Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Логические основы аргументации




Практическое занятие № 7-8

(4 часа)

Вопросы:

1. Доказательство и опровержение.

2. Правила доказательного рассуждения и возможные логические ошибки.

3. Софизмы и логические парадоксы. Некорректные аргументы.

4. Рассуждение и способы убеждения.

 

Упражнения:

 

Упражнение 1. Дайте прямую и косвенную аргументацию нижеследующих тезисов.

Пример.

Прямое обоснование:

а) Тезис:

Русский народ внес значительный вклад в развитие миро­вой культуры.

б) Подбираем аргументы:

Русские писатели внесли значительный вклад в развитие мировой литературы Так, Л Толстой и М. Достоевский яв­ляются общепризнанными классиками мировой литерату­ры (1 А), Русские композиторы создали множество музыкальных про­изведений, которые ьошли в «золотой фонд» мировой куль­туры (2 А);

Русские ученые сделали множество великих научных откры­тий, которые оказали существенное воздействие на разви­тие мировой научной мысли (3 А).

Косвенное обоснование:

а) Выдвигаем антитезис:

Неверно, что русский народ внес значительный вклад в раз­витие мировой культуры.

б) Выводим следствия из антитезиса:

Русские писатели не внесли значительного вклада в разви­тие мировой литературы (1С);

Русскими учеными не было сделано великих научных от­крытий (2 С);

Русские композиторы не создали великих музыкальных про­изведений (3 С).

Из ложности следствий выводим ложность антитезиса, а из ложности антитезиса делаем заключение об истинности тезиса.

Тезисы.

1. Россия — это федеративное государство.

2. Россия — это государство с республиканской формой прав­ления.

3. Важной сферой личных прав и свобод человека является сво­бода мысли и слова.

 

Упражнение 2. Какие из предложенных учащимся тем со­чинений обязательно предполагают доказательство? Почему?

а) Образцы героев в романе «Война и мир».

б) Горький — обличитель мещанства.

в) Влияние Гоголя на современников.

г) «Нам песня строить и жить помогает...»

д) Мой современник.

 

Упражнение 3. Проанализируйте и при необходимости вос­становите нижеследующие доказательства. Укажите их правиль­ность, а также истинность аргументов и тезиса.

а) О том, что Николаев болен, свидетельствует повышенная температура. Известно, что у здоровых людей температура колеблется от 36 до 37 градусов. У Николаева — 37,5. Следо­вательно, Николаев не может считаться здоровым. Более того, у Николаева плохое самочувствие. У здорового человека не может быть такого самочувствия. Это также свидетельствует о том, что Николаев болен.

б) Философ Диоген из Аполлонии считал что разум человека обусловлен вертикальным положением тела, благодаря чему человек вдыхает более чистый воздух, тогда как животные с головой, наклоненной к земле, вдыхают воздух, загрязнен­ный влагой. Точно так же и дети, вследствие своего малого роста, менее умны, чем взрослые. Как Вы можете опровер­гнуть такую точку зрения? Представьте Ваше опровержение в полной, развернутой форме и охарактеризуйте его.

в) «Раздосадованный Рутилов сказал:

— Ты, Ардальон Борисыч, не будешь никогда быком, пото­му что ты — форменная свинья.

— Врешь! — угрюмо сказал Передонов.

— Нет, не вру, и могу доказать, — злорадно сказал Рути­лов.

— Докажи, — потребовал Передонов.

— Погоди, докажу, — с тем же злорадством в голосе отве­тил Рутилов.

Оба замолчали. Вдруг Рутилов спросил:

— Ардальон Борисыч. а у тебя есть пятачок?

— Есть, да тебе не дам, — злобно ответил Передонов. Рути­лов захохотал.

— Как, у тебя есть пятачок, так как же ты не свинья?! — крикнул он радостно».

г) Употреблять в пищу огурцы опасно — с ними связаны все телесные недуги и вообще людские несчастья. Практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели огурцы. 99,9 % всех людей, ставших жертвами авто- и авиа­катастроф, употребляли в пищу огурцы в течение двух не­дель, предшествующих фатальному несчастному случаю. 93,1 % всех несовершеннолетних преступников происходят из семей, где огурцы потребляли постоянно.

 

Упражнение 4. Можете ли Вы показать несостоятельность следующего доказательства?

Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытащили репку. Но ведь известно, что дед репки не вытащил. Бабка репки не вытащила. Внучка не вытащила. Жучка и кошка тоже не вытащили. Таким образом, мы должны признать — как это ни парадоксально! — что репку вытащила мышка.

 

Упражнение 5. Опровергните точку зрения президента или подтвердите ее собственными аргументами.

Американский президент А. Линкольн однажды отчитал мо­лодого офицера за то, что тот вступил в жаркий спор со сво­им сослуживцем. «Ни один человек, который решил действи­тельно преуспеть в жизни,— внушал Линкольн,— не должен тратить время на личные споры, не говоря уже о том, что он не должен позволять себе выходить из себя и терять самооб­ладание. Уступайте в крупных вопросах, если чувствуете, что и вы, и ваш собеседник по-своему правы, и уступайте в бо­лее мелких вещах, даже наверняка зная, что правы только вы. Лучше уступить дорогу собаке, чем допустить, чтобы она уку­сила вас. Даже убийство собаки не вылечит укуса...»

 

Основные термины и понятия по теме: демонстрация, тезис, аргументы, прямое доказательство, косвенное доказательство, опровержение, правила доказательного рассуждения, софизм, парадокс, рассуждение,.

Литература

Основная:

 

4. Бочаров В.А. Основы логики: учеб. пособие. М., 2008.

5. Кириллов В.И. Логика: учеб. пособие для вузов. М., 2004.

6. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2010.

 

Дополнительная:

1. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опроверже­нии. М., 1954.

2. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991.

3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1998.

4. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М., 2010.

5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 2010.

6. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистичес­кая интуиция. М., 2010.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.