Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный Клондайк




Знание, информация - это то, что является условием выжива­ния первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умений, первобытный человек просто обязан был обладать гигантским объемом знаний об этом мире. Информация являлась способом адаптации человека к неблагоприятным усло­виям окружающего мира. Причем глубоко естественно, что эти знания должны были носить чрезвычайно подробный и точный характер и касаться сотен тысяч объектов.

Информация - религия первобытного человека, а миф - уни­версальный носитель этой информации (при том, что сам человек - носитель мифа) и источник информации для человека. Миф содержит миллионы бит плотно утрамбованной информации, и все это многообразие информации является для первобытного человека предметом экстатического почитания в системе разнооб­разных ритуалов и обрядов. У него воистину КУЛЬТ информа­ции, причем культ любой информации, ставшей фактом культу­ры.

Первобытный человек весь свой жизненный цикл, с момента рождения и до момента смерти вынужден существовать в усло­виях,.совершенно не приспособленных для человеческого суще­ствования. А ведь новорожденный ребенок у аборигенов Австра­лии в физическом отношении ничуть не более приспособлен к жизни, нежели дети цивилизованных европейцев. И если даже в условиях цивилизации выходить годовалого ребенка трудно, так много он требует внимания и заботы, то что говорить про условия дикой природы, в которых существуют первобытные племена? Чтобы выжить в таких условиях, взрослые члены рода должны обладать максимально обширными и точными знаниями относи­тельно всего того, что происходит в окружающем их мире. Они должны подробнейшим образом разбираться в бесконечном раз­нообразии растительного и животного мира, с максимальной де­талировкой изучить топографию местности, закономерности кли­матических изменений и многое, многое другое. Ведь дикая при­рода - это и есть их дом, а это значит, что они должны себя чувствовать здесь как дома. Стоит ли говорить, какое количество самых разнообразных и самых подробных знаний, требуется для этого? Так, если в арсенале современной домашней хозяйки на­ходится несколько десятков различных растений, которые можно употребить в пищу, то в арсенале "домашней хозяйки" первобыт­ного племени таких растений - тысячи. Ядовитое и неядовитое, съедобное и несъедобное, полезное и вредное - все это нужно с

абсолютной точностью знать. Именно знание, содержащееся в мифе, является для первобытного человека главным средством адаптации к неблагоприятным условиям среды, а вовсе не труд. Однако при всем при том мы совершим глубокую ошибку, если предположим, будто основной массив знаний первобытного человека имел узко-прагматический характер. Ничего подобного! В общем объеме его знаний об окружающем мире процент знаний полезных, как это ни странно, достаточно невысок. Любой пер­вобытный человек добросовестно хранит в глубинах своей памя­ти огромные запасы мифологической информации, которая яв­ляется очевидно бесполезной - однако, судя по всему, такая ин­формация отнюдь не рассматривается им как информация второ­го сорта.

Вот свидетельство наблюдателей, касающееся жизни северо­американских индейцев: "Здесь можно было бы ожидать знания о том, что составляет повадки крупной дичи, которая дает пищу и сырье для туземного производства. Неудивительно..., что охотник-пенобскот из Мэн располагает лучшими практическими по­знаниями о повадках и характере лося, чем самый крупный экс­перт-зоолог. Но когда мы оцениваем подлинное достоинство того усердия, с каким индейцы берутся за наблюдение и систематиза­цию научных фактов, относящихся к низшим формам животной жизни, то позволительно выказать некоторое удивление. Весь класс рептилий... не представляет собой никакого экономическо­го интереса для этих индейцев; они не потребляют мясо ни змей, ни лягушек и не используют их кожу, за исключением весьма редких случаев изготовления магических средств от болезни или от колдовства". 7 И тем не менее, "индейцы Северо-Востока раз­работали целую герпетологию с терминами, различными для каждого рода рептилий, и другими - для видов и разновиднос­тей". *

Знакомство с информационным содержанием мифов позволя­ет сделать довольно уверенный вывод о том, что основной массив этого содержания совершенно не практичен. Первобытный чело­век создает гигантские запасы знаний "на всякий случай" - знаний, хранение которых невозможно объяснить никакой практической потребностью. Бессмысленно спрашивать, зачем эти гигантские массивы практически бесполезных знаний мифу? Такова уж его природа - природа пожирателя информации. Вопрос "зачем?" здесь бессмысленен в той же мере, в какой бессмысленно спра­шивать естественный отбор, зачем он просеивает сквозь свое ре­шето все живое.

Гораздо продуктивнее другой вопрос: что заставляло перво­бытного человека удерживать все это явно избыточное многооб­разие информации? Ведь явная нецелесообразность хранения откровенно избыточной информации вновь откровенно нарушает логику биологического, коль скоро энергетические затраты на хранение любой неактуальной, избыточной информации про за­пас чрезвычайно велики. И ключ к этому вопросу вновь в приро-

де мифа. Человек накапливает избыточные по отношению к прак­тическим нуждам знания о мире потому, что этого требует миф.

Но в той мере, в какой у него появляется изобилие избыточ­ной информации, это приводит к некоторым неожиданным след­ствиям: "лишняя" информация начинает самопроизвольно всплы­вать в каких-то нестандартных ситуациях и позволяет принимать решения за пределами стандартных алгоритмов поведения.

Феномен избыточного знания, надпрагматичного знания - это удивительный феномен, который создает основу для нестандарт­ных, творческих решений, и это обеспечивает культурную дина­мику первобытному обществу. Миф, в котором на всякий случай складирована огромная масса полезных, малополезных и совер­шенно бесполезных знаний, становится для первобытного чело­века неиссякаемым источником информации во всякого рода не­стандартных ситуациях, и не случайно всякий раз, когда перво­бытный человек сталкивается с теми или иными жизненными затруднениями, он обращается за помощью к мифу, который НА САМОМ ДЕЛЕ помогает этому человеку МАГИЧЕСКИМ обра­зом. Так называемая "первобытная магия" - это и есть тот канал, посредством которого из мифа извлекается необходимое знание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.