Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что делать с реакциями первого уровня




Бывают минуты, когда коуч невольно будет реагировать на первом уровне. Клиент говорит что-нибудь о пособии на рожде­ние ребенка, о разведенных мужчинах или отпускает национа­листические замечания. Тогда непременно какие-то реплики клиента найдут отклик собственных излюбленных претензий коуча. Коуч может стать догматичным, начав необоснованно вы­сказывать свои суждения. Это называется «попасться на крю­чок». Коуч внезапно оказывается сброшенным на первый уро­вень: он зацикливается на собственных мыслях и мнениях и больше не сосредоточен на клиенте.

Это может произойти по самым разным причинам. Допустим, клиент постигает искусство отказывать: нет — он не согласен выполнять длительную сверхурочную работу, не получая допол­нительной платы; он отказывается поддаваться искушению сло­пать что-нибудь сладенькое; он отказывается продолжать близ­кие отношения, отравляющие его жизнь. На этой неделе он со­общает, что все перепробовал, но для того, чтобы не потерять ра­боту, он по-прежнему должен трудиться сверхурочно один-два вечера в неделю. И, хотя виден день, когда эта требующая ог­ромных жертв работа больше не будет его обременять, в данный момент он в ней нуждается. Он говорит, что знает цену своим обязательствам. Коуч уже многократно обращался к этому «гремлину» клиента. Коуч чувствует, как что-то начинает клоко­тать у него в горле, его сердце начинает биться чаще, с губ сры­ваются ядовитые слова. Надо положить конец этой чепухе!

Стоп. Коуч может не сомневаться в том, что его подопечный лжет, изворачивается, не желая что-то менять в своем собствен­ном поведении. «Почему он этого не видит?» — хотел бы знать коуч. Но все, что происходит в коуче в эту минуту, — и это кло­котание, и разочарование, и возмущение — все это не касается клиента, оно относится только к самому коучу. Поскольку по ка­кой-то причине — плохо спал ночью, обнаружил неожиданный счет в почтовом ящике, вспомнился бывший спутник жизни, разговаривавший точно так же, — коуч в данный момент утра­тил связь с настоящим и оторвался от своего клиента.

Возможно также, что это высовывается собственный «грем-лин» коуча. Коуч проработал с этим человеком уже три месяца, а он ни на шаг не приблизился к своей цели по сравнению с пер­вой встречей. Он продолжает бормотать все те же самые отго­ворки. Коуч использовал все уловки, ожидая хоть какого-то эф­фекта, но все без толку, как об стенку горох. И вот сегодня его собственный «гремлин», который всегда говорил, что у него кишка тонка для такой работы, может «оторваться по полной программе»: «Ты потерпел неудачу, ты ни на то не годишься, ты пытаешься прыгнуть выше головы, ты за три месяца не сумел ничего сделать для этого достойного человека, который рассчи­тывает на тебя; и теперь у тебя даже не хватает смелости при­знать свое поражение, позволив своему клиенту получить по­мощь у другого коуча или психотерапевта. Ты жалкий червь». Между тем, пока коуч предается самобичеванию, его клиент ус­певает полностью запутаться и потерять направление.

Существуют определенные очевидные признаки. Когда коуч обнаруживает себя в ловушке самоанализа — занимает защит­ную позицию, осуждает, испытывает раздражение — включает­ся сигнал тревоги. Коуч оказался на первом уровне. Он крутит­ся как белка в колесе, ни на шаг не продвигаясь вперед. На про­тяжении сессии коучинга работа коуча заключается в том, что­бы не дать себя «зацепить». Он должен утстранить все это внут­реннее возмущение со своего пути и вернуться на второй или третий уровень глубины восприятия. Конечно, у коуча есть оп­ределенные внутренние проблемы, он учился распознавать их проявления, но сейчас не время разбираться с ними. Он должен идти навстречу потребностям клиента. Поэтому коучу нужно просто отметить свою внутреннюю реакцию и суждение, замо­розить и поместить их на временное хранение, пока его внима­ние возвращается к подопечному.

По завершении сессии необходимо сделать шаг назад, ис­пользуя все действенные методы, чтобы снять себя с крючка, сойти с мели. Это может быть глубокое дыхание, пронзитель­ный крик, медитация или физические упражнения, все что угод­но. Коучу может потребоваться несколько секунд, пара минут или больше времени. Цель управления собой в тот момент, ког­да он обнаруживает себя на первом уровне, — вернуться на твердую почву, к тому состоянию ума, в котором человек, буду­чи уравновешенным, готов во всеоружии к любым испытаниям.

Есть еще возможность — позвонить другому коучу. Кто смо­жет помочь лучше другого коуча, который сумеет понять про­изошедшее, не стремясь ворваться в ситуацию и тем самым за­фиксировать вас, а согласится подождать столько, сколько вам потребуется для осознания случившегося — или достаточной его части, чтобы суметь двигаться дальше. Прежде чем снова вздохнуть полной грудью, глубоко и ясно, нужно очистить воз­дух. Сейчас не время разбираться, что же именно пошло не так. Время для анализа ситуации появится позже. Непосредственная задача самоконтроля в данный момент для коуча — изгнать дур­ной воздух.

Куда бы вам хотелось двигаться?

Давайте будем честны. Несмотря на все свои благие намере­ния всегда сохранять присутствие, временами коуч теряет связь со своим клиентом. Это может произойти вследствие разных причин, иногда значительных, иногда тривиальных: попался на глаза давно просроченный счет, кто-то постучал в дверь, залаяла собака... Клиент только что произнес нечто такое, что напомни­ло коучу очень невеселый разговор из его собственного прошло­го. Наиболее действенным в эту минуту окажется признание: «Извините, но я только что на минуту отвлекся. Вы не могли бы повторить Ваши последние слова? Я их прослушал».

Признание своего «отсутствия», отвлечения действительно создает доверие. Коуч может думать, что скрыл свою рассеян­ность от клиентов, но они, как правило, чувствуют, когда он «не здесь», даже если не говорят об этом. Более того, признаваясь в том, что отвлекся, коуч подает им пример правдивости, которая формирует прочные отношения между ним и клиентами. Кли­енты с уважением отнесутся к его честности, к тому, что он не пытается скрыть то, что произошло. Такое признание лишь под­черкивает стремление коуча выполнять свои обязательства пе­ред клиентом, а не делать какой-то вид.

Способы «эмоционального проветривания»

Еще один случай подготовиться и прояснить мысли представ­ляется перед каждой сессией коучинга. Многие коучи соверша­ют специальный ритуал перед началом каждого дня или перед новой встречей. Это специальное средство самоорганизации, помогающее настроиться на коучинг, подготовиться к встрече с клиентом физически, умственно, эмоционально и даже духовно. Этот вид подготовки особенно важен, когда все лучшее в коуче сосредоточено на его личной жизни. Коуч ведь тоже человек! Периодически в его жизни случаются разные происшествия, которые заставляют коуча сосредотачивать внимание, скорее, на себе, нежели на клиенте. Допустим, по дороге на работу коуч угодил в пробку, мчался, спешил, боясь опоздать, влетел в офис, хлопнулся в кресло — и тут же зазвонил телефон. Его сознание еще несется в сумасшедшем темпе. Ему нужно привести в поря­док свои чувства перед разговором с клиентом, чтобы полно­стью сосредоточиться исключительно на клиенте, а не на собст­венных трудностях.

Кроме ежедневных заминок, которые выводят нас из равно­весия, существуют настоящие удары в солнечное сплетение. Ко­уч только что узнал плохую новость о своем друге: результаты биопсии подтверждают рак. Или у него только что произошел бесплодный спор с супругом (супругой) по вопросу, который не­возможно разрешить. Подготовка и прояснение позволяют ему полностью присутствовать на сессии, не «закапывая» при этом свои собственные чувства. Это не так-то просто. Иногда это да­же невозможно, поэтому лучше договориться с клиентом о пе­реносе разговора на другой день. Стиснуть зубы и упорно работать над собой, когда дело продвигается трудно, — это, конечно, достойно восхищения, но только до определенного предела. Уп­равление собой — это знание границ этого предела.

«Запретная территория»

Управление собой помогает коучу также понять, где именно он останавливается в своем коучинге. Если бы весь коучинг мог происходить в зоне психологического комфорта коуча — это было бы просто замечательно. У каждого коуча есть такие обла­сти, которые он не хотел бы затрагивать, в которых он опасает­ся возможных последствий. Порой он замечает, что удержива­ется от того, чтобы открыть клиенту нелицеприятную истину, поскольку не хочет нагнетать ситуацию, огорчая и расстраивая клиента. Может быть, коуч останавливается потому, что не хо­чет лишиться этого клиента либо боится обидеть его. При этом на другой чаше весов находится полнота жизни и самореализа­ция клиента. В случае подобных недомолвок риску подвергается именно она.

Возможно ли, что клиент обидится и уйдет? Вполне. Это та це­на, которую коуч должен быть готов заплатить на любой сессии. Именно на любой сессии. Мы не желаем рисковать в тех же са­мых случаях, когда и клиент этого боится. Именно эти труднос­ти не дают клиенту жить полноценной жизнью. Довольно часто именно они являются причиной, побудившей этого человека об­ратиться к коучу.

Присмотритесь пристальнее к тем областям своей собствен­ной жизни, где ощущается дискомфорт, где случалось отступать в прошлом. Вероятность того, что это те самые проблемы, кото­рые коуч не рискует затрагивать со своим подопечным, довольно велика, причем вне зависимости от того, являются ли они риско­ванными для него самого. Для коуча это слепые пятна — в силу привычки защищаться. Возможно, они невидимы для него боль­шую часть времени. Может быть, и настанет когда-нибудь такой день, когда он поймет, что заставляет его отступать. Но коуч не может ждать этой минуты, чтобы проработать эти вопросы со своим подопечным. Возможно, коуч не выносит одиночества. Ес­ли же клиент затрагивает эту тему, то необходимо избрать иной путь и поговорить о чем-то другом. Из-за эмоциональной нагрузки, которую эта тема несет для коуча, он оставляет в стороне во­прос, изучение которого принесет пользу клиенту.

Это может быть проблема правдивости, боязни риска, неже­лания разочаровывать людей, переживание собственной неком­петентности в финансовых вопросах или в личных отношениях. Изучение этих областей может иметь решающее значение для деятельности и-обучения клиента. Управление собой заключает­ся в том, чтобы распознавать свои «запретные территории», но, несмотря ни на что, исследовать их ради блага клиента. Коучу следует стремиться выйти за пределы своей собственной зоны комфорта.

Контроль над «гремлином»

Коуч может быть уверен — его «гремлин» все еще находится поблизости, готовый непрерывно комментировать ограничения и неудачи. Полностью избавиться от этого саботажника никогда не удастся. Кажется, что уж на этот раз удалось окончательно его одолеть, а он вдруг снова воспрянул. Коуч отказывается от встречи с клиентом, чувствуя себя несчастным и некомпетент­ным. Он растерян и ощущает себя неумелым.

Атак ли это? Управление собой состоит в том, чтобы распоз­нать самооценивание, которое происходит в мозгу, и отличить конструктивный анализ от саморазрушительной болтовни «гремлина». Ключ для коуча ничем не отличается от того, кото­рый он предлагает своим клиентам для усмирения этого мелко­го пакостника. Во-первых, обратите внимание на то, что с вами происходит. Что конкретно критиковал или какие делал замеча­ния «гремлин»? Будьте точны, описательны, внимательны к при­обретенному опыту. Замечайте и запоминайте отмеченное. За­тем поиграйте с возникшими альтернативами. Задайте себе па­ру важных вопросов: «Какова истина, которая в этом заключа­ется? Что я могу усвоить благодаря этому?» Что-то происходит внутри, что цепляет, на что-то имеет смысл обратить внимание. «Гремлин», конечно, предлагает худшую из возможных интер­претацию событий. Коуч, в свою очередь, сознает, что эти не­приятные переживания являются частью обучения и делают его сильнее как человека и как профессионала. Чем более умелым становится коуч в эффективном и смелом обращении со своим «гремлином», тем лучше он научит своих клиентов справляться с их собственными.

Управление собой — это еще и понимание того, что дело во­все не в «гремлине», а в способности действительно прыгнуть выше своей головы. Осознав это, коучу нужно отнестись к себе помягче — так же, как он советует своим клиентам. В подобной ситуации самое конструктивное решение и для коуча, и для кли­ента — направить своего подопечного другому коучу или посо­ветовать обратиться за помощью еще к кому-то.

Каждому человеку неприятно осознавать свое поражение. Но иногда профессиональнее и правильнее прервать отношения ко­учинга для блага клиента. Для него может оказаться полезней консультация профессионального психолога, психотерапевта или более независимого коуча. Клиент может быть не готов взять ответственность за свою жизнь. Если альянс оказывается нежиз­неспособным, то коучу в одиночку не удастся спасти его от рас­пада. Таким образом, если коуч действительно чувствует, что не может работать с этим человеком, то для обоих лучше будет рас­статься.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.