Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Н. Макиавелли о государстве и праве




 

1. Политика и мораль в трактате Н. Макиавелли «Государь».

Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянскийгосударственный деятель Николо Макиавелли (1469-1527), оставивший после себяследующие значительные труды: «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия»,«Государь» (или «Князь» или «О принцепсе»), «О военном искусстве», «ИсторияФлоренции» Н. Макиавелли выступал за сплочение раздробленных итальянских земель вединое государство. Учение Н. Макиавелли свободно от теологии, многое восприняло изантичных источников.

После написания трактата «Государь» (1512) Макиавелли становится европейскойзнаменитостью. Весьма двусмысленная слава преследует его: с одной стороны, Н.Макиавелли сформулировал предмет политической науки, с другой - его осуждают засоздание кощунственного произведения (с антихристианской философией).

В истории правят 3 силы:

1.Бог.

2.Судьба.

3. Великая личность.

Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории.

Основные черты его учения:

 Гуманизм: «Человек может все: изменить волю бога, изменить своюсудьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек можетизменить ход истории».

 Антифатализм: стремление изменить свою судьбу.

 Реализм. Описывал то, что есть.

Суть трактата «Государь» - учение о политике.

а) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир властитаким, каков он есть.

б) Политика – наука о способах захвата и удержания власти. Первыйсформулировал понятие власти. Власть – состояние господства и подчинения.

в) Политика – целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна– поддержать и предложить власть.

г) Политика – особая аморальная сфера общественной жизни, в борьбе за властьнельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку.

д) Политика автономна по отношению к религии.

е) Политика – сфера, где всякая цель оправдывает средства.

ж) Политика – это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значениеимеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит отситуации.

Основы власти:

1. Материальные основания – сила. Многочисленная преданная армия. Самполитик должен обладать началами полководца.

2. Власть должна иметь социальную опору – народ. (Макиавелли рекомендуетопираться на народ, аристократию лучше истребить.)

3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) боятьсяправителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти – ненависть ипрезрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, егомалодушие. Политика «золотой середины». Правитель должен научиться быть недобрым(умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком (имидж).

Религию Макиавелли рассматривает чисто прагматически, главным образом, сточки зрения служению государственным, политическим интересам, сплочения народа.«Религия и бог, - говорит он - были изобретены мудрыми людьми для того, чтобы убедитьнарод в полезности установленного строя. Важно, как ее используют: для воспитаниярабской покорности или высоких гражданских качеств». Макиавелли критикуетхристианство за проповедование смирения, презрения к делам человеческим. «Религиятребует от нас силы, чтобы мы были в состоянии терпеть. Такой образ жизни сделал мирслабым и отдал его во власть негодяям».

По-другому он оценивает языческую религию. Она воспитывала величие духа,силу тела, могущество человека, любовь к свободе. Кроме того, писал Макиавелли,католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Захватив светскую власть, католическая церковь недостаточно сильна, чтобы объединить Италию, но слишком сильна, чтобы помешать это сделать другим. Поэтому он приходит к выводу, что не политика должна быть на службе у религии, а религия на службе у политики - такой взгляд резко расходился с средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

С точки зрения политической, государство – состояние борьбы за власть.

В основе учения о формах правления лежит способ получения власти(наследование, выбор, насильственный захват).

Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки -«государство». Государство рассматривает как некое отношение властвующих иподвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованнойполитической власти, наличие юстиции, учреждение законов.

Происхождение государства. Сначала люди жили разрозненно, подобно животным:размножившись, они объединились, сделали самого храброго своим главой и стали емуповиноваться. Организованная совместная жизнь привела к сознанию того, что плохо ичто хорошо. В соответствии с этим были установлены законы и наказания. Вместе с нимипоявилось правосудие. Поэтому при последующих выборах государя предпочтение сталиотдавать уже не силе, а мудрости и справедливости.

Формы государства Макиавелли рассматривает в зависимости от числа правящихлиц (единовластие, правление немногих и правление всего народа) и цели и качествафункционирования данных форм. В этом втором аспекте он выделяет формы правления(монархия, олигархия и «распущенность»), в которых властители заботятся лишь особственной пользе, попирают законы, игнорируют безопасность граждан и пренебрегаютблагом отечества.

Вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии,аристократии и демократии) форме, как наиболее устойчивой.

Именно смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.