Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценность — это не мораль и не принцип




Ценность — это не мораль. Термин «ценность» не предполага­ет чувства нравственной правоты. Ценность — вообще не этиче­ская категория, хотя жизнь в строгом соответствии с этически­ми принципами может, конечно, сама по себе быть субъектив­ной ценностью. Но, например, такая ценность, как признание со стороны других людей, вовсе не имеет знака «плюс» или «ми­нус». Человек либо признает, что стремится достичь признания, либо не признает. Ценность — это и не принцип, которым надо руководствоваться в жизни как неким внутренним кодексом. Ценности клиента сами по себе не обязаны быть благородными, добродетельными. Потому и восхищаться следует не самими ценностями человека, а его умением реализовать их в жизни.

Субъективные ценности делают нас теми, кто мы есть. Следо­вание своим ценностям дает ощущение некоей внутренней «правоты», не имеющей ничего общего с нравственностью. Это, скорее, похоже на музыкальный слух: у каждой ценности есть свой особый тон. При реализации субъективных ценностей в жизни их разнообразные звуки и темы создают сложную и уни­кальную мелодию. Когда реализовать ценности не удается, ме­лодия получается фальшивой. Если она так фальшива, что режет слух, то человек может от этого буквально заболеть.

Поскольку наш язык по природе своей неточен, зачастую лег­че не исследовать значение каждого отдельного слова, обознача­ющего ценность, а сразу объединять ценности в группы. Обри­совав такие группы ценностей, мы получим основу для более четкого их понимания. Например, одна группа — свобо­да/риск/приключения, другая — свобода/независимость/вы­бор; ясно, что значение слова «свобода» в этих двух случаях раз­личается. Как расположение наших глаз, ушей и прочих частей лица придает нам неповторимый облик, так же и приоритеты, сочетания и степень дифференцированности наших ценностей определяют нашу внутреннюю индивидуальность.

Важно, чтобы в выделяемой группе каждый термин был подо­бран как можно точнее — только тогда клиент сможет описать, что эта ценность реально для него значит. А когда он собьется с избранного пути, такое четкое именование ценностей может по­мочь ему вернуться на правильный путь. Коуч не должен чрез­мерно придираться к выбору терминов или требовать, чтобы клиент определил свой словарь четко раз и навсегда. Необходи­мо узнать, что творится у клиента в сердце. Коуча должно инте­ресовать значение данного слова не в толковом словаре, а в ре­чи клиента. Именно на клиента должна быть ориентирована вся эта «редакционная» работа.

Ценности неосязаемы. Они не есть что-то, что можно совер­шить или получить. Деньги, например, — это не ценность, но то, что они дают, может оказаться субъективными ценностями — развлечения, возможность заниматься творчеством, душевное спокойствие, помощь другим людям. Путешествие — это не цен­ность. Возделывание сада — это не ценность. Но оба эти вида ак­тивности могут служить выражением определенных ценностей — таких, например, как тяга к приключениям, к познанию, к природе, к глубинному пониманию сути вещей.

Хотя ценности неосязаемы, они достаточно хорошо видны по­стороннему глазу. Зайдя в комнату, где находятся незнакомые вам люди, вы можете судить об их субъективных ценностях по тому, как они одеты, какие принимают позы, как общаются друг с другом и с кем именно. Кое-что может сказать о ценностях че­ловека сам факт его нахождения в этой комнате. Наконец, неко­торые ценности можно эмоционально ощутить — энергию, дру­жеское расположение, откровенность, взаимную привязан­ность, независимость, веселье... и так далее.

Коуч может помочь клиенту обозначить собственные ценнос­ти, используя как источник информации его рассказы о своей жизни и деятельности, о том, что он для себя выбирает и от чего отказывается. Коуч поймет, где он говорит о своих настоящих ценностях, а где — нет: в любом случае это позволит что-то уз­нать о нем. Вот почему к процедуре выявления и уточнения цен­ностей стоит время от времени возвращаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.