КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выживания первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умений, первобытный человек просто обязан был обладать гигантским объемом знаний об этом мире. Информация являлась способом адаптации человека к неблагоприятным условиям окружающего мира. Причем глубоко естественно, что эти знания должны были носить чрезвычайно подробный и точный характер и касаться сотен тысяч объектов. Информация - религия первобытного человека, а миф - универсальный носитель этой информации (при том, что сам человек - носитель мифа) и источник информации для человека. Миф содержит миллионы бит плотно утрамбованной информации, и все это многообразие информации является для первобытного человека предметом экстатического почитания в системе разнообразных ритуалов и обрядов. У него воистину КУЛЬТ информации, причем культ любой информации, ставшей фактом культуры. Первобытный человек весь свой жизненный цикл, с момента рождения и до момента смерти вынужден существовать в условиях,.совершенно не приспособленных для человеческого существования. А ведь новорожденный ребенок у аборигенов Австралии в физическом отношении ничуть не более приспособлен к жизни, нежели дети цивилизованных европейцев. И если даже в условиях цивилизации выходить годовалого ребенка трудно, так много он требует внимания и заботы, то что говорить про условия дикой природы, в которых существуют первобытные племена? Чтобы выжить в таких условиях, взрослые члены рода должны обладать максимально обширными и точными знаниями относительно всего того, что происходит в окружающем их мире. Они должны подробнейшим образом разбираться в бесконечном разнообразии растительного и животного мира, с максимальной деталировкой изучить топографию местности, закономерности климатических изменений и многое, многое другое. Ведь дикая природа - это и есть их дом, а это значит, что они должны себя чувствовать здесь как дома. Стоит ли говорить, какое количество самых разнообразных и самых подробных знаний, требуется для этого? Так, если в арсенале современной домашней хозяйки находится несколько десятков различных растений, которые можно употребить в пищу, то в арсенале "домашней хозяйки" первобытного племени таких растений - тысячи. Ядовитое и неядовитое, съедобное и несъедобное, полезное и вредное - все это нужно с
абсолютной точностью знать. Именно знание, содержащееся в мифе, является для первобытного человека главным средством адаптации к неблагоприятным условиям среды, а вовсе не труд. Однако при всем при том мы совершим глубокую ошибку, если предположим, будто основной массив знаний первобытного человека имел узко-прагматический характер. Ничего подобного! В общем объеме его знаний об окружающем мире процент знаний полезных, как это ни странно, достаточно невысок. Любой первобытный человек добросовестно хранит в глубинах своей памяти огромные запасы мифологической информации, которая является очевидно бесполезной - однако, судя по всему, такая информация отнюдь не рассматривается им как информация второго сорта. Вот свидетельство наблюдателей, касающееся жизни североамериканских индейцев: "Здесь можно было бы ожидать знания о том, что составляет повадки крупной дичи, которая дает пищу и сырье для туземного производства. Неудивительно..., что охотник-пенобскот из Мэн располагает лучшими практическими познаниями о повадках и характере лося, чем самый крупный эксперт-зоолог. Но когда мы оцениваем подлинное достоинство того усердия, с каким индейцы берутся за наблюдение и систематизацию научных фактов, относящихся к низшим формам животной жизни, то позволительно выказать некоторое удивление. Весь класс рептилий... не представляет собой никакого экономического интереса для этих индейцев; они не потребляют мясо ни змей, ни лягушек и не используют их кожу, за исключением весьма редких случаев изготовления магических средств от болезни или от колдовства". 7 И тем не менее, "индейцы Северо-Востока разработали целую герпетологию с терминами, различными для каждого рода рептилий, и другими - для видов и разновидностей". *
Знакомство с информационным содержанием мифов позволяет сделать довольно уверенный вывод о том, что основной массив этого содержания совершенно не практичен. Первобытный человек создает гигантские запасы знаний "на всякий случай" - знаний, хранение которых невозможно объяснить никакой практической потребностью. Бессмысленно спрашивать, зачем эти гигантские массивы практически бесполезных знаний мифу? Такова уж его природа - природа пожирателя информации. Вопрос "зачем?" здесь бессмысленен в той же мере, в какой бессмысленно спрашивать естественный отбор, зачем он просеивает сквозь свое решето все живое. Гораздо продуктивнее другой вопрос: что заставляло первобытного человека удерживать все это явно избыточное многообразие информации? Ведь явная нецелесообразность хранения откровенно избыточной информации вновь откровенно нарушает логику биологического, коль скоро энергетические затраты на хранение любой неактуальной, избыточной информации про запас чрезвычайно велики. И ключ к этому вопросу вновь в приро- де мифа. Человек накапливает избыточные по отношению к практическим нуждам знания о мире потому, что этого требует миф. Но в той мере, в какой у него появляется изобилие избыточной информации, это приводит к некоторым неожиданным следствиям: "лишняя" информация начинает самопроизвольно всплывать в каких-то нестандартных ситуациях и позволяет принимать решения за пределами стандартных алгоритмов поведения.
Феномен избыточного знания, надпрагматичного знания - это удивительный феномен, который создает основу для нестандартных, творческих решений, и это обеспечивает культурную динамику первобытному обществу. Миф, в котором на всякий случай складирована огромная масса полезных, малополезных и совершенно бесполезных знаний, становится для первобытного человека неиссякаемым источником информации во всякого рода нестандартных ситуациях, и не случайно всякий раз, когда первобытный человек сталкивается с теми или иными жизненными затруднениями, он обращается за помощью к мифу, который НА САМОМ ДЕЛЕ помогает этому человеку МАГИЧЕСКИМ образом. Так называемая "первобытная магия" - это и есть тот канал, посредством которого из мифа извлекается необходимое знание.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |