Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И логическая структура умозаключений




Базовые определения

Далее, чтобы убедиться в достоверности тех или иных положений Учения в ходе аналитической медитации, необхо­димо знать базовые определения достоверного познания, три условия достоверности умозаключений и типы правильных логических оснований. Согласно общепринятому в буддийской логике определению, достоверным называется необманыва- ющееся познание объекта49. В буддийской традиции, в отличие от других философских традиций Индии, выделяются только два вида достоверного познания:

1. прямое достоверное познание;

2. косвенное достоверное познание.

Косвенное достоверное познание, или умозаключение - это познание скрытого объекта на основе признака, или логичес-

48 В точном смысле слова здесь досточтимый Геше Тинлей говорит именно об «объекте пустоты», то есть об объекте, пустота которого устанавливается, а не об «объектной основе пустоты». Объектная основа пустоты - это та основа, на которую накладывается наименование «пустота»: это не тот объект, пустота которого устанавливается, а отсутствие у этого объекта самобытия.

49 Критерии «необманывающегося познания» относительны и зависят от уровня философского воззрения.

кого основания, удовлетворяющего трем условиям. Собствен­но умозаключение классифицируется50 на два вида: умоза­ключение «для себя» и умозаключение «для других». Мы знакомимся сейчас с тремя условиями достоверности умо­заключений «для себя».

Умозаключение «для себя» имеет логическую структуру трехчленного силлогизма (джорва)51. Рассмотрим структуру правильного силлогизма на примере:

Звук непостоянен, поскольку он производен.

В нем есть три обязательных элемента:

1. Объект. Обозначим его как А - предмет, одно из скры­тых качеств которого мы желаем узнать; в данном примере объектом является звук.

2. Логическое следствие (доказываемый тезис). Обозна­чим его как В - скрытое качество объекта, которое надо до­казать или установить; в данном примере это непостоянство звука.

3. Логическое основание (довод, признак)52. Обозначим его как С - известный признак объекта, который служит дово­дом при познании скрытого качества; в данном примере ос­нованием служит признак производности звука.

На правильном основании С мы строим правильное умозаключение и познаем у объекта А некое скрытое каче­ство В.

Согласно определению Дхармакирти, достоверным счи­тается силлогизм, в котором есть три вида логической связи между основанием (признаком) С и другими элементами силлогизма. Эти три условия именуются тибетскими терми­нами чогчо, джечаб и догчаб.

50 Имеется общая для всех буддийских философских школ классификация на «собственно умозаключение» (умозаключение, прямо удостоверяющее объект) и «умозаключение по доверию». Соответственно различаются прямая и косвенная логика. В школе Прасангика выделяется еще один вид умозаклю­чений: «умозаключение с приведением примера». В зависимости от цели умо­заключения «собственно умозаключение» делится на два вида: «умозаключение для себя», предназначенное для самостоятельного познания, и «умозаключение для другого», предназначенное для того, чтобы привести другого человека к познанию объекта.

51 Здесь «умозаключение» и «силлогизм» являются синонимами.

52 В контексте данной книги основание, довод, признак - синонимы.

Структура силлогизма: «А есть (обладает) В, потому что имеет место С». Логическое основание53 (признак, довод) умозаключения играет большую роль: условия достоверности напрямую зависят от правильности логического основания С, то есть от соблюдения трех условий: чогчо, джечаб и догчаб.

Сначала нужно убедиться, что есть неразрывная и необ­ходимая связь между основанием С и объектом умозаключе­ния А, причем в полном объеме А. Это условие достовернос­ти называется чогчо. А затем надо убедиться, что имеется абсолютная связь между основанием С и логическим след­ствием В - прямое и обратное охватывание. Эти условия достоверности называются джечаб и догчаб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.