Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая и правовая мысль Арабского Востока




КОРАН КАК ОСНОВАНИЕ УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ПРАВЕ.

Под «мусульманским правом» (шариатом) имеется в виду правовой аспектисламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (Магомет) (VII в.). Шариат («путь следования») — это по сути своей религиозный(божественный) закон, диктуемый верующим, т. е. совокупность предписаний о том, чтоони должны делать и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран ДальнегоВостока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Процесс становления мусульманского права в Арабском халифате занял нескольковеков (VII—X вв.) и проходил в условиях формирования раннефеодального строя.

Источниками мусульманского права являются: 1) Коран — как священная книгаислама и основа мусульманского права; 2) сунна — совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма —общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс — суждение по аналогии в вопросах права.

Коран и сунна — основные исторические источники мусульманского права,непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.)содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целымрядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребностиобщественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации исистематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII—X вв. была посвященадеятельность правоведов — знатоков ислама и основанных ими различных правовыхшкол суннитского толка (ханифитская, шафиитская и другие школы) и шиитского толка(джафаритская, исмаилитская и другие школы).

В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ(толков) опирались на поощрявшийся пророком принцип «иджтихад» — свободноеусмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительнорассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны наоснове этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых нормшариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы иконкретные нормы (по преимуществу — казуистического характера) мусульманскогоправа.

В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариатамусульманскими правоведами был признан кияс — способ суждения о праве по аналогии.Важное значения кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит втом, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и«найти» в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (втом числе — и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самымфикции мусульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата.

К XI в. окончательно складывается иджма (общее, согласованное мнениемусульманских правоведов, догма шариата) и прекращается период так называемого«абсолютного иджтихада» — время прямого толкования Корана и сунны и созданияосновных толков мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого«таклида» — действия шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой.

Однако развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней и норм шариата продолжалось и в последующие века. Этому развитию содействовало толкование и применение положений шариата с учетом «условий, места и времени». Благодаря такому подходу доктриной было допущено применение не противоречащих исламу обычаев, соглашений сторон, административных регламентов.

Хотя эти правовые формы и остаются вне самой системы мусульманского права, однако придают ему большую гибкость и приспособляемость к различным условиям и позволяют восполнять его пробелы.

Государственная власть, согласно исламу, — не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое право. Но она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты. Содержание таких государственных актов, особенно в современных мусульманских странах, зачастую существенно расходится с традиционными положениями шариата. В этих случаях для демонстрации соблюдения требований шариата используются разного рода правовые фикции. Так, аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе и т. д.

Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих исламистов не следует смешивать с системой национального права той или иной мусульманской страны. Возникнув на исходной основе шариата, национальные системы позитивного права этих стран значительно отличаются друг от друга. Существенную роль в отходе в XIX—XX вв. этих национальных систем права от традиционного шариата сыграли такие факторы, как развитие современных форм социально-экономической, политической и духовной жизни, рецепция некоторых положений европейского права, усиление объема и значения государственного законодательства, ликвидация в ряде стран специальных судов, применявших шариат, и т. д.

В политической и правовой мысли Арабского Востока при разнообразии позиций арабских авторов выделялось 2 направления – шиитское и суннитское.

1. Шиитское направление. Начало формироваться в VII в. Они обосновывали государственную власть (имамат) сугубо религиозно. Установление имамата – право Аллаха, а не обязанность общины. Имамат – высшее правление добра, мудрости Аллаха. Это установленный божественный закон.

2. Суннитское направление. Сунна – источник права, который содержит предания о поступках и изречениях Мухаммеда – совокупность кадиссов, признанных достоверными. Они признают наряду с Кораном и Сунну. Верховная власть в халифате принадлежит Аллаху, и мусульманское государство строится на основе поручения, данного им общине. В общине высшая власть на земле ее и осуществляется. Община обладает полным суверенитетом, являясь отражением суверенитета Аллаха. Он проявляется в полномочиях своего правителя, который вершит дела общины от имени общины, которая не уступает халифу своих прав, а только доверяет ему руководить.

В осуществлении полномочий халифа его нормотворческая деятельность связана волей Аллаха, которая выражена в мусульманском праве. Община вправе законодательствовать лишь по вопросам, не урегулированным в Коране и Сунне.

Мусульманская политико-правовая мысль нашла отражение в учениях Аль-Фараби, Ибн Сины.

Абу-Наср Аль-Фараби (870-950) – ученый-энциклопедист и политический мыслитель, комментатор и популяризатор учения Платона и Аристотеля. Наиболее важные его произведения: «Сущность «Законов» Платона», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Слово о классификации наук». Среди основных положений его учения можно выделить:

1. Органичный синтез античной философии и исламских источников.

2. установление связи и различий между религиозной догматикой и юриспруденцией. Юрист, в отличие от богослова, не выходящего за рамки божественных истин, использует предписания Аллаха для формулирования на их основе правовых норм и принципов.

3. Разработана теория добродетельного города (государства), уподобленного живому организму. Как органы различаются по своим функциям в зависимости от расположения к главному органу (сердцу), так и в городе люди различаются по обязанностям в зависимости от близости к целям, выполняемым главой города, и расставляются по соответствующим ступеням.

4. Глава добродетельного города осуществляет целевую детерминацию всех органов и уровней управления.

5. Высокие требования к главе такого города можно разделить на три группы качеств: 1) интеллектуальные: мудрость, любовь к познанию и интеллектуальному труду, умение ясно излагать и убеждать людей; 2) волевые и нравственные: любовь к справедливости, чувство меры в отправлении потребностей, воздержание от соблазнов, решимость в свершении того, что он считает необходимым, храбрость; 3) физические: телесное совершенство, выносливость. Если не находится такой человек, то полномочия главы могут исполнять два или несколько лиц, соответствующих в совокупности таким качествам.

6. Обеспечение преемственности в правлении, почитании законов.

Наиболее отчетливо политико-правовая концепция халифата конкретизируется в учении Аль-Маварди. В его взглядах в сравнении с предшественниками делается акцент на обожествление государственной власти. Халифат считается божественным творением, призванным охранять исламскую веру, осуществлять справедливое творение над всем миром. Миссия халифата будет завершена лишь после того, как будут покорены все неверные и превращены в мусульманскую веру, после того, как над ними установится единая и неделимая власть халифа. Верховная власть соединяет в себе власть политическую (эмират) и духовную (имамат). Аль-Маварди исходит из того, что власть халифа возникает после того, как он будет избран мусульманской общиной, которая предоставляет ему право назначать своего преемника. Выбирать должны в мечети наиболее авторитетными религиозными деятелями и представителями светской власти. Отношения между халифом и народом строятся на договорной основе, предусматривающей взаимные права и обязанности. По этому договору халиф обязан: охранять мусульманскую религию; разрешать внутриобщинные конфликты; осуществлять богослужение; исполнять приговоры по уголовным делам.

Халиф не мог устанавливать законы, уже предусмотренные нормами мусульманского права. Народ обязан: повиноваться халифу; оказывать помощь в поддержании установленного порядка.

Абд-ар-Рахман Ибн-Хальдун (1352-1356) – философ, правовед, государственный деятель, сыгравший большую роль в жизни государств Северной Африки, арабской Испании, Ближнего Востока. Основные положения его учения изложены в многотомном сочинении «Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров»:

1. Исторический подход к государству и праву как институтам, которые общество получает в качестве наследия предыдущего развития.

2. Первоначально государство возникает как результат согласованных усилий и взаимной поддержки людей и представляет собой общину, сообщество (асабийю).

3. Впоследствии государство перерождается в принудительную власть, сосредоточенную в руках одной группы, которую поддерживают ее сторонники, и может обходиться без асабийи.

4. В природе самой асабийи (общины, племени) присутствует стремление к владычеству.

5. Владычество покоится на двух необходимых основаниях: войске и финансах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.