Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркс о будущем человечества




Марксова формационная концепция истории и по сей день служит основой преподавания истории (в школе и не только). Маркс, как известно, выделяет пять формаций (в зависимости от господствующего в обществе способа производства): первобытно – общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую (в других сочинениях он называет ее «социалистической»[1]). На протяжении всей предшествующей истории, от формации к формации, отчуждение и несвобода человека усиливались. За этим, согласно Марксу, должен последовать прорыв и возвращение человеческого духа к себе, обретение им своей истины.

Маркс, конечно, не настолько наивен, чтобы полагать, что если у человека отобрать собственность или если ее равномерно поделить, человек станет лучше.

Маркс пишет, что после пролетарской революции восторжествует человеческая зависть[2], люди будут игнорировать и уничтожать все, что нельзя поделить, все, чем нельзя владеть как вещью (талант, например).

Но Маркс полагает, что объективная логика истории приведет к тому, что человек в достаточно конкретные сроки преодолеет свой инстинкт собственничества, отгораживающий его от всего мира и присвоит, уже в ином смысле себе этот мир вновь, научится «быть», а не «иметь». Объективная логика истории приведет к тому, что отчуждение человека от продуктов собственного труда и отчуждение человека от своей собственной сущности будет преодолено.

Поэтому желание иметь и весь процесс отчуждения не предстают у него в качестве некоего абсолютного зла (Маркс не моралист). Это «зло», по его мнению, есть то, через что должно пройти человечество в процессе своего развития. Мы можем назвать эту убежденность Маркса в неотвратимости логики истории (веру в ее счастливый исход) «оптимизмом», можем (со всем правом на то) назвать ее гегельянством. Действительно, вполне в духе Гегеля, предполагать, что если противоречие имеется, то оно может быть снято, если противоречие обостряется, то момент «снятия» этого противоречия близок.

[1] В «Экономико-философских рукописях» последняя формация названа «социализмом», в «Манифесте коммунистической партии» - «коммунизмом».

[2] «Этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющейся этим отрицанием. Всеобщая и конституирующаяся как власть зависть представляет собой ту скрытую форму, которую принимает стяжательство и в которой оно себя лишь иным способом удовлетворяет. Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере

по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления о некоем минимуме». Там же.

_________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.