Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководитель




Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.

В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и др. При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.

Структура используется мелкими и средними фирмами, осуществляю­щими несложное производство, при отсутствии широких кооперацион­ных связей между предприятиями.

Преимущества линейной структуры управления:

• единство и четкость распорядительства;

• согласованность действий исполнителей;

• четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;

• быстрота реакции в ответ на прямые указания;

• получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и за­даний, обеспеченных ресурсами;

• личная ответственность руководителя за конечные результаты деятель­ности своего подразделения.

Недостатки линейной структуры заключаются в следующем:

• высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает воз­можности руководителя по эффективному управлению;

• перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество инфор­мации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;

• тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;

• отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих ре­шений.

 

Организационные структуры фирмы: функциональная структура, ее достоинства и недостатки

Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях уп­равления.Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Реше­ния по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффек­тивность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций, появляется штаб высококва­лифицированных специалистов.

Руководитель Функциональные руководители

Структура нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутин­ных задач, не требующих оперативного принятия решений. Использу­ются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к НТП.

Основные преимущества структуры:

• высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

• освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством;

• создается основа для использования в работе консультаций опытных спе­циалистов, уменьшается потребность в специалистах широкого профиля.

Существуют определенные недостатки:

• трудности поддержания постоянныхвзаимосвязей между различнымифункциональными службами;

длительная процедура принятия решений;

• отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональ­ными службами;

• снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

• дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками, поскольку каждый функциональный руководитель и специ­ализированное подразделение ставят свои вопросы на первое место.

 

Организационные структуры фирмы: матричная (адаптивная) структура, ее достоинства и недостатки

Матричная структура представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, построенный на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет пер­сонал и техническую помощь, с другой - руководителю проекта (целе­вой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланирован­ными сроками, ресурсами и качеством.

 

Руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчинен­ных: с постоянными членами проектной группы и с другими работни­ками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов.

Переход к матричной структуре обычно охватывает часть организации, при этом ее успех зависит от того, насколько руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров. Создание струк­туры целесообразно, когда имеется необходимость в освоении ряда но­вых сложных изделий в сжатые сроки. Применяется, в основном, в нау­коемких отраслях.

Преимущества состоят в следующем:

. лучшая ориентация на проектные цели и спрос;

• более эффективное текущее управление, возможность снижения расхо­дов, повышения качества создаваемой продукции и повышения эф­фективности использования ресурсов;

• вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу актив­ной творческой деятельности по ускоренному техническому совершен­ствованию производства;

• гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в одной фирме;

• усиленная личная ответственность руководителя за программу в целом и за ее элементы;

• возможность применения эффективных методов управления;

• относительная автономность проектных групп способствует развитию в работниках навыков в области проведения хозяйственных операций, принятия решений, а также их профессиональных навыков;

• время реакции на нужды проекта и желания заказчиков сокращается.

Существуют недостатки.

• проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и рас­пределении времени работы специалистов над проектами, могут нару­шать стабильность функционирования фирмы;

• трудности установления четкой ответственности за работу подразделения;

• возможность нарушения установленных правил и стандартов, приня­тых в функциональных подразделениях из-за длительного отрыва со­трудников, участвующих в работе проекта, от своих подразделений;

• трудность в приобретении навыков, необходимых для эффективной ра­боты в коллективах;

• возникновение конфликтов между менеджерами функциональных под­разделений и управляющими проектов.

 

Организационные структуры органов управления фирмы: дивизиональная структура

Потребность в применении дивизиональной структуры возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их де­ятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фи­гурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, воз­главляющие производственные подразделения.

Структуризация организации по отделениям производится, как прави­ло, по одному из критериев: по выпускаемой продукции (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя, по обслуживаемым регионам. Руководители вторичных функциональных служб отчитыва­ются перед управляющим производственного подразделения. Помощ­ники руководителя производственного отделения контролируют деятель­ность функциональных служб по всем заводам отделения, координируя их деятельность по горизонтали.

Схема продуктовой структуры:

Достоинства дивизиональной структуры:

• более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде;

• улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчине­ния одному лицу;

• возникновение у подразделений конкурентныхпреимуществ малых фирм.

Некоторые недостатки структуры:

• рост иерархичности, вертикали управления;

• дублирование функций управления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата;

• дублирование работ для разных подразделений.

Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы

Конфликт часто определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Современная точка зрения на конфликт заключается в том, что в орга­низациях, даже с эффективным управлением, некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтерна­тив или проблем. Это делает процесс принятия решений более эффек­тивным. Отсюда - конфликт может быть функциональным, ведущим к повышению эффективности организации, или дисфункциональным, при­водящим к снижению личной удовлетворенности, группового сотруд­ничества и эффективности принятия решений.

Существуют четыре основных типа конфликта:

внутриличностный конфликт. Возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы, что может происходить, в частности, из-за нарушения прин­ципа единоначалия; когда производственные требования не согласуют­ся с личными потребностями или ценностями. Конфликт может яв­ляться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку;

межличностный конфликт. В организациях чаще всего проявляется в виде борьбы людей за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленчес­кой иерархии, капитал, рабочую силу. Может проявляться как столкно­вения между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями;

конфликт между личностью и группой. Производственные группы уста­навливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблю­дать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удов­летворить свои социальные и материальные потребности. Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отличаю­щуюся от позиции группы;

межгрупповой конфликт. Возникают между группами, формальными и неформальными. Часто происходят между линейным и штабным персо­налом, между функциональными группами (например, между отделом сбыта и производства по поводу количества производимой продукции).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.