Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планомерное восприятие, специально организованное для раз­решения какого-либо вопроса, называется наблюдением. 1 страница




Внамерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступа­ют как сознательный акт поведения. Сознательным обоснова­нием намерения является мотив.

В сложном механизме регуляции поведения его сознательные компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознатель­ными, установочно стереотипными компонентами.

Страсть — очень стойкое аффективное стремление к опреде­ленному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направ­ленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от ценности того, к чему стремится человек. Многие отрица­тельные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой пре­ступного поведения.

Положительные страсти мобилизуют силы человека на дос­тижение социально значимых целей (например, страсть к ис­кусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). «Полное отсутствие страстей, если такое могло быть достигну­то, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, стра­сти — это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа — бла­городством».

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объек­тов — влечение. Оно может быть естественным и сформирован­ным в социальных условиях.

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере ре­гулируются сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. «Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользует­ся им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, прико­вывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход».

1 Гельвеций К. А. Указ. соч. С. 138.

2Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Л., 1974. С. 137.

§ 3. Направленность личности

Влечения человека в отличие от инстинктов животных соци­ально обусловлены. Чем более глубоко социализирован чело­век, тем более дисциплинированны его влечения. Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинк­тивных побуждений. (Так, в структуре преступности значитель­ное место занимают необузданные сексуальные влечения, удов­летворяемые преступным, насильственным способом.)

Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания — способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Этот выбор осуществляется иерархичес­ки организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и подсозна­тельной.

Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как «бессоз­нательные мотивы»). Установка— состояние готовности к опре­деленному способу поведения в определенных ситуациях. Установ­ка — константная основа поведения человека, нейродинамичес-ки закодированная устойчивая модель поведения.

Различаются два вида установки — общая и дифференцирован­ная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная — по отношению к отдельным объектам.

Установка лежит в основе целостности и последовательнос­ти поведения человека, объединяет его сознательную и подсоз­нательную сферы, определяет «норму его реакции».

Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, ста­билизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контроли­ровать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях.

В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения; не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различают смысловые, целевые и операционные установки.

Смысловые установки определяют личностный смысл конк­ретных объектов, явлений, готовность действовать по отноше­нию к значимому объекту определенным образом.

Возникнув в рамках одной деятельности, установки перехо­дят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодей­ствие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направлен­ность действий; они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригид­ности, негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологичес­кую преднастройку индивида на совершение действия опреде­ленными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

§ 4. Способности

Итак, побудительный и целеобразующий механизм челове­ческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвя­занных личностных факторов — направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, же­лания, стремления, страсти, влечения и подсознательные уста­новки.

Сознательным же компонентом волевого, целенаправленно­го поведения являются мотивы поведенческих актов, интегри­рующие в себе ценностную направленность личности.

Направленность личности в значительной мере определяет ее способности и характер.

 

12. МОТИВАЦИЯ И МОТИВЫ.

 

Термин «мотив» в переводе с латинского означает побужде­ние, однако не всякое побуждение является мотивом; поведе­ние может побуждаться чувствами, установками. Одни побуж­дения осознаются, другие не осознаются. Мотив — осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индиви­дом как личностная необходимость, личностный смысл поступка.

Если понятие мотивации включает в себя все виды побужде­ний человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив — понятийно оформленное, рассу­дочное побуждение к действию. (Мотивы следует отличать от мотивировки — оправдательных высказываний по поводу совер­шенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.)

Деятельность человека может побуждаться несколькими мо­тивами — иерархией мотивов.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и усло­виям личностное значение — смысл.

Мотивы могут вступать в противоречие с объективными воз­можностями их реализации, с социальной регламентированно­стью поведения. В таких случаях у социализированной личноети происходит или подавление мотива, или его изменение — изыскание новых, социально допустимых целей деятельности.

 

13. СПОСОБНОСТИ. ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ. СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ.

 

Врожденные типологические свойства личности, особенности темперамента, проявляются во всяком виде деятельности.

Однако для конкретной деятельности существенное значение имеют свойства личности, сформированные в процессе ее жизнедеятельности.

Способность — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют возможности человека в конкретном виде деятельности.

Способности являются функциональной интеграцией таких свойств личности, которые более всего необходимы для совершения данного вида деятельности. Способности — это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим и психическим возможностям человека.

Различаются общие способности, присущие в той или иной мере всем людям, то есть такие свойства людей, которые необходимы для всех видов деятельности: в труде, в познании, общении и т.д.

Общие способности подразделяются на сложные — способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д., и элементарные — способность к психическому отражению действительности, необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д.

Без соответствующего уровня развития этих элементарных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности.

Преимущественное развитие отдельных элементарных и сложных способностей создает предпосылку для развития индивидуальных специальных способностей. Они определяются особенностями психомоторной и сенсорной организации личности, индивидуальными особенностями памяти, мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы.

Охарактеризуем основные индивидуальные особенности личности, связанные со специальными способностями.

Психомоторная организация личности — особенности психической регуляции движений; они проявляются в траектории, скорости, темпе и силе движений, в их свободе или напряженности. Резкость движений человека затрудняет овладение им теми профессиями, которые требуют точности движений, а недостаточная координация движений затрудняет деятельность в области гимнастики, хореографии и т.д.

Сенсорная организация личности — свойственный человеку уровень развития чувствительности различных анализаторов и объединения их в сенсорную систему.

Чувствительность анализаторов значительно изменяется в зависимости от содержания деятельности (сенсибилизация). Так, опытные шлифовальщики способны увидеть просветы величиной 0,05 мм, тогда как все другие люди видят просветы величиной лишь в 0,1 мм. Сталевары с большим опытом работы устанавливают по едва заметным световым оттенкам расплавленной стали ее температуру и наличие в ней определенных примесей. Художники способны видеть разницу в величине двух предметов даже в тех случаях, когда они различаются на одну сотую часть.

Перцептивная организация личности — индивидуальные особенности восприятия (аналитический или синтетический тип).

Люди с аналитическим типом восприятия склонны выделять прежде всего детали, частности, подробности. У них иногда несколько затруднено понимание явления в целом.

Люди с синтетическим типом восприятия склонны к обобщенному отражению предметов и явлений без четкого вычленения деталей и отдельных элементов.

Можно выделить также эмоциональный тип восприятия, который характеризуется концентрацией внимания не столько на объекте восприятия, сколько на переживаниях, вызванных этим объектом.

Существенно также такое качество личности, как наблюдательность, особенно для профессии юриста.

Мнемическая организация личности — преимущественное развитие отдельных видов и качеств памяти. Например, у философов, математиков и т.п. более развита логическая память, у артистов — эмоциональная и образная, у композиторов — слуховая.

Интеллектуальная организация личности — индивидуальные особенности мышления:

1) последовательность и доказательность мышления;

2) способность к обобщению фактического материала;

3) способность соотносить условия задачи с имеющимися данными, определять недостающие звенья и последовательность задач при решении той или иной проблемы;

4) установление существенных связей между явлениями и четкое отчленение их от несущественных случайных связей;

5) способность отказаться от сложившихся шаблонов мышления, проявлять гибкость ума, находить новую точку зрения на те или иные обстоятельства.

Эмоциональная сфера личности — эмоциональная реактивность, возбудимость, степень влияния эмоций на другие психические процессы — эмоциональная устойчивость, стенический или астенический характер эмоций.

У каждого человека есть своя сфера наиболее приятных для него переживаний1. Это и определяет тип эмоциональной направленности личности. В эмоциональной сфере человека могут преобладать стремления к удовольствию, к познавательным эмоциям, к эстетическому наслаждению, к эмоциям, связанным с практической деятельностью или выполнением нравственного долга, а также такие типичные состояния, как жизнерадостность, тревожность, агрессивность и т.п.

Волевая сфера личности характеризуется такими свойствами, как сила воли — способность к необходимым волевым усилиям, напряжениям, стойкость воли, способность к многократным волевым актам, самостоятельность или внушаемость, а также решительность — способность быстро оценивать обстановку и принимать конкретные решения.

Волевые качества личности, являясь чертами характера, имеют прямое отношение к способностям личности.

Развитие отдельных общих способностей создает возможность для формирования специальных способностей. Но каждый человек имеет присущие только ему способности в отдельных видах деятельности и в то же время определенную неспособность к другим видам деятельности, то есть такие свойства, которые являются неблагоприятными для отдельных видов деятельности.

Таким образом, не существует хороших или плохих способностей,

а существует способность или неспособность к той или иной деятельности. Нельзя считать, что каждый человек в одинаковой мере способен ко всем видам деятельности.


Однако у человека могут и должны быть развиты разнообразные способности.

Способности связаны с историческим развитием общества. Способности людей развиваются в процессе удовлетворения ими постоянно усложняющихся потребностей. Возникновение новых областей деятельности приводит к развитию новых способностей. Непрерывный процесс специализации труда лежит в основе постоянного расширения человеческих способностей.

Совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность человека в широких областях деятельности, называется одаренностью.

Высокая способность к конкретному виду деятельности, в которой человек достигает больших творческих результатов, называется талантом. Уникальные способности, позволяющие достигать выдающихся результатов, которые являются достижениями эпохи, называются гениальностью (схема 9).

Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую пока еще никто не видит.

Взаимосвязь биологического и социального в структуре способностей. От рождения человек не имеет никаких способностей. Однако у человека имеются определенные природные предпосылки для последующего их развития в определенных социальных условиях в качестве способностей. Врожденными являются задатки человека — анатомо-физиологические особенности индивида и прежде всего врожденные особенности его нервной системы. Так, соответствующие свойства зрительного анализатора и художественный тип высшей нервной деятельности являются врожденной предпосылкой, условием формирования изобразительных

способностей. Однако ни исключительный слух, ни исключительное зрение без соответствующего обучения и воспитания не приводят к формированию способностей. Врожденные задатки многозначны, на их основе в зависимости от условий жизнедеятельности человека могут быть выработаны различные способности.

Рассмотренные в предыдущем параграфе четыре типа высшей нервной деятельности, имеющиеся как у человека, так и у животных и определяющие динамику психических процессов, являются одной из существенных природных предпосылок формирования тех или иных способностей. Однако, как было указано в первом разделе, существуют и сугубо человеческие типы высшей нервной деятельности, определяемые соотношением в деятельности первой и второй сигнальной систем. У отдельных людей относительно преобладает первая сигнальная система — художественный тип, у других — вторая сигнальная система — мыслительный тип, у третьих сигнальные системы уравновешены — средний тип.

Предрасположенность художественного типа к образным представлениям, к творческому воображению, к воплощению мысли в художественных образах, а мыслительного типа — к обобщенному, абстрактному мышлению в известной мере оказывает влияние на результативность деятельности человека в соответствующих сферах творческого труда.

Развитие способностей связано с усвоением и творческим применением знаний, навыков и умений. Особенно важна обобщенность знаний и умений — способность человека использовать их в различных ситуациях. Однако способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам. Способность — это устойчивые функциональные возможности личности. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями и умениями.

Способность к той или иной деятельности может вызвать направленность личности к тем или иным видам деятельности, то есть формирование его склонностей. В то же время склонность к той или иной деятельности свидетельствует о наличии необходимых свойств личности, требующихся в данной деятельности.

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, как созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется теми требованиями, которые выдвигаются перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности, проявлением максимальных усилий в ней. Трудолюбие, настойчивость и работоспособность — важнейшие, приобретенные при жизни предпосылки формирования способностей.

Всякая профессия требует от человека определенных психических свойств. Однако это не означает, что люди, достигающие одинаковых успехов в той или иной профессии, обладают одинаковыми способностями. Люди могут в ряде случаев компенсировать недостаток одних свойств развитием других своих качеств. Но существуют и такие

профессии, в которых основное значение имеют определенные ведущие, стержневые свойства, не подлежащие компенсации. Монтажник-высотник не должен страдать высотобоязнью, музыкант должен иметь музыкальный слух, дегустатор — развитый вкус и обоняние.

При оценке профессиональных способностей следует учитывать психологическую структуру данной профессии, ее профессиограмму. При определении соответствия человека данной профессии необходимо не только разностороннее изучение данной личности научными методами, но и знание компенсаторных возможностей личности.

При определении профессиональной пригодности человека к деятельности юриста существенное значение имеют многие его свойства; отметим среди них следующие:

1) высокая переключаемость с одного вида деятельности на другой;

2) устойчивость к длительным однообразным воздействиям и к эмоциональным перенапряжениям;

3) способность устанавливать психологические контакты в общении;

4) личная организованность и способность к организации деятельности других людей.

К профессии юриста, особенно следователя, относятся также все требования, предъявляемые к творческому умственному труду — способность применять нестандартные методы решения проблем, видеть в них основные взаимосвязи, обнаруживать возможности реконструкции элементов для нового их функционирования, видеть проблему там, где все кажется ясным и решенным

 

14. ОЩУЩЕНИЕ. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОЩУЩЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОЩУЩЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОЩУЩЕНИЙ

 

Ощущение — психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы "воротами" нашего познания,

Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду совершенно однородный цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.

Ощущения — это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды.

Ощущения и возникшие на их основе восприятия и представления есть и у животных, и у человека. Однако ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т.е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове ("красный", "холодный"), мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями, обобщенным опытом индивида.

В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.), их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

Ощущение — превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания. Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов.

Отдельные свойства предметов и явлений, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздействия — раздражением.

Нервный процесс, возникший в результате раздражения, называется возбуждением.

Органы чувств, получая воздействие от раздражителей, превращают энергию внешнего раздражения в нервный импульс.

Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий.

Основной частью любого органа чувств являются окончания чувствующего нерва. Они называются рецепторами (от лат. "recipere" — принимать).

От рецептора возникший в нем нервный импульс по центростремительным (афферентным; от лат. "afferentis" — приносящий) нервным путям попадает в соответствующие участки мозга.

Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга, И. П. Павлов назвал анализаторами (рис. 9). Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки коры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зрительного ощущения.

Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в коре головного мозга нервный импульс по центробежным (эфферентным (от лат. "efferentis" — выносящий) нервным путям, поступая на двигательные или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу.


Рис. 9. Строение анализаторов
1-7 - рецепторы: зрительный, слуховой, кожный, обонятельный, вкусовой, двигательного аппарата, внутренних органов; А - центростремительные (афферентные) нервные пути; I — область спинного и продолговатого мозга; II - область промежуточного мозга (так называемые зрительные бугры - таламус), где нервные импульсы переходят на нейрон, идущий к коре мозга; III - кора мозга.

Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп.

Таким образом, процесс ощущений — это не одноактное пассивное отражение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятельность анализаторов, имеющая определенную структуру. Деятельность различных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех анализаторов называется сенсорной сферой психики человека.

Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. (Известны случаи, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств — глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный канал, связывающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал.)

Классификация ощущений

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — пролриорецептивные ощущения (от лат. "proprio" — собственный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения

Общие психофизиологические закономерности ощущений

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.

Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва

заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи (табл.1).

Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) — вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.


Анализатор Абсолютные пороги Дифференциальный порог Зона повышенной чувствительности
нижний верхний
Зрительный ахроматический 4 × 10-9 лк зависит от исходной адаптации 1 % от исходной интенсивности яркостный контраст 1:2
Зрительный хроматический - - - 500 - 600 нм
Слуховой 0,0002 дина/см2 20 гц 130 дб 20 000 Гц 10% от исходной интенсивности К высоте звуков - 80 - 600 гц к силе звука - 2000 - 3000 гц
Тактильный 2 мг/мм2 300 г/мм2 7% от исходной интенсивности Кончики пальцев, языка, губы
Вкусовой 10 мг/л - 20% от исходной концентрации Кончик языка - к сладкому, задняя часть - к горькому, средняя - к кислому, края - к соленому
Обонятельный 0,001 мг/л - 16% от исходной концентрации
Кинестезический Движение руки на 0.5° - 3% от исходной величины -
Температурный + 2° С от физиолог. 0 Холод - 0° С Тепло - +51° С 5% от исходной величины Кожа лица, ладоней, предплечья
Вестибулярный Вращательное движение - 1°/сек2 Прямолинейное движение - 0,1 м/сек2 8g при горизонт. движении 2g при движении вниз - -


Таблица 1. Чувствительность анализаторов

Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения — это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо

прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т.е. 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.

Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука — 1/10; вкусовых воздействий — 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера).

Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.