Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признак ненаблюдения




Третий вид признаков, используемых в качестве правиль­ного логического основания, называется «правильный признак невоспринимаемости» или проще - признак ненаблюдения. Он используется для умозаключений, относящихся к феноме­нам отрицания. Вот пример недостоверного силлогизма, построенного для познания феномена отрицания:

На этом столе нет духа, потому что я его не вижу. Вы не можете сделать такой вывод, потому что дух (су­щество прета) не является зримым объектом. Его наличие или отсутствие скрыто от вас. Если же я скажу, что на моем столе находится дух, вы также должны проявить скептицизм и сформулировать следующее достоверное умозаключение: «Человек[57], который не видит перед собой духа, не может сделать вывод, что перед ним духа нет, потому что он не на­блюдает признаков, доказывающих отсутствие духа».

Мы обычно делаем большое количество недостоверных выводов относительно скрытых объектов. Например, делаем вывод, что Учитель - не Будда, потому что он кажется нам обычным человеком. Но это недостоверное заключение. Мы не можем сделать вывод, что наш Учитель - не Будда, потому что для этого у нас нет оснований, точно так же как нет осно­ваний утверждать, что нет духа на столе. У вас нет логических оснований ни для того, чтобы доказать присутствие духа на столе, ни для того, чтобы опровергнуть его присутствие.

Существует много разновидностей признака ненаблюде­ния[58]: признак ненаблюдения причины, признак ненаблюде­ния природы, признак ненаблюдения результата и прочие.[59]Возьмем, к примеру, отсутствие рогов на моей голове. Как вы докажете, что у меня на голове нет рогов? Вы можете это сделать только с помощью отрицательного умозаключения.

Если я спрошу вас: «Почему у меня нет рогов на голове?», - что вы скажете? «Потому что я их не вижу», - ответите вы. На это я могу вам возразить: «Обязательно ли то, чего вы не видите, не существует?» Вы же сами привели такой довод: «я не вижу». Если бы это был правильный довод, то получа­лось бы, что если вы чего-то не видите, этого не существует. Но ведь вы не видите собственных глаз, тем не менее, они существуют. Поэтому доказательство отсутствия рогов на моей голове на основании того, что вы их не видите, - недо­стоверное умозаключение. Как же можно доказать отсутст­вие рогов?

Достоверное умозаключение таково: «На вашей голове нет рогов, потому что рога - видимый объект, и такой видимый объект на вашей голове я не наблюдаю». Рога на моей голо­ве, если бы имелись, - это был бы объект, видимый глазом. А вот мой мозг - объект, недоступный для вашего зрения. Потому что вы его не видите, вы не вправе заключить, что у меня нет мозга.

Если некий объект доступен для восприятия моим зри­тельным сознанием и при этом нет препятствий для зрения, но я его здесь не вижу, значит, его здесь нет. Таково отрица­тельное умозаключение. В противном случае вы запутаетесь и не сможете точно утверждать, существуют рога на моей голове или нет.

Вот другой пример умозаключения с использованием признака ненаблюдения.

В этой комнате нет слона, потому что слон -

видимый объект, а мы его не видим.

Вопрос из зала: Геше-ла, а как быть в том случае, когда это видимый объект, но я его не вижу, потому что есть пре­пятствия для органа зрения?

- Здесь в комнате нет препятствий. Если вы не видите зримый объект при условии, что отсутствуют какие-либо препятствия для зрительного восприятия, значит, этого объ­екта не существует здесь. Вы не говорите: «Может быть, он есть, а может быть, нет». Слон - огромный видимый объект. Раз уж вы его не видите здесь, то его нет. А если слон чем-то закрыт, это другой случай, просто другое условие.

По признаку ненаблюдения причины вы можете сделать вывод об отсутствии результата. Вот пример построения та­кого умозаключения: «N не является святым, потому что у него нет сострадания. А сострадание является причиной святости». Но очень тяжело доказать, что у него нет состра­дания. Если вы сможете это обосновать, тогда можете делать вывод, что он не святой.

Признак ненаблюдения используется в аналитической медитации, посвященной развитию преданности Учителю. Строя умозаключения с использованием в качестве логичес­кого основания признака ненаблюдения, вы сможете путем аналитической медитации развить преданность Гуру. То есть будете спонтанно видеть в нем Будду. С помощью умозаклю­чения на основании ненаблюдения вы сможете опровергнуть свое представление об Учителе как обычном человеке.

В настоящий момент глубоко внутри вас сидит убежде­ние, что ваш Учитель не Будда. Причина подобной убежден­ности кроется в том, что Учитель выглядит не как Будда, а как обычный человек. Вашему уму свойственно питать доверие к тому, что вы видите, и не верить в существование того, что не воспринимаете своими органами восприятия. Это неведе­ние. Оно имеет место потому, что у вас нет мудрости. Из-за отсутствия мудрости вы думаете, что Учитель таков, как он выглядит. Аналогичным образом раньше считалось, что Зем­ля плоская, пока это представление не было опровергнуто наукой.

Чтобы пояснить использование данного вида логическо­го основания, признака ненаблюдения, для познания пустоты, можно использовать вышеприведенный пример со слоном.

Чтобы проверить, что в доме, состоящем из пяти комнат, нет слона, вы должны обойти все комнаты. Если слона нет ни в одной из них, вы делаете вывод: «Дом имеет пять комнат. Ни в одной из них не обнаружен слон. А слон - чувственно воспринимаемый объект. Следовательно, в доме нет слона». Это будет достоверный вывод, в котором применен правиль­но довод ненаблюдения[60].

Вы не можете увидеть отрицание. Но феномены отрица­ния существуют. Хотя часто вы вслед за учеными думаете, что феномены (объекты познания) - только феномены утверждения: то, что можно пощупать, увидеть, воспринять органами чувств, а вот отсутствие рогов на голове - феномен отрицания - для вас не является объектом познания. Но в действительности отсутствие рогов - объект познания, который может быть познан логически, с помощью достоверных умо­заключений. Точно так же, как существует чашка, существует феномен отсутствия рогов на вашей голове. Следует уяснить, что вообще-то феномен - не то, что утверждается, а то, что познается. Феномен - объект познания[61].

Отсутствие рогов на вашей голове - феномен, который существует, если бы он не существовал, у вас были бы рога на голове. Каким образом вы можете познать феномен отсут­ствия рогов на вашей голове? Или отсутствие слона на столе? Посредством умозаключения: «Слон - видимый объект. По­скольку я не вижу на столе слона, то установлено отсутствие слона на столе». Аналогичным образом, рога - видимый объект. Поскольку мы не видим рогов на вашей голове, то, следовательно, имеет место отсутствие рогов на вашей голове.

Если, например, на моем столе мы не видим слона, то не можем сказать, что он есть на столе, ибо слон - видимый объект, и если вы его не видите на моем столе, значит, его здесь нет. Отсутствие слона на моем столе - это феномен. Если я скажу, что на моем столе находится дух, вы, скорее всего, проявите скептицизм, поскольку не можете сделать вывод о том, прав я или нет, потому что дух - нечто такое, что вы не способны видеть. Однако делать вывод, что у меня на столе нет духа, только на том основании, что его никто не видит, неверно, это будет недостоверное умозаключение. Ибо дух - невидимый для людей объект, и довод, что его никто не видит, не является правильным логическим основанием для вывода, что духа нет на столе.

Точно так же, как невозможно видеть духа, нельзя увидеть духовного наставника как Будду. Вы должны проявить скепсис, если я скажу, что я Будда. Вы должны подумать: «Может быть, он Будда, а может быть, не Будда». Ибо вы не вправе на ос­новании моего заявления, что я - Будда, сделать вывод о том, что я - Будда. Если бы вы сделали такой вывод, он был бы недостоверным умозаключением. И точно так же вы не може­те сделать вывод, что я - не Будда, только на том основании, что я выгляжу в ваших глазах не как Будда, а как обычный человек. Если бы вы сделали такой вывод, это тоже было бы недостоверное умозаключение. Ибо вы не способны увидеть Будду, и поэтому, даже если бы я был Буддой, вы не смогли бы увидеть меня как Будду.

Точно так же как в примере с духом вы не вправе были делать вывод об его отсутствии на столе, основываясь толь­ко на том, что вы его не видите на столе, вы не вправе делать вывод, что духовный наставник - не Будда, опираясь на до­вод, что вы не видите его как Будду. Ведь духовный наставник в форме Будды недоступен вашему чувственному воспри­ятию. Поэтому в своей аналитической медитации на развитие преданности Гуру используйте правильный довод - довод ненаблюдения. И не делайте выводов на основании видимос­ти, не утверждайте, что Гуру не является Буддой, потому что он не выглядит как Будда. Это было бы с точки зрения логики равнозначно недостоверному выводу: «Передо мной нет ду­ха, поскольку я его не вижу».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.