Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рождение утилитарности




 

Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существования первичной вещной мифосемантики; что га­лечные псевдоорудия - это первичные вещные конструкты, на которых держится феномен зарождающегося ПРАМИФА, т.е. некоей особой, сверхчувственной смысловой реальности, "пря­чущейся" за поверхностью расколотой гальки. Этот прамиф есть память об экзистенциально значимом переживании, которое оказывается намертво сцеплено с неким искусственным галеч­ным разломом и становится предметом ПРАКУЛЬТОВОГО к себе отношения, т.е. отношения как к некоей сверхценности. И, между прочим, с помощью системы этих первичных прамифов человек осуществляет постепенную смысловую, мифологичес­кую иерархизацию окружающего его вещного мира по парамет­рам его МИФОЛОГИЧЕСКОЙ, т.е. абсолютно искусственной и условной, абсолютно субъективной значимости. Ведь сколо­тые гальки - это ЛИЧНО значимые гальки, и эти лично значи­мые гальки формируют своего рода силовые линии смыслов, вдоль которых и происходит постепенное упорядочивание всей предметной реальности. И это есть не что иное как первично мифологическое упорядочение мира.

Но если происхождение галечных псевдоорудий не связано с утилитарностью, а связано с формированием первичного мифо-семантического пространства, то значит ли это, что утилитарное использование галечных псевдоорудий вообще не происходит? Разумеется, нет. Есть все основания предполагать, что по мере развития первичных знаковых систем и накопления более или менее обширных арсеналов галечных псевдоорудий, являющих­ся предметом пракультового к ним отношения, феномен споради­ческого применения некоторых из них в утилитарных целях в конце концов возникает. Но если это и происходит, то утилитар­но используется уже не просто нейтральный камень, а камень, насыщенный сложной мифосемантикой.

То, что меточные камни могут использоваться в утилитарно-прагматических целях, в качестве орудий - несомненно, и навер­няка это происходит уже в олдувайскую эпоху. Однако суть дела заключается в том, что по своему происхождению это все же не орудия, а знаки, вовсе не предназначенные исходно для орудий­ной деятельности. И хотя с развитием галечной индустрии неизбежно наступает момент, когда эти знаковые камни начи­нают использоваться вполне прагматичным образом, отнюдь не в этом суть их происхождения. По своему происхождению и ис­ходной культурной нагрузке создаваемая хабилисом галечная индустрия - это именно знаковая индустрия. Это индустрия ка­менных меток, которые становятся основанием выстраивания пер­вичных форм упорядочения предметного мира, а вслед за тем и социальной коммуникации. Но ни в коем случае это не инду­стрия орудий труда, ни в коем случае это не индустрия, предна­значенная для изготовления орудий как утилитарных предметов. Принципиально важно подчеркнуть, что орудийность не являлась и не могла являться функционально первичным качеством этих камней, а если и возникала, то возникала как своего рода над­строечная конструкция, как функция второго порядка.

Вместе с тем, ключевым обстоятельством понимания феноме­на культуры, и, в частности, феномена утилитарного измерения культуры (коль скоро такое утилитарное измерение культуры безусловно существует), является то, что древнейший человек начинает утилитарно использовать не просто какие-то случайные природные обломки, а исключительно те предметы, которые уже имеют культурное измерение, обладают какой-то встроенной мифосемантикой.

Я уже писал о несостоятельности распространенного среди антропологов мнения, будто периоду изготовления искусствен­ных орудий труда предшествовал период использования в ору­дийных целях неких естественных каменных обломков или обломков костей. Ведь прежде чем научиться видеть естествен­ные обломки и прежде чем научиться ими утилитарно пользо­ваться, человек должен быть культурно возделан. И вот как раз это доутилитарное культурное возделывание человека и происхо­дит на этапе создания первичной меточной культуры галечных псевдоорудий.

Итак, вначале прачеловек изготавливает не орудия, а камен­ные знаки-метки, и лишь значительно позже, уже создав мир первичной каменной культуры, уже насытив некоторые камен­ные обломки первичной мифосемантикой, он обнаруживает осо­бую способность этих каменных обломков выполнять какие-то утилитарные функции. И обнаруживает он эту удивительную способность не у природных безликих обломков, а у тех обломков, которые уже обладают мифосемантическим лицом, являясь ре­зультатом его собственной, меточной деятельности.

Чрезвычайно трудно ответить на вопрос, насколько рано воз­никает орудийное измерение меточных камней. Вполне возможно,

что прошло немало времени, прежде чем некоторые хабилисы начали использовать некоторые меточные камни в генетически нехарактерной для этих камней орудийной роли. И, думается, это было ошеломляющее открытие архантропа, когда он обнару­жил, что меточные камни, несущие на себе важную мифологи­ческую информацию, можно помимо всего прочего использовать в неких утилитарных нуждах.

Подчеркну: речь идет не о изготовлении орудий а всего-навсе­го об использовании уже изготовленных знаковых камней в ору­дийной функции. Ведь интеллект и практический опыт хабилиса, как это было показано выше, остаются совершенно недоста­точными для какой бы то ни было целенаправленной и созна­тельной деятельности по изготовлению орудий. И потому на про­тяжении всей олдувайской эпохи не может быть еще никакого целенаправленного изготовления орудий, не может быть ника­ких прагматических, утилитарных целей - все это слишком сложно для интеллекта вчерашнего австралопитека, еще не прошедшего школу культуры. Сознательное изготовление орудий требует многоуровневого целеполагания и способности осуществлять надбиологический выбор, а хабилис к этому совершенно не готов. Однако уже сам факт изобретения утилитарности следует при­знать революционным. Открытие того обстоятельства, что меточ­ный камень помимо своих прямых, знаковых обязанностей мо­жет быть применен в дело и выступить в роли, допустим, инстру­мента для разделки мяса - это открытие, значимость которого невозможно переоценить. И, чтобы такое открытие произошло, потребовалась, вероятно, не одно поколение, в течение которых происходило своеобразное возделывание предчеловека в процес­се создания им культуры меточных камней. За это время сфор­мировались совершенно новые интеллектуальные и психофизио­логические параметры хабилиса, приблизившие его морфофизиологическую организацию к организации питекантропа, и это стало одним из условий того, что он оказался способен к открытию орудийного измерения галечных псевдоорудий. Что ж, как бы ни казалось это неожиданно, способность к изготовлению неутили­тарных меточных камней является гораздо более простой вещью, нежели способность к их утилитарному использованию. Ведь чтобы оставить каменную метку, не требуется столь сложного интеллектуального опосредования, как это предполагает изготов­ление любых, даже самых примитивных орудий труда..

Так или иначе, но то, что открытие утилитарного измерения меточных камней - это все-таки заслуга хабилиса, едва ли может быть подвергнуто сомнению. Во всяком случае приходящая на смену олдувайской ашельская индустрия, созданная наследни­ком хабилиса питекантропом, уже однозначно является орудий­ной, т.е. однозначно является индустрией по производству ору­дий труда, поскольку в ашельской индустрии мы впервые встре­чаемся с феноменом инвариантных орудийных форм. Но понят­но, что индустрия, основанная на идее орудийного инварианта,

не могла возникнуть из ничего. Требовался определенный (и до­статочно длительный) подготовительный период, когда еще не было идеи инвариантной орудийной формы, но уже существовал феномен утилитарности. Поэтому резонно предположить, что, если в самом начале Олдувая изготавливаемые хабилисом предметы имели исключительно знаковую функцию, то по мере развития олдувайской культуры, по мере развития меточного производст­ва каменные знаки должны были все чаще становиться предме­том практического использования.

Впрочем, на первых порах такого рода использование носит заведомо случайный и необязательный характер. Хабилис - это существо, которое пока еще не способно осуществлять сознатель­ный утилитарный выбор среди изготовленных им осколков, пока еще не способно осуществлять операцию интеллектуального примеривания изготовленных осколков к той или иной практичес­кой ситуации. Как уже отмечалось, такая операция интеллекту­ально сложна и потому недоступна для неразвитого интеллекта вчерашнего австралопитека. Кроме того, чтобы она была возможна, нужны какие-то базовые культурные образцы. Поэто­му на первых порах открытие утилитарности заключается в том, что хабилис просто начинает всячески манипулировать имеющи­мися в его распоряжении мифосемантическими камнями, и в ре­зультате открывает те или иные утилитарные возможности этих мифосемантических камней.

Иначе говоря, хабилис начинает манипулировать не со вся­ким природным камнем (природный камень ему по-прежнему неинтересен: утилитарные возможности этого камня ему еще не­известны, коль скоро их еще только требуется изобрести, а какой бы то ни было личностный мифосемантический смысл у этих камней заведомо отсутствует), а лишь с таким камнем, который как бы помечен личностным мифом, у которого есть, так сказать, мифосемантическое лицо. Иначе говоря, хабилис осуществляет экспериментальные практические манипуляции не с абстрактно-бессмысленным природным камнем (а, как уже неоднократно подчеркивалось выше, у живого существа не может возникнуть интерес к камню, не имеющему прямого биологического смыс­ла), но со СМЫСЛОНЕСУЩИМ камнем - камнем, у которого уже есть персональное имя и персональная мифосемантика. И это объясняет парадокс возникновения абиологического интереса у биологического существа.

Итак, хабилис вовсе не решает задачу подбора каменного ос­колка под решение той или иной практической задачи (повто­ряю, такой подбор сверхсложен в интеллектуальном отношении и для хабилиса невозможен), а просто играет, просто манипули­рует с некоторым обломком камня, но не с любым, а с таким, который имеет для него какое-то мифосемантическое значение, и уже в процессе этих манипуляций обнаруживает утилитарные возможности этого обломка. При этом первоначальная мотива­ция к камню, заставляющая хабилиса экспериментировать, то

бишь играть и манипулировать, носит у него совершенно внеутилитарный, мифосемантический характер.

Все, что есть исходно у знакового камня - это загадка его тайной мифосемантики - загадка того переживания, которое актуализуется при взгляде на галечный скол. Это переживание как бы извлекается из камня в процессе своеобразного диалога с ним. Но эта мифосемантика принципиально не может быть извлечена как нечто абсолютно ясное: о ней все время приходится интуи­тивно догадываться, и оттого знаковый камень - это всегда таин­ственный камень. Эта таинственность, эта загадочность и являет­ся причиной того, что в отличие от обыкновенных камней, т.е. обломков, имеющих естественное происхождение, знаковый или меточный камень - это камень, который вызывает к себе повы­шенный интерес. Он не просто значим, он ЗАГАДОЧНО значим. Он ПРИТЯГАТЕЛЕН самим фактом своей сверхчувственной сущ­ности - сущности, заключающейся в том переживании, которое актуализуется с помощью этого камня, и которое окутывает дан­ный искусственный осколок некоей мифосемантической дымкой. И это безусловно достаточное основание для совершения самых разнообразных манипуляций в отношении такого мифосемантического камня.

В этом и заключается суть: знаковый камень обладает апри­орной, доопытной, мифосемантической ценностью, и это обстоя­тельство объясняет парадоксы, связанные с возникновением ору­дийного производства.

В частности, становится понятно, почему хабилису совершен­но не интересен естественный, природный каменный арсенал, в котором, как уже говорилось, можно обнаружить камни самых различных конфигураций. Казалось бы, нет ничего проще: подо­брать тот или иной камень со сколом и использовать этот острый скол с той или иной целью. Однако в том и состоит суть дела, что хабилис, как и обезьяна, попросту не видит того, что тот или иной камень имеет утилитарную конфигурацию. Ведь феномен утили­тарной конфигурации еще нужно открыть, а чтобы совершить та­кое открытие, нужен, как минимум, определенный практический опыт. Откуда может возникнуть само представление об утили­тарных возможностях той или иной конфигурации каменного ос­колка, представление о том, что та или иная форма, та или иная конфигурация могут оказаться полезными, если пока еще отсутст­вуют какой бы то ни было практический опыт, способность к аб­страктному моделированию и какие бы то ни было базовые куль­турные образцы для осуществления выбора. Увидеть утилитарный потенциал того или иного обломка способен только глаз, возде­ланный опытом, а откуда этому опыту взяться, если предположить, что каменная индустрия с самого начала утилитарна?

А так - все становится на свои места. Хабилис с самого начала производит не утилитарные, а, так сказать, ценностные камни, т.е. камни, обладающие мифосемантической ценностью. Ему аб­солютно не интересны камни, которые не являются знаками, ко-

торые не несут в себе ни грана мифосемантики, которые созданы самой природой и разбросаны в изобилии вокруг. Какой бы потенциально утилитарной формой эти камни ни обладали, они для хабилиса принципиально безлики и потому принципиально не интересны; не удивительно, что он демонстрирует к ним равноду­шие не меньшее, нежели то, которое демонстрирует по отноше­нию к камням любая обезьяна. Хабилис просто не способен уви­деть потенциально утилитарную форму произвольного природ­ного осколка, потому что ему просто-напросто неизвестны те виды деятельности, в которых эта форма могла бы быть применена. Точно так же, как не способен увидеть эту потенциально утили­тарную форму представитель высших обезьян.

Но зато камни, нагруженные какой-то мифосемантикой, камни, являющиеся знаками - это камни, у которых есть свое лицо, есть свое имя, и, стало быть, это камни, способные вызывать к себе абиологический и одновременно доутилитарный интерес.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.