Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Государство - как основной элемент политической системы

Читайте также:
  1. B) Заряд является основной величиной, определяющей электромагнитное взаимодействие
  2. I. Вопросы, изложенные в основной и дополнительной литературе
  3. I. Вопросы, изложенные в основной литературе
  4. I. Вопросы, изложенные основной литературе
  5. II. Вопросы, изложенные в основной и дополнительной литературе
  6. II. Вопросы, изложенные в основной и дополнительной литературе
  7. II. Вопросы, изложенные в основной литературе
  8. III. Вопрос, изложенный в основной литературе
  9. III. Вопросы, изложенные в основной и дополнительной
  10. III. Вопросы, изложенные в основной литературе
  11. III. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО
  12. IV Предприятие – основной элемент хозяйственной системы



Государство - сердцевина политической системы, оно несет в себе все признаки и функции системы. Пожалуй, нет в политологии более запутанного вопроса, чем о природе государства, его роли в общественной жизни. Государство - это прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом организация и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов. Относительно классовой роли государства и его взаимоотношений сообществом издавна существовали две точки зрения: классическая традиционная, рассматривающая государство как необходимую форму организации общества, его бытия (Аристотель, Гоббс, Платон плюс марксизм, акцентирующий внимание на том, что государство - власть экономически сильного класса); вторая точка зрения на данный вопрос состоит в том, что государство - союз людей, организованных на началах права, системе норм ( Ильин, Брандт).

Институт государство возник 6 тысяч лет тому назад и являлся с самого начала высшей ступенью человеческих сообществ. Этот институт характеризовался рядом существенных признаков:

А) наличием особой группы людей, осуществляющей верховную власть, делегированную ей группой людей или всем обществом;

Б) монополией на принуждение в отношении членов общество в интересах господствующего меньшинства или большинства населения страны;

В) правом от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;

Г) исключительным правом издания законов и правом взимания налогов для собственного содержания и других нужд.

Традиционно теория государства и права выделяет три основных взаимосвязанных блока:

- форму правления,

- форму национального и административно-территориального устройства,

- политический режим.

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере развития претерпевает серьезные изменения.

Особенности исторических периодов ( этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить наиболее существенные общие черты, характерные для государства данного периода. Первые попытки такого обобщения уже были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что критерии разграничения государств - количество властвующих в государстве и осуществляемая государственная цель. По первому признаку он различал правление одного, немногих и большинства (монархия, олигархия, демократия). По второму все государства он делил на правильные ( в них достигается всеобщее благо) и неправильные ( в них преследуются частные цели).



Полибий говорил, что смена типов государства - естественный процесс, определяемый природой. Государство зарождается, расцветает, умирает, эти фазы перестают в другую и цикл повторяется вновь.

Марксизм выдвинул теорию общественно-экономических формаций, основанных на определенных способах производства.

Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений граждан с государственной властью и делит их на два типа государственности - демократия и автократия (самовластие). Так, например, считает Г.Кельзен. Америаканский политолог Р.Макайвер делит государства на династические и демократические. Представитель конфликтологического направления Р.Дарендорф делил все государства на демократические и антидемократические.

В мировой политической мысли по вопросу происхождения государства высказывается множество идей и концепций:

1. Теологическая теория о возникновении государства. Согласно ей утверждается, что происхождение государства и каждый акт государственной власти санкционируется волей сверхъестественного существа (волей Бога). Главная суть: на все воля Божья. Человек исключается из общественной жизни, роль человека в общем процессе не учитывается

2. Патриархальная концепция происхождения государства. По этой концепции государство возникло в процессе механического соединения: род - племя - большие общности вплоть до государственных образований. При этом на всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти и эта власть осуществляется во имя общего блага. Патриархальная концепция исходит из трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю - отцу.

3. Теория общественного договора, т. е. государство- результат общественного договора, который заключается между властителями и подданными. Подданные сами добровольно пришли к необходимости передвчи власти тому, кто обеспечивал бы нормальную жизнь, безопасность, неприкосновенность их собственности.

4. «Теория насилия» (была широко распрострнаена в Х1Х веке). Государство, согласно этой теории, в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными.

5. Марксистская теория происхождения государства исходит из того, что государство возникает в результате деления на господствующие и угнетенные классы, владеющие собственностью и неимущие. Для поддержания и защиты интересов господствуцющего класса и его собственности и возникают специальные социальные институты в виде государства.

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. ( см. схему )

Формы государства

 

Структура высших органов государственной власти, порядок их образования и расределения компетенции между ними

 

Форма государственного режима

 

Совокупность способов и методов осуществления политической власти государством.

 

Административно-территориальное деление и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.

 

Форма территориального устройства

 

Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетентности между ними. ( см. схему ).

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

 

МОНАРХИЯ РЕСПУБЛИКА

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ Афины У - У1 вв. до н.э. РИМСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ Рим У - 11 вв. до н.э. СПАРТАНСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ Спарта У - 1У вв. до н.э. СРЕДНЕВЕКОВАЯ: ГОРОДА - РЕСПУБЛИКИ Венеция, Новгород, Союз Немецких торговых городв Ганза СОВРЕМЕННАЯ ПАРЛАМЕНТАРИЯ Австрия, Италия ПРЕЗИДЕНТСКАЯ США

 

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ Вавилон, Индия, Египет РИМСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ Рим в 1 - 11 вв. до н.э. СРЕДНЕВЕКОВАЯ РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ Древнерусское государство, Монархия Меровингов СОСЛОВНО- ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании АБСОЛЮТНАЯ Франция при Людовике Х1У, Россия при Петре 1 СОВРЕМЕННО- КОНСТИТУЦИОННАЯ Великобритания, Дания, Япония

 

Форма государственного правления позволяет уяснить:

- как создаются высшие органы государственной власти и каково их строение;

- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между верховной властью и населением страны;

- как строятся эти взаимоотношения;

- в какой мере власть обеспечивает права и свободы граждан.

В связи с этим выделяются две формы правления: монархия и республика. Монархия - «персональное единовластие» известна с глубокой древности. Впервые зародилась в раннеклассовых обществах в 1У - 111 тысячелетиях до нашей эры. Там царила вертикальная иерархия, полное подчинение воле монарха, который советовался со своими чиновниками, служителями культа. Монархия имела свои признаки. Монарх выступал как глава государства и внутри и на международной арене, принимал решения по самым важным вопросам, обладал всей полнотой власти, которая была верховна и суверенна. Он являлся высшей властью в государстве, его власть наделялась священным ореолом. Она не знала ограничений и распространялась даже на суд. Монарх был свободен от ответственности и не отвечал за ошибки правления.

История знает древневосточные монархии (деспотии), древнеримскую монархию (империя 1 - 111 века нашей эры, которая пережила 2 периода - принципиата, когда еще существовали консулы, преторы, народные трибуны и доминанта, когда вся власть была у императора), феодальную (средневековую - сословно-представительную и абсолютную), конституционную (ограничение власти монарха парламентом). Последняя бывает парламентской и дуалистической. При парламентской правительство формируется из представителей партии, получившей большинство на выборах, главой государства становится лидер такой партии, власть монарха является символической, все акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, правительство ответственно перед парламентом.

При дуалистической монархии власть носит двойственный характер, она разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.

Республика - это такая форма организация власти, когда все высшие органы власти избираются народом, либо формируются представительным учреждением. Верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Органы власти делятся на три ветви, но действуют согласованно. Идея разделения властей впервые была подробно разработана французским ученым Ш.Монтескье. Республики можно разделить на парламентские, президентские и смешанные в зависимости от того, какая власть играет основную роль в государстве. Но исторически существовало множество разновидностей республик.

Афинская демократическая республика (У - 1У века до нашей эры), при которой система власти состояла из народного собрания (гелиэи) , Совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и политического органа). Народное собрание решало все важные вопросы, назначало стратегов (военноначальников), объявляло войну и заключало мир. Исполнительным органом власти был Совет пятисот, ареопаг же контролировал и народное собрание и Совет пятисот. Состоял ареопаг из архонтов, избиравшихся пожизненно до 462 года, когда ареопаг лишили политических функций. Избирательными и гражданскими правами и свободами в Афинах не пользовались рабы, метэки ( чужестранцы) и женщины.

Спартанская аристократическая республика ( У-1У века до нашей эры) имела формально двух царей, но власть принадлежала аристократии. Совет старейшин (герусия) был законодательным органом, она состояла из 2 царей и 28 членов, избираемых из аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров, решавших наиболее важные дела.

Римская аристократическая республика (У - 11 века до нашей эры). Верховной властью в Риме был сенат, члены которого назначались цензорами, которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, предварительно обсужденные в сенате, решались в центуриях. Прерогативой сената было установление диктатуры сроком на 6 месяцев. Римские юристы впервые сформировали правовой институт с постулатом права частной собственности.

Города-республики (феодальные республики) возникают одновременно с феодальными монархиями. Особенно ярко показали себя города-республики Флоренции, Ганзы, Венеции, в Русском государстве - Новгородская и Псковская республики. В этих республиках признавалась свобода граждан и свободы рыночных отношений.

Парламентская республика - разновидность современной республики, при которой вся полнота власти принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом и несет ответственность перед ним. Он имеет большие полномочия и назначает премьер-министра, который формирует правительство и отчитывается перед главой государства.

В мире существует три типа парламентских режимов: однопартийное большинство (Великобритания - лейбористы и консерваторы), коалиционная система ( Германия - ХДС-ХСС ,СДРГ и Свободные демократы), консенсуальный режим при наличии этнического меньшинства ( Бельгия, где одна треть - франкоязычное меньшинство).

Президентская республика соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. В ней происходит внепарламентский метод формирования правительства и избрания президента, правительство ответственно перед президентом, у которого широкие полномочия. Яркий пример - США и Россия.

Смешанная форма - если и парламентская и президентская власть наделены одинаковыми полномочиями. Например, во Франции, где президент избирается народом, и не зависит от парламента, но парламент имеет полномочия издавать законы, и правительство отчитывается как и перед парламентом, так и перед президентом. Французский парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената, первое избирается всеобщим прямым голосованием, второй - непрямым всеобщим.[82]

Социалистическая республика - особая форма государственного правления, возникшая в ряде стран в результате социалистической революции. Различают три формы такой республики - Парижскую Коммуну (управлял Совет коммуны посредством 10 комиссий), Советскую республику ( во главе СНК и партия рабочего класса) и народно-демократическую республику ( отрицали парламентаризм и разделение властей).

Форма государственного устройства - это и национальное, и административно-территориальное строение, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. ( см. схему )

УНИТАРНОЕ

Одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти. Одна конституция, одна система законодательства, одна финансовая, налоговая система, единые вооруженные силы. Составными частями государства на местах являются местные ( муниципальные) органы, не обладающие признаками суверинентета.

 

ФЕДЕРАТИВНОЕ

Две системы законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральная, от каждого субъкта федерации Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов, в то же время территория всех субъектов составляет единую территорию страны. Каждый гражданин федерации является одновременно гражданином всей страны. Федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую, денежную системы. Субъекты федерации имеют собственные войсковые формироваания. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

ФЕДЕРАТИВНАЯ

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме территориального устройства все государства можно разделить на три основные группы: унитарное, федеративное, конфедеративное.

Унитарное - это единое цельное государственное образование , состоящее из административно территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и суверенитетом не обладают. Каковы его признаки? Во-первых, унитарное государство предполагает единые высшие представительные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие верховное руководство страной. Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, единое гражданство, единая денежная система, единая налоговая и кредитная политика.

В-третьих, составные части унитарного государства ( области, провинции) государственным суверенитетом не обладают и не имеют своих атрибутов государственности. Но иногда местные органы имеют определенные права. В—четвертых, унитарное государство допускает широкую автономию для национальностей, живущих на территории данного государства. В-пятых, на международной арене унитарное государство представляют официальные государственные органы. В-шестых, унитарное государство имеет общие вооруженные силы, которыми управляют центральные органы власти.

Федерация - добровольное объединение нескольких независимых государственных формирований в одно союзное государство. В ней есть федеральный, союзный и республиканский уровни государственного аппарата. На высшем уровне федерации характер государственности выражается в создании двухпалатного парламента, одна из палат которого выражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного пропорционального представительство В федерации может существовать государственный аппарат на местном уровне. Формальный признак Федерации - наличие двойного гражданства. Вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов: 1. исключительной компетентности федерации, 2. принцип совместной компетентности, 3. принцип трех сфер полномочий.

Российский федерализм прошел в своем развитии три этапа: создание основ социалистического федерализма (1918 - 1936 г.г.); 2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России ( 1937 - 1985 г.г.) и реформирование государственного устройства ( 1985 г. - по настоящее время).

Конфедерация - временный юридический союз суверенных государств, созданный для достижения общих интересов, как правило, внешнеполитических.

Конфедерация не имеет общих государственных органов, общей армии. Единого бюджета, но может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой кредитной политике. Такие образования недолговечны и распадаются по достижении общих целей.( Германский союз 1815 - 1867 годы, Швейцарский союз 1815 - 1848 годы, Австро-Венгрия - 1867 - 1918 годы).

Содружество - весьма аморфная форма организации, в основе которой лежит договор, но члены содружества полностью независимы.

Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора и усиливает интеграционные связи ( Европейское сообщество).

Сущность и социальное назначение любого государства можно разглядеть в его задачах и основных функциях. Государство имеет внутренние и внешние функции. Првая группа функций - внутренние. Внутренние функции государства - это его роль в жизнедеятельности общества, активность, деятельность государства по организации жизнедеятельности своих граждан. От того, как государство реализует свои внутренние функции, зависит его суверенность. К основным внутренним функциям относятся:

1. Обеспечение своим гражданам необходимых условий для организации экономической и социальной жизни, опекунство над теми гражданами, которые не могут организовать свою жизнедеятельность (дети, инвалиды, престарелые, стиуденты).

2. Обеспечение правопорядка - гарантирование своим гражданам элементраного порядка, безопасности жизни (борьба с преступностью, администартивным произволом).

3. Защита существующего общественного конституционного строя, законно избранной государственной власти, стремление к интегрированию общества, поиск общих платфоорм, согласия между различными политическими силами.

Втора ягруппа функций государства : внешине. Во внешних функций выражаются назначение и роль государства во взаимоотношениях с другими государствами и нароадами. К внешним функциям относятся:

1. Обеспечние суверенности, независимости страны, ее безопасности и развития.

2. Организация сотрудничества с другими государствами во всех сферах.

3. Защита интересов страны на международной арене, представление страны в международных организациях.

4.. Информационная функция в международных отношениях (информация о своей стране и информация своих граждан о международной жизни).

Между внутренними и внешними функциями государства существует тесная связь, так как внегняя политика находится в неразрывной связи с внутренней, а внутеренняя зачастую обуславливается международным положением страны.

Для реализации своих функций государство располагает публично властными институтами:

- законодательного органа (парламент),

- исполнительно-распорядительного (правительство, президент),

- судебно-правовыми системами (издание законов, отправление правосудия, контроль за исполнением предписаний).

Гражданское общество и правовое государство.

Категория «гражданское общество» - одна из ключевых в политологии, особую актуальность она приобрела в последние десятилетия. Что же такое гражданское общество? Общество родилось в глубокой древности и предществовало государству. В дальнейшем оно развивалось в тесной связи с государством. Гражданское же общество сложилось на определенном этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации. Говорить о его появлении можно лишь со врмени появления человека-гражданина, индивидуального члена общества, наделенного определенными правами и свободами, несущего ответственность перед обществом за свои действия. Путь западной цивилизации к гражданскому обществу был довольно труден, включая революции, экономические, политические, культурные, духовные и религигиозные трансформации.

Само понятие «гражданское общество» восходит к временам Аристотеля и Цицерона, когда "гражданское общество"и «политическое" были синонимами. В Древней Греции быть гражданин значило быть членом общества и членом государства. Отдельный человек не мыслил себя без государства, он сотавлял с ним единое целое. В античности и средних веках само общество имело политический характер и ассоциаровалось с государством. Важный момент в формировании гражданского общества - признание исторического характера прав человека. И Д.Локк, и Ж.-Ж.Руссо, и Т.Гоббс, и И.Кант продолжали использовать понятия «гражданское общество» и «государство» как взаимозаменяемые термины.

Гражданское общество окончательно складывается в период перехода от средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму., между общественными и государственными интситутами выявляются различия. Политичсекое освобождение человека означало и эмансипацию гражданского общества от политики. С ХУ111 века тема о гражданском обществе и его противопоставлении государству стала центральной в работах Т.Спенса, Т.Ходжскина, Э.Сиейеса и особенно во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Наиболее радикально выдвинул концепцию гражданскогьо общества американский идеолог и пафлетист Т.Пейн ( памфлет «Права человека»).Он считал государство необходимым злом и думал, чем оно меньше, тем лучше. Потом эту тему разрабатывали А.Токвилль, Д.Милль, но главная заслуга в этом принадлежит Г.Гегелю, который сказал, что гражданское общество - необходимый, но подчиненный элемент более широкого общества, организованного политически. Согласно марксизму, гражданское общество относится к базису и имеет преходящий характер.В.И.Ленин пошел ладьше в этом вопросе, в его работах почти не встречается понятие гражданского общества, а государство - важнейший инструмент политики. Исчез данный термин и из советского обществознания.

Каковы основные параметры гражданского общества? Его можно представить себе как социальное пространтсво, в котором взаимодействуют независимые друг от друга индивиды, так что большое значение приобретает вопрсо о индивидулаьтной свободе и самоценности каждой личности.. В демократическом обществе правовой статус индивида отделен от его социально-экономической роли в гражданскомобществе. Сфера частных прав и интересов освобождена от политического контроля. Индивидуализм здесь идет рука об руку с гнуманизмом, полюрализмом мнений, права человека и гражданина разграничиваются. В качетсве главнейшего условия существования гражданского общества и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию.

Гражданство - не только юридический правовой статус, но и социальное состояние, равеснтво перед законом дополняется социально-экономическими правами. Равенство - это состояние, которое создает равные возможности для всех, свобода - равный достпуп ко всему многообразию жизненных шансов.Часть таких забот сегодня берет на себя государство (социальные программы по защите и помощи непривелигированным слоям населения, обеспечение социальной справедливости).

Правовое государство - это государство, где царит закон и порядок, где гражданин защищен и права и свободы ему гарантированы. Исторически оно возникло в ответ на неравенство прав и санкций, характерных для периода средневековья. Основные принципы правового государства: представительство через партии и организации, соответствующая избирательная система, парламентаризм, конституционализм, разделение властей, отделение церкви от государства, отделение идеологии от государства и приориет свободы над равенством. В правовом государстве правит закон и право, силовые формы разрешения конфликтов заменяются мирными средствами. Все - и уборщица, и президент одинаково равны перед законом.

Подробнее с связи с этим надо остановиться на правах человека. Права человека - это принципы и нормы зваимоотношения между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать опредленные блага. История развития данного вопроса включает ряд моментов: теория «естественного права (1 тыс. до н.э.)- Антифон, Алкидам, стоики, Мо - Цзы, Аристотель; права - привилегии, дарованные монархом (средневековье); либеральная трактовка прав (эпоха просвещения ХУ111 века) - Билль о правах 1791 года в США; борьба за социальные права (чартизм в Англии, 1948 год - принятие Всеобщей декларации прав человека ООН).

Существоало три подхода к проблеме прав человека: естественно-исторический, позитивистский и марксистский. Первый выражал точку зрения о внегосудасртвенном происхождении права и невозможности государства отнять эти права у человека. Второй - о независимости прав от социальных и экономических предпосылок. Источником права представители позитивистского напрвления считали государство и право для них было равно закону. Третий взгляд, марксистский подходил к решению данной проблемы с точки зрения классовой морали, дозирования партий.

В современном мире права человека охраняются и гарантируются государством. Наряду с гражданскими, политическими, экономическими, культурными, естественными правами, существуют коллективные права народов и наций на самоопредление, но есть и обязанности, ответственность граждан ( уважение прав других, уплата налогов, охрана природы).





Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.47.142
Генерация страницы за: 0.011 сек.