти ритуальные действия загадочны для внешнего наблюдателя ровно настолько, насколько загадочна зарубка, которую оставил первобытный охотник в лесу. За совокупностью же этих внешних зарубок скрывается огромное семантическое пространство, море смыслов, которые эзотерически воспроизводятся в сознании каждого участника ритуала. И здесь, между прочим, ключ к пониманию корней любой культурной эзотерики: то, что традиционно рассматривается как тайное учение, спрятанное от других по сознательному умыслу, является в своих основаниях просто-напросто семантикой зарубок, и эта семантика оказывается объективно эзотеричной для внешнего наблюдателя. Это примерно то же самое, что узелок на память: тому, кто его сделал, смысл этого узелка абсолютно ясен и прозрачен, тогда как для внешнего наблюдателя он - сплошная эзотерика. Но эта тайная семантика оказывается спрятана от внешнего наблюдателя вовсе не потому, что ее хотят спрятать, а просто потому, что о ней пока еще не умеют говорить. Скажем, для охотника абсолютно ясна семантика оставленной им зарубки, и как только он снова появится на этом месте и увидит этот знак, в нем тотчас актуализуется тот образ, в связи с которым был этот знак оставлен. Но тот же самый охотник едва ли сможет эту семантику сколько-нибудь внятно изложить своим соплеменникам, используя язык повествования, поскольку язык повествования - это неизмеримо более сложный язык, нежели язык поименования. И точно так же миф: он спрятан в ритуале, он живет внутри ритуала, - но как многообразие тайных семантических полей, которые держатся на тех своеобразных зарубках, каковыми являются жесты, ритмы, возгласы, а так же специальные ритуальные объекты. Отличие от зарубок, оставляемых охотником, только в одном: ритуальные метки мифологических смыслов не являются сознательными метками, т.е. создаются не по сознательному умыслу, а в значительной степени стихийно и бессознательно (как об этом подробная речь в третьей части).
И как охотник может не уметь повествовательно передать тайный смысл своей зарубки (при всей очевидности этого смысла для него самого),так и участники ритуала не умеют словесным образом пояснять тайную семантику ритуала новопосвящаемым. Искусство передавать семантику с помощью слов - это слишком сложное искусство, чтобы рассчитывать на его возникновение на столь ранней стадии. Скорее, пояснительной процедурой может быть жест, указание, звук, интонация; и уже на основе такого рода сигнальных подпорок новопосвященный сам догадывается и сам реконструирует семантическое пространство мифа, поддерживаемое тем или иным ритуалом. В сущности говоря, то же самое происходит и с маленьким ребенком в современной культуре. Я уже писал выше, что он вступает в мир, наполненный абсолютно загадочными для него словами. Он не может априорно, уже в момент рождения понимать смысл хотя бы одного из них, а раз они сами представляют из себя загадку, то ребенок никак не может использовать их в качестве толкователей. Прежде, чем начать пользоваться словами как инструментами понимания, он должен совершить работу по предварительному разгадыванию семантики слов. И решить эту задачу ребенок может только одним-единственным образом: через догадку. Он постепенно догадывается, каково значение того или иного слова, опираясь на ритуально воспроизводимые структуры повседневного быта, опираясь на сигналы и интонации, получаемые им из мира взрослых, на характер функционирования тех или иных предметов в пространстве этих ритуально-бытовых структур, и только эти развернутые (тоже ритуальные!) структуры повседневного быта, а вовсе не развернутые словесные пояснения могут помочь ребенку в решении этой фантастически сложной задачи. Семантику любого слова он вынужден расшифровывать САМ. Весь мир слов-имен, которые обрушиваются на него буквально с момента рождения, он должен расшифровать на свой страх и риск, с опорой на сам обозначаемый предмет и на ту ритуальную процедуру, которая изо дня в день воспроизводится взрослыми в отношении этого предмета. Именно так ребенок постигает тайну слова "ложка", "тарелка", "игрушка" и тысяч других слов, овладевая практически неисчерпаемым богатством родной речи. И только с достижением известного возраста у него постепенно формируется интерес к собственно повествовательным объяснениям смысла тех или иных слов, он становится ориентирован на словесные комментарии и пояснения. Впрочем, и об этом подробная речь в последующих главах.
Так или иначе, но первобытный ритуал - это действие, до отказа набитое семантикой; это воистину дословесная, действенно-вещная форма бытия мифа. Любой элемент ритуала принципиально символичен, а не пантомимичен: он свидетельствует, а не изображает. Он указывает на факт существования некоего смысла; однако смысл при этом существует как некая виртуальная реальность, о которой нужно догадываться, которую нужно иметь в виду, но которая не прочитывается прямым и наглядным образом из совокупности тех действий, которые составляют внешнюю оболочку ритуала. Иначе говоря, это не пиктографическое, а символическое письмо. В.Тэрнер так определяет признаки ритуального символа: "(I)... действия или объекты, воспринимаемые в ритуальных контекстах (т.е. в символической форме), имеют много значений; (II)... различные по существу значения взаимосвязываются посредством аналогии или ассоциации в действительности или в воображении; (III)... множество идей, отношений между вещами, действий, взаимодействий и сделок представляются одновременно символическими средствами (ритуальное использование этих средств сокращает то, что в словесном выражении было бы длинным рассказом или высказыванием); (IV)... референты, предназначенные обычаем для основного ритуального символа, часто стремятся сгруппироваться на противоположных семантических полюсах" н. Семантическая многоуровневость тех или иных ритуальных символов, согласно Тэрнеру, просто фантастически велика. Так, "дерево мудьи, или молочное дерево - центральный символ ритуала совершеннолетия девочек у народности ндембу в Северо-Западной Замбии - на своем нормативном полюсе представляет женственность, материнство, связь матери с ребенком, девочку-неофита, проходящую посвящение в зрелую женственность, специфический матрилинидж, принцип матрилинейности, процесс изучения "женской мудрости", единство и прочность общества ндембу, а также все ценности и достоинства, присущие различным отношениям - семейным, правовым и политическим, - контролируемым матрилинейными родственниками. Каждый из этих аспектов его нормативного значения становится главенствующим в специфическом эпизоде ритуала совершеннолетия; все вместе они создают конденсированное выражение структурной и общиной важности в культуре ндембу. На его сенсорном полюсе тот же символ представляет грудное молоко..., материнскую грудь, а так же гибкость тела и ума неофита... Дерево, расположенное на небольшом расстоянии от деревни посвящаемых, становится центром в последовательности ритуальных эпизодов, изобилующих символами. (...) Существуют и правила исключения, связанные с мудьи в этом ритуальном контексте, - всё, что не имеет отношения к вскармливающему, воспроизводящему и эстетическому аспектам человеческой-женственности, а также к их сфере культурного контроля и структурирования, - исключается из семантического поля символики мудьи" м. И подобной семантической многозначностью обладает любой ритуальный символ. При этом ритуальные символы неравнозначны: если верна наша базовая гипотеза относительно того, что сама суть мифа -это упорядочение отношений первобытного человека с окружающим его предметным (всевозможностным) миром, то миф, навязывая окружающему миру избыточные семантические поля, должен ставить эти предметы окружающего мира в глубоко неравнозначные взаимоотношения между собой. Символизация (а, скорее будет сказать, мифологизация), которую первобытный человек осуществляет в отношении предметов окружающего мира, призвана принципиально иерархизировать окружающий человека предметный мир. И это безусловно отражается на том, как работает ритуал: есть предметы и явления, которым ритуал отдает выраженное символическое предпочтение. В.Тэрнер подробно анализирует феномен так называемых "доминантных символов", которые центрируют мифологическую Вселенную первобытного человека. "В каждой целостной совокупности или системе существует ядро доминантных символов, которые характеризуются чрезвычайной многозначностью (имеют много смыслов) и центральным положением в каждом ритуальном исполнении. С этим ядром связано значительно большее число энклитических (зависимых) символов. (...) Доминантные символы создают фиксированные точки всей системы и повторяются во многих из составляющих систему ритуалов. (...) Каждый из этих символов имеет, стало быть, множество референтов. Процесс "избирательности" состоит в создании вокруг доминантного символа контекста символических объектов, действий, жестов, вербального поведения и социальных отношений между исполнителями ритуальных ролей (молитвы, заклинания, песни, речитативы, сказания, священные повествования и т.п.), что одновременно группирует и подчеркивает те из референтов, которые полагаются существенными в данной ситуации. Таким образом, лишь часть семантического богатства доминантного символа реализуется в одном виде ритуала или в одном из его эпизодов. (...) Доминантные символы представляют набор фундаментальных тем. Символ появляется во многих ритуалах, а его значения высвечиваются порознь во многих эпизодах. Поскольку обстоятельства, при которых темы представлены ритуально, могут быть различными и поскольку темы составляют различные комбинации в каждой из ситуаций, представители культуры, вовлеченные в полный ритуальный цикл, постепенно узнают посредством повторения, вариации и контраста символов и тем, каковы ценности, законы, образцы поведения и познавательные постулаты их культуры" ь. В сущности говоря, здесь описан процесс, в котором предметы получают сверхсложную семантическую интерпретацию за счет присутствия во множестве различных мифов. Скажем, в описанной выше мифологии маорийцев картофель кумара оказывается именно таким доминантным символом: будучи включен во множество разных мифов, он неизбежно несет на себе множество соответствующих семантических оттенков. И потому, как уже отмечалось выше, когда маориец ест свою кумару, он ест не просто картофель, а, если угодно ест... доминантный символ своей культуры, т.е. поглощает кумару во всем многообразии его мифосемантических оттенков. А за этим скрывается переворачивание самой пирамиды биологических потребностей. Уже не потребность в пище, не чувство голода' определяет потребность маорийца в кумаре, а нечто гораздо более существенное: культурная семантика кумары. И именно по этой причине маориец подчеркнуто игнорирует изобилие других видов пищи и сосредоточивает свое внимание на кумаре, которая есть для него нечто неизмеримо более существенное, нежели средство утоления голода. Совершенно аналогичные вещи можно наблюдать и у других народностей. Скажем, в практике народности абелам, согласно источникам, основная пищевая культура - картофель ямс, который, однако, является не просто пищей, а выраженным доминантным культурным символом. То, что ямс - это особая пища, несущая в себе культурно-священную семантику, проявляется в том, что абелам выражение предпочитают ямс всем остальным источникам пищи, "хотя он такой же источник углеводов в рационе питания, как и таро, бананы, саго и пр. Абелам варят ямс, пекут, приготовляют в виде похлебки с овощами и тертым кокосовым орехом, едят сырым, нарезанным ломтиками и переложенным кокосовыми орехами; наконец, ямс мелких сортов они начиняют тертым кокосовым орехом" 23. Воистину следовало бы определить культуру абелам как культуру ямса. И дело не только в том, что "абелам знают до 100 видов ямса". Ямс - это безусловный доминантный символ этой культуры, пользуясь терминологией В.Тэрнера. У ямса множество мифологических контекстов, ямс является подлинным семантическим центром культурной вселенной абелам, и именно по этой причине абелам отдают абсолютное предпочтение ямсу по сравнению со всеми прочими продуктами питания, которые, казалось бы, так же в изобилии произрастают вокруг. Даже лунные месяцы обозначаются у абелам с использованием образа ямса. Названия этих месяцев в буквальном переводе звучат так: "луна поднимется и садится - мы сажаем ямс", "луна поднимается и садится - ямс начинает пускать ростки", "луна поднимается и садится - мы рубим подпорки для лозы и моем саго", "луна поднимается и садится - мы делаем колдовство для ямса" и т.д. Феномен доминантных символов наблюдается во всех без исключения архаических мифологических культурах. Культурная нагрузка этих символов в том и состоит, чтобы центрировать мировосприятие первобытного человека, и этот центр оказывается неизмеримо более семантически богат, нежели периферия. "Обращаясь к тюркским культурам Южной Сибири, мы видим, как немногочисленные доминантные символы "обрастают" богатыми мифо-ритуальными биографиями и становятся поистине неисчерпаемыми" 2Э. Но то же самое можно сказать и о любой другой архаической культуре: феномен доминантных символов - ярчайшее свидетельство того, что спрятанный в ритуале миф является способом иерар- хизации окружающего человека мира. Мифологические "биографии" доминантных символов - это те искусственные и иллюзорные оси координат, введение которых позволяет упорядочить взаимоотношения первобытного человека со всевозможностным предметным миром. Причем совершенно несущественно, ЧТО именно начинает исполнять функцию такого рода доминантного символа - дерево ли мудьи, картофель ли кумара или ямс... Все, что угодно может стать доминантным символом. Но, став таковым, соответствующий предмет превращается в подлинный центр мифологической Вселенной, а, стало быть, в точку отсчета во взаимоотношениях человека с окружающим его всевозможностным миром. Такова подлинная тайна ритуала, который оказывается практической, доповествовательной формой бытия мифа, формой семантического упорядочения взаимоотношений первобытного человека с окружающим его предметным миром. И что особенно важно: эта доповествовательная, дословесная форма бытия мифа оказывается тождественна по своему семантическому содержанию феномену слова.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |