КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сотворение знания
Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, касающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складировать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, требуется... откуда-то и каким-то образом эти знания получить, поскольку в самой природе никаких знаний не содержится. Знания есть феномен культуры, и оттого прежде, чем их складировать и начать ими пользоваться, нужно их каким-то образом создать. Каким же образом первобытный человек создает свои знания? В современном мире, и, в частности, в современном образовании вопрос о сотворении знаний практически не ставится. Современный мир переполнен знаниями, переполнен информацией. И часто смыслом человеческого существования становится именно усвоение знаний - усвоение той информации, которая уже имеет какую-то культурную оболочку и содержится в книгах или каких-то иных информационных хранилищах, созданных цивилизацией. Все современные образовательные стратегии строятся на иллюзии того, что знание - объективно, и что главная проблема образования - это усвоение знаний. Но парадокс знаний заключается в том, что, хотя они и существуют по отношению к отдельно взятому человеку как объективная реальность культуры, по своему происхождению любое знание - это глубоко субъективное образование. В самом объективном мире не содержится ни грана знаний. Знание возможно исключительно в контексте культуры. И потому есть огромная разница между готовым знанием, которое я принимаю в чужой культурной оболочке, и знанием, которое я создаю сам. При этом всякое знание когда-то было создано впервые. И есть тайна возникновения знания. И это та тайна, которую можно было бы назвать тайной творчества.
Если все знания, которыми располагает первобытный человек, были когда-то созданы впервые, значит, следует говорить о некоем мифологическом механизме порождения знаний. Вот я написал, что миф - это гигантский культурно-информационный склад, содержащий в своих глубинах труднообозреваемое количество самых подробных и разнообразных знаний об окружающем человека мире. Я написал о магических инструментах, которыми пользуется первобытный человек для извлечения той или иной информации, спрятанной в глубинах мифа. Но как все эти гигантские по своему объему знания возникли и попали в миф? Откуда они в нем взялись, коль скоро любое знание требуется прежде всего придумать? Ведь если я не обладаю способностью ПРИДУМЫВАНИЯ знаний о мире, я буду годами наблюдать повадки этого мира, но ничего не буду видеть, и не узнаю о нем в конечном счете ничего. Животное, взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт. Но это опыт, имеющий чисто биологические рамки, и оттого не приобретающий форму знания. Так, шимпанзе может превосходно ориентируется в окружающем его мире, но у него нет знаний об этом мире. Ибо знания - это информация о мире, каким-то особым образом вытащенная из этого мира и заключенная в некую культурную оболочку. А культурная оболочка - это то, что позволяет эту информацию кому-то передать, Разумеется, если этот "кто-то" знаком с языком этой культурной оболочки. Язык - первичная реальность мифа. Язык - носитель знаний. И потому язык древнего человека возникает не как способ коммуникации (что за безумная роскошь: язык как средство коммуникации, когда бытовая коммуникация вполне успешно может осуществляться на "языке" молчания, жестов или взглядов), но как способ БЫТИЯ МИФА. А, значит, и способ бытия всех содержащихся в нем бесчисленных и крайне избыточных с точки зрения бытовых практических нужд знаний.
Поэтому, если мы хотим узнать, что знает человек первобытного общества, мы должны узнать, каков его язык. И именно так поступают этнографы: исследуя язык того или иного племени, они исследуют тем самым КУЛЬТУРНЫЙ ТЕЗАУРУС этого племени. И эти исследования убеждают в том, насколько нелепо рассматривать язык первобытного человека как способ коммуникации. Конечно, язык используется первобытным человеком и как средство коммуникации; но это вовсе не значит, что природа языка коммуникативна. Во всяком случае, если рассматривать язык первобытного человека как средство организации общения между людьми, мы ровным счетом ничего не поймем в этом языке. Неслучайно, и об этом уже шла речь в предыдущей части, язык первобытных племен ставил в тупик сознание исследователей, которые приступали к его изучению с позиций коммуникативного подхода. Реалии конкретного туземного языка тут же сбивали с толку: возникало ощущение, что это язык, совершенно не способный быть эффективным средством коммуникации; однако стереотип того, что природа языка коммуникативна, оставался при этом настолько сильным, что ни один этнограф не сделал на основании своих наблюдений соответствующих радикальных выводов. "...Е.Смит Бовен с удовольствием рассказывает о своем смятении, когда по прибытии в одно африканское племя она захотела начать с изучения языка. Ее информаторы нашли вполне естественным собрать для начальной (! - А.Л.) стадии обучения огромное количество ботанических образчиков, которые показывая ей, они называли, но которые исследовательница была не в состоянии отождествить..." '* - в том смысле, что была не в состоянии найти терминологические корреляты в собственном языке. И это ли не убедительнейшее свидетельство того, что язык для туземца менее всего имеет бытовой смысл, и менее всего является инструментом коммуникации? Язык примитивных народов - это менее всего язык общения. В самом деле, о каком языке общения можно говорить, когда словник конкретного туземного языка представляет собой длиннейшие ряды классификаций всего сущего, и составляет, скорее гигантские заторы для общения, нежели способствуют ему?
Еще раз обращусь к.Леви-Стросу. "Ботаническая лексика субанун, живущих на юге Филиппин, далеко превосходит 1000 терминов, а у хануну приближается к 2000. Поработав только с одним (!) габонским информатором, М.Силланс недавно опубликовал этноботанический каталог, включающий в себя почти 8000 терминов на языках либо языковых диалектах 12 или 13 соседних племен"15. "В языке тева имеются особые термины почти для каждой части тела птиц и млекопитающих. Для морфологического описания листьев деревьев и растений используется 40 терминов, имеется 15 различных терминов, соответствующих разным частям растения. Для описания составных частей и свойств растений хануну употребляют более чем 150 терминов, коннотирующих категории, по свойствам которых они идентифицируют растения и обсуждают между собой сотни черт, играющих различительную роль для растений" ^. "Хануну классифицируют местные формы птичьей фауны по 75 категориям...они различают около 12 видов змей...60 типов рыб... более дюжины морских и пресноводных раков, столько же типов пауков и многоножек... Тысячи форм насекомых сгруппированы в 108 поименованных категорий, из них 13 для муравьев и термитов... Они различают более 60 классов морских моллюсков и более 25 - земляных и пресноводных моллюсков... 4 типа пиявок, пьющих кровь" ". Это ли не свидетельство того, насколько язык первобытного человека, (равно как и реальность любого современного языка), далек от задач общения и глубоко избыточен по отношению к задачам общения? Ведь задачи повседневного бытового общения вполне разрешаются с использованием словесного тезауруса объемом 200-300 слов. Однако реальное богатство любого примитивного языка исчисляется десятками тысяч категорий и понятий, имеющих отношение к миру животных, растений, камней и минералов, топографии местности, способам орудийной деятельности и т.п. Так, туземец может знать до пятидесяти разных типов наконечников копья, и... каждое из них носит свое имя. Неслучайно наблюдатели-этнографы вообще отмечают склонность туземцев к молчанию в бытовом общении друг с другом. Язык - это слишком серьезная реальность, чтобы пользоваться ею в суетных вопросах повседневного общения. И лишь когда возникает необходимость актуализировать миф, а вместе с тем - актуализировать информационное содержание мифа, происходит ЯВЛЕНИЕ ЯЗЫКА.
Таким образом, язык выступает не как средство общения людей друг с другом, а как средство хранения коллективной памяти и средство общения туземца с этой его коллективной памятью. С высокой степенью уверенности можно сказать, что язык первобытного человека рождается не из практической потребности, а из потребности мифологической. Именно миф, а не практическая потребность творит реальность человеческого языка. Язык глубоко избыточен по отношению к практической потребности. И лишь постольку, поскольку язык уже есть, возникает его коммуникационно-практическое измерение. Впрочем, равно избыточна по отношению к практической потребности и сама человеческая культура. У нее другой исток, другой вход, другая тайна. А в своих истоках язык тождественен культуре как таковой, и, значит, тождественен самому феномену культурного творчества. И если язык какого-то туземного народа насчитывает 20 или 30 тысяч слов, это означает, что у этого народа имеется 20 или 30 тысяч культурных имен, за каждым из которых скрывается какая-то культурная абстракция и культурная информация. А культурные абстракции не существуют в самой природе -их нужно изобретать. Следовательно, за языком в 30 тысяч слов скрывается... 30 тысяч культурных изобретений. Каждое слово -это не что иное, как материальная оболочка какого-то элементарного знания. А язык, состоящий из 30 тысяч слов, - это не что иное, как устная энциклопедия, состоящая из 30 тысяч словарных статей. Таким образом, культурный язык того или иного народа -это не что иное, как свидетельство сотворенной вселенной знаний.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |