Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философско-правовое учение Ш. Монтескье




ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ.

Джон Локк в знаменитых "Двух трактатах о государственном правлении" (1690), обращаясь к опыту своей страны, вывел основные черты концепции разумной власти в государстве, разделяемой в целях общего блага, по крайней мере, на три ветви. Он настаивал на бесспорном первенстве законодательной власти как верховной, "священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило".

Суть разделения властей определил Шарль Монтескье в труде "О духе законов" (1748), определивший его цель: защитить граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу и превратить закон в истинного посредника между гражданами и правительством.

"Отцы-создатели" американской Конституции 1787 г. (Александер Гамильтон (1757-1804), Джеймс Медисон (1751-1836) и др.), восприняв европейские идеи разделения властей, способствовали законодательному закрепления его принципа. В то же время они предусмотрительно обосновали идею о взаимном контроле, осуществляемом ветвями власти, дабы создать "такую внутреннюю структура правления, чтобы составляющие ее части сами стали средством удерживать каждую на отведенном ей месте". Формируемая система "сдержек и противовесов" первоначально воплощала идеи бикамерализма (наличия второй палаты законодательного органа, утверждавшей законы, которые принимаются нижней палатой), независимости судей (как средства охраны прав и свобод граждан от произвола властей), конституционного контроля (со стороны Верховного суда за соответствием конституции всех правовых актов страны), и, несколько позднее, импичмента.

В настоящее время общепризнанным в демократических государствах является разделение и самостоятельное функционирование законодательной, исполнительной и судебной власти. Оно фактически существует и в тех странах, где теоретически не признается (Великобритания) или формально не закреплено конституционным путем.

Принцип разделения властей в государстве предполагает:

- демократический режим правления, не допускающий возможность концентрирования всех рычагов власти в одних руках;

- конституционное признание осуществления государственной власти путем ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

- конституционное установление соотношения между полномочиями всех ветвей государственной власти;

- законодательное закрепление за ветвями государственной власти строго определенных рамок их собственной компетенции;

- установленные процедуры передачи полномочий исполнительной власти (их ротация);

- практику невмешательства государственных органов различных ветвей власти в дела друг друга;

- систему "сдержек и противовесов", позволяющую осуществлять взаимный контроль ветвей государственной власти.

В современных государствах конституционными положениями в зависимости от форм государственности предусматриваются различные институты такой системы, основными из которых являются:

- институт главы государства как гаранта демократических основ государственной власти, призванного обеспечивать согласованное функционирование государственных органов;

- промульгация (подписание и обнародование) главой государства законов, принятых парламентом, которая включает право "вето";

- процедура преодоления "вето" главы государства парламентом (переголосование закона квалифицированным большинством депутатов);

- импичмент как парламентская процедура отрешения от должности высших лиц в государстве, включая президента;

- участие парламента в формировании правительства (и/или в утверждении кандидатуры премьер-министра);

- вотум недоверия, выражаемый парламентом правительству и ведущий к его отставке;

- участие президента и парламента в формировании высших судебных органов;

- институт конституционного (судебного) контроля над соответствием конституции всех иных нормативных правовых актов и восстановлением, в случае нарушения, установленного конституционного порядка;

- институт омбудсмана или его аналогов, назначаемого парламентом и осуществляющего независимый контроль над соблюдением прав человека в стране, в том числе и со стороны государственных органов.

 

 

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – выдающийся юрист и политическиймыслитель.

Задача, которую ставит перед собой Монтескье - поиск закономерного в законах.Общим понятием закона охватываются все законы – как неизменные законы,действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в миреразумных существ. К естественным законам, по которым человек жил в естественномсостоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, кдобыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желаниежить в обществе.

В естественном состоянии человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив истремится к равенству и миру с другими. Объединяясь в общество, люди утрачиваютпонимание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаютсявойны между отдельными лицами и между народами. «Появление этих двух видоввойны,– писал Монтескье,– побуждает установить законы между людьми». Вследствиеэтого возникают законы, определяющие отношения между народами (международноеправо); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми(политическое право); законы, которые определяют отношения все граждан между собой(гражданское право).

Образование государства также обусловлено потребностью в общих законах. Прирассмотрении вопроса о происхождении государства Монтескье опирается на принциписторизма, критикуя теорию общественного договора. Монтескье считает, чтогосударство возникает не одномоментно, а в результате длительного историческогопроцесса.

На возникновение и развитие государства оказывают влияние моральные(образованность народа, религия, национальный дух) и географические (размертерритории, климат, рельеф) факторы. Они определяют форму правления того или иногогосударства. Монтескье различает три формы правления: республика (бывает двух видов:демократия и аристократия), монархия и деспотия.

Каждой форме правления соответствуют свои природа и принцип правления.«Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, чтоделает его таким, каково оно есть; а принцип – это то, что заставляет его действовать.Первая есть его особенный строй, а второй – человеческие страсти, которые двигают им».Природой республики является правление всего народа (демократия), или его части(аристократия). Монархия – это правление одного человека, но посредством твердоустановленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вневсяких законов и правил. Принципом республиканского правления является добродетель,в монархии - честь, в деспотии - страх.

Монтескье – сторонник умеренного правления, под которым он понимаетконституционную монархию. Умеренное правление означает наличие политическойсвободы и основано на законах. Монтескье выделяет два вида законов о политическойсвободе:

1) устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственномуустройству. Она обеспечивается принципом разделения властей.

2) устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Заключается в обеспечении безопасности, прежде всего путем доброкачественностиуголовных законов и судопроизводства.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветвинеобходимо во избежание злоупотребления властью. «Если власть законодательная иисполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, таккак можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законыдля того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, еслисудебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной, если онасоединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во властипроизвола, ибо судья будет законодатель. Если судебная власть соединена сисполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, еслибы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян илипростых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, властьприводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судитьпреступления или тяжбы частных лиц».

Законы, согласно Монтескье, прежде всего, должны соответствовать характеру исвойствам народа, для которого они установлены. Лишь в редких случаях законы одногонарода могут оказаться пригодными также и для другого народа. Факторами,определяющими законы, являются форма правления, географические условия,образованность народа, религия, воля законодателя.

Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов,законодательной технике. Основополагающим принципом законодательства являетсяумеренность: «дух умеренности должен быть духом законодателя».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.