Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №9. Наука. Научные методы познания




Наука – одна из сфер человече­ской деятельности, функцией которой является производство и систематиза­ция знаний о природе, обществе и созна­нии. Н. включает в себя деятельность по производству знания. Термин «Н.» упот­ребляется также для обозначения от­дельных областей научного познания – физики, химии, биологии и т. п.

Предпосылками возникновения Н. являются общественное разделение тру­да, отделение умственного труда от фи­зического и превращение познаватель­ной деятельности в специфический род занятий первоначально небольшой, но постоянно растущей группы людей. От­дельные элементы научного знания поя­вились еще в Древнем Китае, Индии, Египте, Вавилоне. Однако возникновение Н. относят к VI в. до н. э., когда в Древ­ней Греции появляются первые теорети­ческие системы, противостоящие рели­гиозно-мифологическим представлени­ям. Особым социальным институтом Н. становится в XVII в., когда в Европе воз­никают первые научные общества и ака­демии, начинают выходить первые науч­ные журналы. На рубеже XIX–XX вв. воз­никает новый способ организации Н.– крупные научные институты и лаборато­рии с мощной технической базой. Если до конца XIX в. Н. играла вспомогатель­ную роль по отношению к производству, то в XX в. развитие Н. начинает опере­жать развитие техники и производства, складывается единая система «Н. –тех­ника – производство», в которой Н. при­надлежит ведущая роль. В настоящее время Н. пронизывает все сферы общест­венной жизни: научные знания и методы необходимы и в материальном производ­стве, и в экономике, и в политике, и в сфере управления, и в системе образова­ния. -Н. оказывает революционизиру­ющее влияние на все стороны общест­венной жизни, являясь движущей силой научно-технической революции.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему Н. в целом, разделяются на три группы: естест­венные, общественные и тех­нические Н. Между этими группами нет резких границ. Многие дисциплины занимают промежуточное положение между этими группами или возникают на их стыке. Кроме того, в последние десяти­летия значительное развитие получили междисциплинарные и комплексные ис­следования, объединяющие представи­телей весьма далеких дисциплин и ис­пользующие методы разных Н. Все это делает проблему классификации Н. весь­ма сложной. Однако указанное выше разделение Н. все-таки во многих отно­шениях полезно, так как выражает важ­ное различие между ними по предмету изучения: естественные Н. исследуют природные явления и процессы, общественные Н. изучают общество и человека, технические Н. исследуют особенности искусственных, созданных человеком устройств.

По их отношению к практике Н. и научные исследования принято разде­лять на фундаментальные и прикладные. Основными целями фундаментальных Н. являются позна­ние сущности явлений, открытие зако­нов, управляющих течением наблюдае­мых процессов, обнаружение глубинных структур, лежащих в основе эмпириче­ских фактов. В методологических иссле­дованиях под Н., как правило, имеется в виду именно фундаментальная Н. Одна­ко в последние десятилетия все большее место в Н. занимают прикладные иссле­дования, непосредственной целью кото­рых является применение результатов фундаментальных Н. для решения тех­нических, производственных, социаль­ных задач. Ясно, что развитие фунда­ментальных Н. должно опережать рост прикладных исследований, подготавли­вая для последних необходимую теоре­тическую основу.

Выделяют два метода познания:

1. Моделирование.

2. Эксперимент.

Кроме того есть следующие способы познания:

1. Аналогия.

2. Анализ.

3. Синтез.

4. Индукция.

5. Дедукция.

6. Абстрагирование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.