Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и роль Президента в законотворческом процессе




Институт президентства, достаточно новый институт в системе государственной власти Республики Беларусь, впервые закреплен в Конституции Республики Беларусь, принятой на тринадцатой сессии Верховного Совета Республики Беларусь двенадцатого созыва 15 марта 1994 года. В соответствии со ст. 95 Конституции Республики Беларусь 1994 года до внесения в нее изменений и дополнений Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. Новая редакция Конституции Республики Беларусь 1994 года, принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, изменила объем полномочий Президента в сторону увеличения и установила, что Президент является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 79).

К важнейшим полномочиям Главы государства Республики Беларусь в законотворческом процессе относится право законодательной инициативы. Данным правом Президент был наделен и по ранее действовавшей редакции Конституции Республики Беларусь 1994 года. За период с 1994 по 1996 г. Президент инициировал около 100 законопроектов (в 1994 г., 1995 г., 1996 г. – соответственно 15, 24, 56 законопроектов)[4]. На сегодняшний день данное право обрело дополнительные конституционные гарантии. Так, Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и в Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения его на рассмотрение (ч. 3 ст. 99 Конституции). Согласно ч. 4 ст. 99 Конституции, по требованию Президента либо с его согласия Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством. До внесения изменения и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года данные положения отсутствовали.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции Республики Беларусь законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению Правительства.

Основными прерогативами в законотворческом процессе являются утверждение закона Главой государства в определенные Конституцией сроки и его опубликование в официальном издании.

Президенты в ряде стран имеют также право запрашивать высшие
органы конституционного надзора о конституционности того или иного закона, принятого парламентом и направленного на подпись главе государства, либо уже вступившего в силу закона. В соответствии со ст. 116 Конституции Президент Республики Беларусь является одним из шести субъектов, которые вправе инициировать рассмотрение нормативных актов на предмет их соответствия Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь 1994 года, до внесения в нее изменений и дополнений единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь являлся Верховный Совет. Новая редакция Конституции закрепила законодательную власть не только за Национальным собранием Республики Беларусь, избирательным корпусом, но и за Президентом Республики Беларусь. Так, в случаях, предусмотренных ст. 101 новой редакции Конституции Республики Беларусь 1994 года, Президент вправе издавать декреты, имеющие силу закона.

Более того, в прежней редакции Конституции было закреплено, что в случае расхождения закона с Конституцией действует Конституция, а в случае расхождения иного нормативного акта с законом действует закон
(ст. 146). Ныне, согласно ч. 3 ст. 137 Конституции, в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.