Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательная процедура: понятие, роль и этапы




Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу.

В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она закрепляется и регулируется в конституциях, текущих зако­нах, а также в специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

Законодательная процедура состоит из целой серии юридически закре­пленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия законов.

В тех странах, где наряду с правотворческой деятельностью государст­венных органов конституционно предусматривается принятие законов пу­тем референдумов (всенародного голосования), для проведения последних устанавливается особая процедура. Смысл ее заключается в том, чтобы придать процессу непосредственного волеизъявления народа упорядочен­ный и целенаправленный характер.

Процедура проведения референдума предусматривает порядок возбуж­дения вопроса о проведении референдума, определения предмета рефе­рендума, его проведения, подведения его итогов и др. В законах о референ­думе некоторых стран особо установлено, что эти законы и закрепленная в них процедура проведения всенародных опросов прямо соотносятся с ме­ханизмом проведения обычных выборов.

Четко выработанная и законодательно закрепленная процедура прове­дения референдумов создает предпосылки для наиболее полного выявле­ния мнения избирателей по рассматриваемому проекту закона или иному вопросу, способствуя при этом соблюдению законности и конститу­ционности.

Аналогичную роль играет процедура принятия нормативно-правовых актов обычным правотворческим путем - государственными органами. В первую очередь это касается процедуры принятия законов.

Правотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Оно охватывается понятием "правотворческая деятельность" или "правотворческий процесс".

В отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют че­тыре основных этапа (стадии) законодательного процесса:

» законодательная ини­циатива,

» обсуждение законопроекта,

» принятие и утверждение закона и

» об­народование закона.

Каждая из стадий относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый, монолит­ный законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику про­хождения проекта закона с момента его зарождения и вплоть до его приня­тия и обнародования.

Законодательная инициатива представляет собой, согласно широко распространенному мнению, право внесения законопроектов в законода­тельное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм и т.п.) в со­ответствии с действующим законодательством и установленной процедурой. Иногда понятие законодательной инициативы трактуется бо­лее широко, т.е. включает внесение в законодательные органы не только го­товых законопроектов, но и предложений об издании, изменении или отме­не действующих законов.

Следующая стадия законодательного процесса - обсуждение внесенно­го в порядке законодательной инициативы или же позднее разработанно­го законопроекта. Обсуждение бывает двоякого рода: предварительное (неофициальное) и официальное.

Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечени­ем широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей со­ответствующих государственных и общественных организаций. Оно мо­жет осуществляться в самых различных формах, включая, например, проведение тематических научно-практических конференций, семинаров, заседаний "круглых столов", дачу экспертных заключений, проведение теле- и радиодебатов, посвященных обсуждаемым законопроектам, подго­товку соответствующих публикаций в газетах и журналах.

Предварительное обсуждение проектов законов весьма важно для по­вышения качества, как конкретного закона, так и всего законодательного процесса. На этом этапе представленный проект закона проходит всесто­роннюю юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу.

Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях - на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомите­тов, а также на уровне парламентских палат. Регулируется процесс прохож­дения обсуждения с помощью специальных положений и регламентов.

Важной стадией законодательного процесса является принятие и утверждение закона. В юридической литературе данную стадию иногда рас­сматривают как две относительно самостоятельные стадии. Первая из них связана с принятием, вторая - с утверждением закона. Принятие закона происходит в высшем законодательном органе государства. Его утвержде­ние (подписание) осуществляется главой государства.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведе­ния населения информации о содержании принятого закона. Обнародова­ние бывает двух уровней - официальное и неофициальное. Осуществляет­ся оно чаще всего в виде опубликования.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародова­ния акта устанавливается строго определенный срок. На официальное из­дание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссы­латься в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных документах.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно-право­вых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизион­ных передачах, научных изданиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.