Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектический материализм. Маркс ученик Гегеля, и в то же время его критик




Маркс ученик Гегеля, и в то же время его критик. Он критикует Гегеля за абстрактность мышления. Согласно Марксу, реально не идея, не абсолютный дух, а материальное (конкретные индивиды, находящиеся в конкретных социально-экономических условиях).

Маркс применяет диалектику (как он ее воспринял от Гегеля и как он ее по своему переосмыслил) к анализу исторического развития общества. Человеческая история (как уже говорилось) понимается Марксом как определенная экономическими факторами (она представляет собой сменяющие друг друга общественно-экономические формации). Каждая формация предполагает класс тех, кто владеет средствами производства и класс эксплуатируемый. Каждая формация предполагает свое основное социальное противоречие, его нарастание и разрешение («снятие»).

Идея применить принципы диалектики к природе принадлежит Ф. Энгельсу (он приходит к этой идее под влиянием позитивистского эволюционизма Спенсера и Дарвина[1]). Энгельс убежден, что принципам диалектики подчиняется все в живой и неживой природе, что ею должны руководствоваться конкретные естественные науки, что это принципы, согласно которым природа эволюционирует.

Энгельс формулирует знаменитые три закона диалектики (авторство которых, как правило, приписывают Гегелю):

1) закон перехода количества в качество;

2)закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицания отрицания.

Действительно, в этих законах можно найти следы гегелевской схемы развития абсолютного духа из «Науки логики». Но у Энгельса отдельные моменты диалектической логики Гегеля догматизируются, обретая форму естественнонаучных законов, описывающих три важнейших свойства материи, а не отдельные стадии формирования понятия.

Когда мы мыслим (а, согласно Гегелю, мысля, мы повторяем движение абсолютного духа) у нас качество в количество не переходит, противоположности в нашем сознании не борются и не пребывают в единстве.

Чтобы сформулировать эти три закона, нужно иметь в виду развитие вещей, а не идей. Примеры, которые приводит Энгельс (и которые перекочевывают затем в советские учебники диалектического материализма): изменение агрегатного состояния воды при повышении ее температуры (закон перехода количества в качество), возникновение нового вида животных в процессе естественного отбора (он же). Движение Земли вокруг Солнца, как результат единства и борьбы гравитационных и центробежных сил, или же жизнь, как единство и противоположность рождения и смерти. Отрицание феодализма капитализмом и отрицание капитализма социализмом, а так же отрицание личинки бабочкой, которая затем откладывает большее число личинок (закон отрицания отрицания).

[1] К сожалению, письменное изложение не может в точности следовать хронологии. Об эволюционизме см. ниже в теме «Позитивизм». /Хотя Спенсер, Дарвин и Маркс с Энгельсом были, практически, современниками./

_____________________________________________________________________________

 

Основные работы:

«Экономическо-философские рукописи 1844»

«Тезисы о Фейербахе» (1845)

«Манифест коммунистической партии» (1848)

«Капитал» (1 том – 1867)

 

Лекция четвертая.

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.