Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения




Особый вариант классического стиля был создан в русской художественной культуре в конце XVIII- начале XIX в. Свое проявление он нашел прежде всего в архитектуре (Василий Баженов, Михаил Казаков, Карло Росси, Андрей Воронихин), а также в скульптуре (Михаил Козловский, Феодосий Щедрин, Иван Мартос); в живописи (Александр Иванов, Владимир Боровиковский, Федор Матвеев); в литературе (Гаврила Державин, Александр Сумароков).

Классицизм вырождается в архитектуре в стиль ампир. Ему характерна ордерная система, позолоты на тёмно-синем или красном фоне в сочетании с белым мрамором, орнамент, элементы «звериного стиля», правильность объёмов зданий, массивность, пилоны, колонны, триумфальные арки. В России ампир получил распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных Карло Росси (Главный штаб, Александрийский театр), А.Д. Захаровым (Адмиралтейство). В русской скульптуре ампир нашёл отражение в ряде памятников (памятник К. Минину и Дм. Пожарскому на Красной площади в Москве) в московских фонтанах, в монументально-декоративной пластике, украшающей многие здания Москвы и Санкт-Петербурга.

Барокко (итал. Barocco – вычурный, странный, причудливый) – один из главных художественных стилей в искусстве Европы и Америки конца XVI-середины XVIII в., которому присущи выразительность, пышность, динамика.

Термин «барокко» получил широкое распространение благодаря швейцарскому историку Якобу Буркхарду, который в XIX в. употребил его в пренебрежительном смысле как «вычурный».

Искусство барокко имело в своей основе некоторые черты искусства Возрождения – жизнеутверждающий характер, энергичность, тяготение к синтезу искусств. Поэтому для барокко характерна высокая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи. Эта синтетичность – основополагающая черта барокко, слияние иллюзии и реальности, возвышенного и бытового, идеального и материального. Искусство барокко отличается также пышностью и экзальтацией образов.

В живописи этого стиля преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, в которых художники смело использовали световые контрасты и впечатляющие композиции. При этом большое значение имели ритмическое и цветовое единство, живописная целостность композиции, свободная, темпераментная творческая манера художников. Наиболее известными представителями этого стиля в живописи были М.Караваджо, П. Рубенс, Д. Веласкес, Ван Дейк, И. Никитин, А. Антропов.

Архитектура барокко отлиается мощным пространственным размахом, сложностью сливающихся друг с другом форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. Украшения приобрели изощренность. Пространство помещений иллюзорно расширялось благодаря беспокойной игре светотени. Именно в эпоху барокко получили распространение городские и дворцово-парковые ансамбли. Выдающимися архитекторами барокко стали л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини, Б. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевакинский, к числу архитектурных шедевров барокко можно отнести церковь святого Карла Борромея в Вене, дворец Цвингер в Дрездене, Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, дворцово-парковые ансамбли Царского Села.

В музыке барокко характеризуется усилением драматического звучания, выражением глубоких душевных переживаний человека, утверждением новых музыкальных средств. Становление барокко в музыке произошло с помощью «Камераты» - объединения поэтов и музыкантов во Флоренции, стремившихся возродить античную трагедию и воплотить ее черты в опере. В результате в музыке получили развитие соната, сюита, а также опера, оратория, кантата. Из наиболее известных композиторов к стилю причисляют А. Вивальди, И.С. Баха, Г. Генделя.

Рококо – галантный, изысканный, изощрённый стиль европейской художественной культуры первой половины XVIII в. Рококо происходит от французского rocaille – украшение из раковины. Стилизованная раковина – главный мотив в декоративном убранстве рококо, в многочисленных украшениях и орнаментах. Рококо существовал наряду с барокко, классицизмом. Страна рококо – Франция. Рококо – светский стиль уюта, удобства, покоя, комфорта.

XVIII век – называют веком «просвещённого вкуса», который способен творить в сфере – утвари, мебели, интерьера.

Внешний вид выражений рококо –

отель де Субиз в Париже

дворец Губернатора и площади Каррьер в Нанси

отель Матиньон в Париже

дворец Сан-Суси

городской дворец в Потсдаме

дворец Амалиенбург близ Мюнхена

 

В области прикладного искусства в стиле рококо работали лучшие художники и скульпторы эпохи – Э.М. Фальконе, Ж.Б. Лемуан, И.Ф. Гетгер, И. Кендлер, Ф.А. Бустелли, Т. Чипендетти.

Рококо в живописи – Ф. Буше, Н. Ланкре, Ж.М. Натье, Ф. Де Труа, Ф. Лемуан, Ш. Натуар, Ш.А. Куапель

Рококо в музыке – Ф. Куперен, Ж.Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандрие, А. Кампра

Рококо в скульптуре – Ж.Б. Лемуан, О. Пажу, К.Ф. Мишель, Л.Ф. Рубильяк.

В 60-е годы XVIII классицизм вытеснил рококо. Но оно воздействовало на культуру, искусство XIX – начала XX вв.

В России рококо проявляется в декоре барочных зданий (архитектор Б. Расстрелли, Ухтомский, Чевакинский).

Эпоху Просвещения XVII столетия называют золотым веком театра. Для него творили драматургию Бомарше, Филдинг, Гоцци Гольдони, Шеридан.

Бомарше считал театр исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары. В этот период, когда религия теряла реальные основы, человека тянуло к необычному, фантастическому. Так возникло масонство, которое до сих пор привлекает многих мистикой, философско-религиозным подтекстом, элементами театрализованных церемоний «посвящений».

Представителями эпохи Просвещения считаются французские учёные, философы Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Д’ Аламбер, П. Гольбах, К.А. Гельвеций и другие.

Общие принципиальные позиции, которые их объединяли это были требования оценки человека по его личным заслугам, равенства людей, избавление их от невежества, приобщения их к знаниям, воспитанию у них смелости мысли и независимости суждений. Именно в этот период (1751-1780) издаётся фундаментальный труд – 35 томная «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел». Д. Дидро к её изданию привлёк многих французских просветителей (Вольтера, Монтескье, Русо, Бюффона, Гельвеция и др.), что в итоге повлекло за собой более широкое распространение знаний повышение интереса к наукам.

Д. Дидро, который задумал и осуществил издание «Энциклопедии» написал «Письма о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д’ Аламбера и Дидро», «Племянник Рамо», «Монахиня» и др. Он является автором поучительных высказываний: «Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результаты комбинаций. Необходимо, чтобы наблюдение природы было постоянным, размышление – глубоким, а опыт – точным. Эти средства редко оказываются соединенными. Вот почему творческих умов не так много». С Богом можно заниматься ростовщичеством сколько угодно, его не разоришь». За работу «Письма о слепых в назидание зрячим» Д.Дидро был заточен в тюрьму как атеист. А работа была запрещена.

Д’ Аламбер – французский математик и философ, просветитель, активно участвовал в подготовке и издании «Энциклопедии». В работе «Элементы философии» он написал, что для человека окружающий мир всегда будет сохранять великую тайну, в которой удаётся высвечивать только отдельные фрагменты.

С развитием науки (французский учёный Ж.Л. Бюффон создал «Естественную историю») связано открытие многих научных и учебных заведений. Во Франции действовали Академия наук, Парижская обсерватория, более двадцати университетов, Королевский колледж, Школа военных инженеров. Через научные труды, журналы, учёные записки происходил обмен результатами научных исследований.

Необычайно широкие и обширные были познания немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Его главные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Антропология». Говоря о методах и границах познания, он признавался в том, что «две вещи наполнят душу мою всё новым удивлением и нарастающим благоговением: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне». Нравственным он считал: не делать другому того, что не желал бы себе; относиться к человеку как цели, а не как средству. Низменным поступком он считал отречение от своего внутреннего убеждения.

Немецкий драматург, писатель, искусствовед Лессинг Готхольд (1729-1781) стремился доказать, что искусство не только проявление гармонии, отражение чувств, но и воплощение мысли и духовных исканий. Его главное произведение «Лаокоон или О границах живописи и поэзии». Одной из его басен – притч является следующая: «Назови мне любое искусное животное, которому я не сумела бы подражать», - хвасталась обезьяна перед лисицей. И услышала в ответ: «А ты назови мне такое животное, которое захотело бы подражать тебе!».

Наиболее ярким мыслителем эпохи Просвещения был Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694-1778) – французский писатель, историк, философ, просветитель. Он был ярким мыслителем эпохи Просвещения, борцом за свободу мысли, отрицателем авторитетов и догм. Он был современником крупнейших событий века. Слава его была почти неправдоподобной. Все образованные люди читали его произведения. Получать письма Вольтера считали за честь прусский император, русская императрица, шведский, датский, польский короли. Вольтер писал поэмы, трактаты, пьесы, эпиграммы, повести. Главная особенность его таланта – остроумие, для него ничего не было запретным, за что он дважды был помещён в Бастилии. Особенно Вольтер иронизировал против католической церкви и повторял лозунг «раздавите гадину».

Екатерина II подвигла Вольтера на труд «История Российской империи в царствование Петра Великого». Философско-художественные произведения его «Кандид, или Оптимизм», «Философские письма», «Задиг, или Судьба» - насыщены мудростью, остроумием.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский писатель, мыслитель, просветитель. Его крупные произведения «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Жан Ж.Руссо был убежден в том, что научно-технический прогресс не несет людям благо, а цивилизация лишь усугубляет неравенство между людьми. Все это должно опираться на высокую нравственность, благородные чувства и преклонение перед природой, лишь тогда оно будет благом.

Просветители внедряли в сознание народа иной взгляд на власть, политическое устройство общества, критиковали монархическую форму правления, идеализировали воспитательную функцию литературы и искусства, призывали к созданию общества на принципах свободы, равенства и братства, призывали человека становиться господином своей судьбы.

Таким образом, эпохи Возрождения и Просвещения были эпохами перехода от средневековой культуры к культуре Нового времени, то есть к буржуазной культуре.

В экономической и социально-политической сферах культура Возрождения и Просвещения характеризуется:

- развитием товарно-денежных отношений и расширением международной торговли;

- урбанизацией и расцветом городов;

- хозяйственным и демократическим подъемом;

- усовершенствованием технологии и организации производства;

В духовной сфере происходят следующие изменения:

- развитие городской и светской культуры и ее демократизация;

- коренные изменения в мировоззрении, утверждение нового взгляда на устройство вселенной, общества и человека;

- снижение значимости средневековых культурных ценностей;

- появление идеологии гуманизма;

- повышенный интерес к античной культуре;

- высокая роль эстетического сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.