Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Г.В.Ф. Гегеля о государстве и праве




ПРАВО И ПРОИЗВОЛ.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – гениальный мыслитель,творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей историифилософской и политико-правовой мысли.

По своим философским воззрениям Гегель - объективный идеалист и диалектик.Составная часть его системы философии - философия права и государства. В цельномвиде свою политико-правовую философию Гегель изложил в «Философии права»(1820).

Право, по Г.В.Ф. Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличноебытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированиемсистемы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Г.В.Ф. Гегелю,составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой,разумной воле, которая свободна.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующихосновных значениях: право как свобода («идея права»); право как определенная ступень иформа свободы («особое право»); право как закон («позитивное право»).

На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы,«свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.

Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию«особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступеньсамоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) естьопределенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право»Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу игосударству. Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа); они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

Позитивное право является одним из «особых прав» Гегель пишет: «То, что естьправо в себе, положено в своем объективном наличном бытие, т.е. определено длясознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известнокак закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право».

Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает правуформу всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могутбыть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, Гегель в то же время стремится в своей конструкцииисключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он«превращение отличия естественного или философского права от положительного впротивоположность и противоречие между ними».

Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права,поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия.«То, что есть государство, - пишет Гегель, - это шествие Бога в мире; его основаниемслужит власть разума, осуществляющего себя как волю» Хотя Гегель и признаетвозможность плохого государства, которое лишь существует, но не действительно, необладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок егофилософии права, исходящей из идеи государства, т.е. действительного разумногогосударства.

Гегелевская идея государства т.о. представляет собой правовую действительность,в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретнымправом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке)означает достигнутость такой ситуации правового государства.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство какидея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единыйорганизм, как конституционная монархия, как «политическое государство» и т.д. –являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.