Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (14-15вв.)




Этот период хар-ся значит. развитием городской промышленности и торговли. Эконом. связи между городом и деревней приобретают устойчивый, стабильный хар-р. В связи с развитием тов. –ден. отнош. феодалы нач. заменять часть натур. повинностей и платежей денежным оброком. Для сеньоров эконом. более развитых областей был предпочтительнее лично свободный крестьянин – держатель наследственного земельного надела – цензивы. Цензитарий был обязан выплачивать своему господину твердо фиксированный ежегодный денежный платеж – ценз, выполнять определенные повинности. При соблюдении этих условий крестьянин имел право передавать по наследству свою цензиву и даже продать ее с согласия сеньора. Цензива, вскоре ставшая основной формой крестьянского землеиспользования,, содействовала почти полному исчезновению серважа. Все население страны делилось на 3 сословия: первое – духовенство, второе – дворянство, третье – городской патрициат. Процесс оформления сословно-представительной начался с усилением королевской власти, неразрывно связанным с преодолением феод. раздробленности. Ликвидация феод. раздробленности и усиление королевской власти хотя и достигали значит. успехов, но были еще далеки от своего завершения. Нач. созываться собрания представителей от сословия. На обсуждение собраний выносились важнейшие? внутренней и внешней политики и прежде всего налогов. Были впервые введены постоянные общегосударственные налоги. Регулярные денежные поступления позволили правительству сформировать постоянную наемную армию взамен рыцарского ополчения, а также централизованный бюрократический аппарат управления. В 1302г. впервые было созвано общефранзузское собрание сословий (Генеральные штаты).Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во вторую посылали выборных от дворянства. Третье сословие выбирало своих депутатов. Все? рассматрив. раздельно по палатам, где решение выносилось простым большинством голосов. К центр. Органам государств. управл. относ.: Государств. совет, который осущ. по указаниям короля руководство отдельными звеньями управления и контроль за их деятельностью., и счетная палата – фин. управление. Среди должностных лиц наибольшее знач. имели: канцлер, осущ. текущее управл. должностными лицами и контроль за их деятельн., во время отсутствия короля он председательствовал в Гос. совете, под его руков-м составлялись проекты ордонансов; коннентабль – командир конного рыцарского войска, с 13 в. командир королевской армии; камерарий – казначей; палатины – королевские советники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля. Отнош. вассалитета постепенно сменились относительно централизованным многозвенным бюрократическим аппаратом. Королевский домен был разделен на почти равныеадмин. ед. – бальяжи. Ими управляли бальи – чиновники (сбор налогов, наблюд. за деятельн. админ.-судеб. органов). Бальяжи делились на превотажи во главе с прево. Правительство усилило свой контроль и над гор. самоуправл. – коммунами. Коммуны осущ. админ. управл. и суд, имели право издавать постановления, обяз. для горожан. Выборный орган гор. самоуправл. – городской совет – состоял из эшевенов и пожизненно избранного гор. главы – мэра. В развитии судебных учреждений обозначились след. тенденции. 1) некоторые судебные правомочия изымались у феодалов и церкви и передавались королевской юстиции. 2) Наметилось постепенное, но не ставшее полным, обособление судов от админ. органов и соответственно формирование судебной системы централизованной монархии. Парламент стал высшим апелляционным судом. Его разделили на палаты: большую (судебную), несколько следственных, а через некоторое время – на несколько палат прошений. Основную массу уголовных и гражданских дел в качестве королевских судей на местах рассматривали бальи, сенешали и Прево. На этом уровне юстиция еще не отделилась от административных органов. В 14 в. создается спец. орган преследования и обвинения – прокуратура.

 

16. Сеньориальная монархия в феодальной Англии

Нормандское завоевание Англии положило начало углублению феодализации английского общества. К концу XI века в Англии окончательно утвердился феодализм, окончательно сложился класс феодалов. Основа феодального хозяйства – манор – совокупность земельных владений отдельного феодала.

Социальная структура общества:

1) феодалы:

– вассалы короля (крупные землевладельцы);

– подвассалы (средние и мелкие землевладельцы).

2) крестьянство:

– свободное;

– лично свободное (сокмены);

– лично зависимые (вилланы).

3) горожане;

4) рабы (до XII века).

Государственный строй:

1) король;

2) ведомства – канцлера, финансовое и т.д.;

3) должностные лица – камерарий, маршал, главный юстициарий; 4) армия: феодальное ополчение, наемное рыцарское войско, ополчение свободных граждан графств.

5) судебные органы: суд короля, суды графств, суды сотен, церковные суды, городские суды. Местное управление осуществлялось на принципах самоуправления. Низовые единицы местного управления – сотни и десятки (общины). Кроме того, страна была разделена на графства (округа) в военных целях, во главе которого стоял элдормен, назначаемый королем из представителей местной знати, кроме того, коллегиальный орган – собрание, а также шериф.

Большую роль в дальнейшем укреплении абсолютизма в Англии сыграли реформы, проведенные Генрихом II, которые способствовали созданию общегосударственной бюрократической системы управления и суда, основные положения которой можно изложить так:

1) судебная реформа – был введен институт разъездных судей, был создан Суд Королевской скамьи и Суд Общих тяжб;

2) административно-финансовая реформа – была усилена королевская власть по отношению к церкви и местной администрации, были установлены новые виды финансового обложения;

3) военная реформа – была проведена замена воинской повинности феодалов денежной – уплата «щитовых денег», введена воинская повинность для всего свободного населения, была создана наемная армия.

Самой великой, долгоживущей заслугой Генриха II была судебная и законодательная реформа, планомерно проводимая им в течение всего его правления. По существу, именно он заложил камень системы английской юриспруденции, основанной на так называемом общем праве (Common Law), практикуемом ныне во всех англоязычных странах.

К началу правления Генриха II в Англии насчитывалось по крайней мере четыре разных вида юрисдикции. Низшую ступень занимали традиционные суды местных деревенских общин, которые разбирали большинство споров между соседями. На следующей ступени стояли феодальные баронские суды, служившие инструментом осуществления власти сеньора. В-третьих, действовали суды административных округов – сотен и графств, возглавляемые шерифами. И, наконец, высший уровень юрисдикции принадлежал королевскому суду. Генрих стремился распространить королевскую юрисдикцию на всю страну, главным образом, для того, чтобы привлечь как можно больше дел в королевские суды и получить как можно больше судебных штрафов, которые шли в казну.

Наиболее древние формы юрисдикции, суды сотен и графств, были, по сути, судами мелких дворян-помещиков, и не имели достаточно власти и престижа, чтобы конкурировать с феодальными баронскими или церковными судами, и поэтому они не могли послужить источником единого на всю страну права. Кроме того, рыцари и свободные ленники, бывшие судьями в графских судах, следовали разнообразным местным обычаям и традициям в судебных делах, и о каком-то единообразии этих местных законов говорить не приходилось. Поэтому источником общего закона стал королевский суд, довлевший над всеми остальными видами суда.

17. Сословно-представительная монархия.

В течение XIII в. были существенно ограничены иммунитетные права крупных феодалов. В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные финансовые и личные обязательства перед сюзереном, в случае злостного невыполнения которых могла последовать конфискация их земель.

Усиливается расслоение крестьянства, растет численность лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне-фригольдеры часто приобретают рыцарское звание, сближаясь с низшими слоями феодалов.

Крепостное крестьянство - вилланы - в XIII в. оставалось бесправным. Собственником всего имущества, принадлежащего виллану, признавался его лорд.

Однако укрепившая свои позиции королевская власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих сословий. Движение за ограничение злоупотреблений центральной власти возглавляли бароны, к которым периодически присоединялись рыцарство и масса фригольдеров.

Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 года, закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 гг., которая привела к возникновению парламента.

К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван 'образцовый' парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентских и духовных феодалов, в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название 'билля об опале'.

На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

В XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей мира, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов.

В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мировых судей, созывавшихся четыре раза в год. Эти собрания получили название судов 'четвертных сессий'.

В XIII-XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов, усиливается их специализация. Вместе с тем, судебные и административные функции многих учреждений еще не разделились. Высшими судами 'общего права' в Англии в этот период стали: Суд королевских скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.

Суд казначейства, который первым стал записывать свои слушания, был, в основном, специализирован на рассмотрении финансовой споров, и, прежде всего, споров, касающихся долгов казны и короны.

Суд общих тяжб рассматривал большинство частных гражданских исков и стал основным судом общего права. Он осуществлял также надзор за местными и манориальными судами.

Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая 'общие тяжбы', но со временем был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.

С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорд-канцлера, который решал вопросы 'по справедливости'.

В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов (по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверке тюрем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.