Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неассоциируемые составные факторы




В традиционной классификации буддийской термино­логии, произведенной Лоцавой Каба Пальцегом, названы 14 разновидностей неассоциируемых композитных фак­торов:

1. достижение (приобретение) (thob-pa; aprapta);

2. неразличающая медитативная абсорбция ('du shes med-pa'i 'gog-pa la snyoms par 'jug pa; asamjca samapatti);

3. абсорбция прекращения ('gog-pa'i snyoms-par 'jug-pa; nirodha samapatti);

4. отсутствие различения ('du shes med-pa; sambhaga);

5. жизненная сила (srog-gi dbang-po; prana);

6. типовое сходство (rigs mthun-pa);

7. рождение (skye-ba; jati);

8. старение (rga-ba; jara);

9. пребывание (gnas-pa; s^hita);

10. непостоянство (mi rtags-pa-jig-pa; anitya);

11. группа имен (min gi tshogs; nama);

12. группа слов (tshig gi tshogs; pada);

13. группа букв (yi ge'i tshogs; vyacjana);

14. состояние обычного существа (so so'i skye-bo nyid; p§thagjana). [См.: Лоцава Каба Пальцег 1992, с. 12].

Цепак Ригзин в перечне 14 неассоциируемых композит­ных факторов не называет «состояние обычного существа», но приводит «недостижение» (ma-thob-pa; prapta) [Цепак Ригзин, с. 147].

Непосредственное достоверное познание (mngon sum tshad-ma; pratyaksampramana)

Что касается собственно системы Дхармакирти, то, по­скольку она основана на воззрениях саутрантиков и йогача- ров, в ней выделяются четыре вида прямого достоверного познания (mngon sun bzhi):

(1) прямое восприятие органов чувств; (2) ментальное прямое познание; (3) прямое восприятие самосознания; (4) йогическое прямое восприятие.

Нирвана (Myang 'das = thar-pa = zhi-ba; nirvana = moksa = uanta)

Термины, выражающие понятие «нирвана», или «осво­бождение». Как отрицательный феномен «нирвана» суть пресечение ('gog-pa; nirodha). Пресечение - предмет третьей благородной истины. Есть два вида пресечения: 1) пресечение омрачений; 2) необратимое пресечение. Именно второй вид пресечения и является нирваной. В результате пресечения достигается покой (zhi-ba; uanta), поэтому «покой» часто ис­пользуется как синоним «нирваны». В тибетском буддизме понятие нирваны как отрицательного феномена выражается, как правило, термином «туа ngan las 'das-ba» - «уход за пределы печали».

Пустота (stong-pa nyid; uunyata)

Понятие об отсутствии независимого, истинного, самосу­щего бытия феноменов; смысл абсолютной истины - истины о конечном способе существования всех вещей. Есть четыре уровня понимания смысла пустоты - в соответствии с воззре­ниями четырех философских школ буддизма (Вайбхашика, Саутрантика, Читтаматра, Мадхьямика). Различают также два подхода к интерпретации пустоты в тибетском буддизме: 1) «пустота» в смысле «пустота от другого» (gzhan stong) - воз­зрение школы Джонангпа; 2) «пустота» в смысле «самопус­тота» (rang stong; sva uunyata). Самопустота, или рангтонг, - это самый глубокий и адекватный смысл пустоты, он установлен в философии Прасангики Мадхьямики, которая утверждает, что личность и феномены естественным образом пусты от самобытия, (rang bzhin stong-pa nyid; praktiuunyata). Самобытие (rang bzhin-gyis grub-pa) Это понятие, выражающее «философское представление о существовании феноменов независимо от другого, со своей стороны и «вне зависимости от простого обозначения мыс­лью» [Ум и Пустота, с. 131].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.