КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет философии 2 страницаСуществует религиозная мифология (догматы о Святой Троице, о сотворении мира и т.д.), а искусство с его условностью, вообще невозможно без мифов. Любое историческое событие, биография каждой личности всегда есть миф. Вещи вокруг нас, наш облик – все мифично. Например, один по своему виду напоминает сову, другой – хомячка, третий – собаку и т.д. Степь, залитая солнцем, и она же – освещенная луной, рождают в душе совершенно разные образы, эмоции, ассоциации. Философия отличается от мифологии, как и от религии, логичностью и рациональностью, хотя это не мешает возникновению мифов на почве самой философии (например, каждое направление – идеализм, материализм, дуализм – страдает и односторонностью и мифичностью). Мы убеждаемся, что все эти формы мировоззрения гармонично дополняют друг друга и способствуют созданию наиболее полной картины мира и человека в нем. В полной мере все эти формы мировоззрения присутствуют в каждом из нас. Методологическая функция философии тесно связана с мировоззренческой функцией, и в определенном смысле совпадает с ней. Уже само философское мировоззрение может служить методом исследования. Например, такие исторические типы мировоззрения как материалистическая диалектика, или неотомизм – есть одновременно разные методологии. Философия появилась, как мета-наука, «наука наук», и занялась поиском метода достижения истинного знания. В IV веке до н.э. Аристотель разработал дедуктивный метод в логике, который многие века стимулировал и продолжает обеспечивать рост научного знания. В XVII веке родоначальник английского материализма Фрэнсис Бэкон предложил индуктивную логическую модель, тесно связанную с экспериментальной научной деятельностью. Тогда появилась противоположность научных методов эмпиризма и рационализма в философии и частных науках. В это же время появился метод интеллектуальной интуиции в рамках рационализма Рене Декарта. Основная слабость методологии Нового времени – ее механистический, метафизический характер. Что значит «механистический»? Это перенесение законов механики на более сложные формы движения материи, такие как социальная или биологическая. Например, сравнение человека и животных со сложными машинами (Декарт), деятельности государства – с функциями организма (Гоббс). В качестве методологии философия имеет дело не с вещами и явлениями, а со знанием о них. Она связана с разработкой учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Философия предлагает естественным и гуманитарным дисциплинам в пределах определенного мировоззрения наиболее общие принципы и методы как инструменты познания. В частности к таким методам относятся метафизический метод, авторами которого являются философы Нового времени и диалектический метод Гегеля. Рефлексивная функция философии представляет собой самоанализ и самокритику. Она направлена против самодовольства и догматизма в философии, не позволяет авторам считать свои выводы единственно верными, не позволяет оценивать то или иное общественное бытие как единственно возможное и наилучшее. Интеллектуальным завоеванием философии является свободный и творческий поиск вариантов ценностного и социального порядка в мире. Этот путь был трудным. Существовали целые эпохи, занимающие сотни и даже тысячи лет, в течение которых в определенных регионах господствовала какая-нибудь единственно верная парадигма, без вариантов, например, религиозная в средневековой Европе, или, наоборот, материалистическая, марксистская в ХХ веке в СССР. Наиболее приемлемой для развития личности является плюралистическая картина мира, предоставляющая возможность самостоятельного изучения и выбора. Аксиологическая (ценностная) функция философии. В отличие от науки, философия ставит задачу формирования духовных ценностей, то есть того, что «должно быть», а не только изучения того, «что есть». Она выступает как творец и хранитель идеалов культуры (например, таких как свобода и ответственность). Как говорил Ницше, ниспровергатель старых патриархальных ценностей, не вокруг нового шума, а вокруг новых ценностей вращается мир, и он вращается неслышно. Он имел в виду такие ценности, как человеческая жизнь, религия, идеи равенства, социализма и прогресса, милосердия, почтительного отношения к родителям. Положительное или отрицательное отношение к перечисленным ценностям формируется именно в котле философского поиска. Думается, в связи с этим, на философии лежит огромная ответственность за пропаганду определенных ценностей и определенного образа жизни. В этом случае любой, даже самый незаметный оратор от философии возлагает на себя такую же ответственность, как и всемирно известные учителя человечества. Таким образом, аксиологическая функция философии связана с воспитательной и образовательной функцией. Коммуникативная функция философии. Это не просто функция общения людей. Философствование – это безграничная коммуникация (общение) между абсолютно свободными и равными людьми и народами. Цель философствования – стать подлинным человеком через понимание бытия, обрести смысл жизни, который выше всех целей в мире, и никогда не превращать другого человека в средство для достижения своих целей. Основой, на которой может произойти объединение всех людей должен быть опыт. Появление философии (и мировых религий) одновременно в трех регионах в осевое время, по мнению Ясперса, есть троякая историческая модификация, которая призывает нас к безграничной коммуникации. Требование этой коммуникации, основанное на историческом факте, на наличии трех истоков осевого времени, – лучшее средство против ошибочного представления об исключительности истины какого-либо одного вероучения. Притязание на исключительность, это выражение фанатизма, высокомерия, самообмана, основанного на воле к власти.[11] Философское знание интегративно, в нем слиты воедино две парадигмы: научная, ставящая целью познание объективной истины и открытая для критики полученных результатов; и ценностная, заинтересованная в поиске критериев человеческого счастья. Структура философского знания традиционно включает обязательные элементы: онтологию (учение о бытии), гносеологию (теорию познания), социальную философию (учение об обществе), философскую антропологию (учение о человеке), логику (учение о законах и формах непротиворечивого мышления), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном и безобразном в искусстве и в действительности). В процессе исторического развития философии появились такие её разделы, как философия жизни, философия языка, философия природы, философия хозяйства, философия права, философия истории, философия образования и воспитания, философия религии, философия откровения, оккультная философия, философия науки и техники, философия культуры. В настоящее время каждый из этих разделов философии является самостоятельной философской дисциплиной. В составе философии остались два обязательных для ее сущности раздела: онтология и гносеология. Слово онтология образовано из греческих слов: «ontos» – бытие и «logos» – слово, переводится как учение о бытии. Впервые учение о бытии появилось в ранней греческой философии в конце VI – начале V века до н.э. в трудах элеатов Ксенофана, Парменида и Зенона. Платон и Аристотель отводили онтологии центральное место. Фридрих Энгельс (1820-1895) в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) сформулировал основной вопрос философии, как вопрос об отношении мышления к бытию[12], и выделил в нем две стороны: 1) онтологическую: что первично – мышление или бытие (при этом бытие понимается как материя)? 2) гносеологическую: может ли человек и человечество познать мир? Достаточны наши органы чувств и наш разум для объективного познания мира? Из решения онтологической стороны основного вопроса философии сложилась противоположность двух монистических взглядов на мир – материализма (линии Демокрита) и идеализма (линии Платона). Кроме монистического философское мировоззрение может быть, дуалистическим и плюралистическим. Французский философ Нового времени Декарт (1596-1650) был дуалистом, считая и материю, и сознание независимыми друг от друга равноправными первичными субстанциями. Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) являлся создателем идеалистического плюрализма. В основе мира, согласно мысли Лейбница, лежит бесконечное множество живых, индивидуально неповторимых, невидимых глазу монад. Русско-американский философ Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) создал направление интегрализм, которое относится преимущественно к учению об обществе. Материализм – это такое направление в философии, представители которого считают материю первичной субстанцией, а сознание вторичным, производным от материи свойством. Понятие «материя» было выработано в греческой классической философии Платоном и Аристотелем и означало неоформленное небытие, или чистую потенцию. Слово «материя» (materia) – латинский перевод древнегреческого термина hylē, который первоначально обозначал дерево, строительные леса, материал вообще. Материалисты разных стран и эпох: Демокрит, Фрэнсис Бэкон, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Николай Гаврилович Чернышевский, Георгий Валентинович Плеханов. Материализм в истории существовал в разных формах. Стихийный, наивный, созерцательный материализм древних греков и римлян: Фалеса, Демокрита, Гераклита, Эпикура, Лукреция Кара. Наука того времени находилась в зачаточном состоянии, опереться на конкретное научное знание было невозможно. Это, однако, не мешало появлению гениальных открытий, прозрений и обобщений. Метафизический, механистический материализм философов Нового времени (XVII века): Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Пьера Гассенди, Поля Анри Гольбаха, Дени Дидро, Жюльена Офре де Ламетри. Термин «метафизический» означает решение проблемы метода познания в философии. Метафизический метод противостоит диалектическому методу в решении вопроса об источнике движения материи. Метафизики ищут причину движения вне материи и вынуждены считать такой причиной мощный первотолчок, то есть, Бога. Для диалектиков источник движения находится внутри материи, и таким источником, по их мнению, является раздвоение единого на противоположные стороны и борьба между ними. Механистическим материализм был потому, что в XVII веке философия опиралась на научное знание, а из всех естественных наук наиболее развита была механика. Отсюда – историческая ограниченность материализма XVII века, так как из всех форм движения материи он знает только механическое – перемещение в пространстве и вращение. Однако исторической ограниченности не смог избежать ни один период истории философии, потому при характеристике этой формы материализма, следует делать акцент не на его ограниченности по сравнению с более поздним периодом, а на его заслугах, его величии в сравнении с предыдущей эпохой – Средними веками и связанным с ними Возрождением. Антропологический материализм французских просветителей XVIII века Поля Анри Гольбаха, Клода Адриана Гельвеция, немецкого классика XIX века Людвига Фейербаха, русского философа XIX века Николая Гавриловича Чернышевского. Для них главная философская проблема – человек, телесный, природный, и перспективы развития общества. Решается эта проблема на основе новой идеи – общественного прогресса, совершающегося благодаря такому двигателю, как природа человека, включающая в себя личный интерес, эгоизм, стремление к наслаждениям. Вульгарный материализм середины XIX века, Оскара Фогта, Людвига Бюхнера и Якоба Молешотта. Эти врачи и философы отождествляли сознание с материей, отрицали качественную специфику сознания, его отличие от материи, считая что мозг также автоматически выделяет мысль, как печень выделяет желчь. Диалектический и исторический материализм Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), развитие которого осуществлялось Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, К. Каутским, Э. Бернштейном и учеными-марксистами разных стран в течение ХХ века. Ф. Энгельс, в трудах которого «Диалектика природы», «Анти-Дюринг» и других получил развитие диалектический материализм, рассматривает материю в качестве несотворимой и неуничтожимой. Ее атрибутами, то есть, неотъемлемыми свойствами, он считает движение, пространство и время, а общество и человека – высшей формой движения материи сознание же – свойством высокоорганизованной материи, человеческого мозга. Эта форма материализма включает открытое Марксом материалистическое понимание истории как естественного и закономерного процесса. Маркс сформулировал законы общественного развития, в частности, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, по которому и осуществляется прогресс, то есть, переход от одной общественно-экономической формации к другой, при этом, целью прогресса является гармоничная личность в гармоничном обществе. Исторические формы идеализма: объективный и субъективный Идеализм – это такое направление в философии, представители которого считают, что сознание первично, а материя – производна, вторична, сотворена. При этом сознание понимают двояко: 1) как объективное, космическое, независимое от человека, сознание во Вселенной, которое сотворило материальный мир, так же как это сделал Бог. Это направление объективного идеализма Платона, Плотина, Гегеля. Для них существует некое «умное место» в космосе – «мир идей», «единое», «мировой разум», которое является творцом материи, ее прообразом или идеальной копией. Поскольку «мир идей» существует вне нашего сознания, независимо от нас, идеализм называется объективным; 2) как индивидуальное человеческое сознание, которое основано на ощущениях, а, следовательно, является комплексом этих ощущений и творит мир как некую фантазию в своей собственной голове. Это направление субъективного идеализма Беркли, Юма и Фихте. Он сосредоточен на вопросах познания мира и основывается на идее недоверия к показаниям наших органов чувств. Для них весь мир есть комплекс индивидуальных ощущений. Единственное знание, которое они считают достоверным – знание о собственном существовании. Существование какой бы то ни было реальности вне и независимо от человека они считают неприемлемым, либо проблематичным. Беркли, например, боролся с понятием «материя», считая его вредным и путаным. Скептицизм, агностицизм и солипсизм – разновидности субъективного идеализма, от сомнения до полного отрицания существования и познаваемости мира. Современные подходы к определению предмета философии В современном мире выделяют три основных подхода к определению предмета, задач и сущности философии: доктринальный, инструментальный и экзистенциальный. [13] Доктринальный подход предлагает религиозная философия неотомизма, восходящая к Фоме Аквинскому. Предметом философии и критерием истинности знания она считает Откровение. Вера контролирует разум. Инструментальный подход представлен такими направлениями, как логический позитивизм, прагматизм, аналитическая философия. Предмет философии фактически сужается до конкретно-научных задач поля деятельности (социология, логика), потому что в основу философии положены практические результаты, помогающие людям жить. Экзистенциальный подход разработан в персонализме, философии жизни, экзистенциализме. Предметом философии считается смысл и ценность человеческого существования. Философию невозможно понять, не ознакомившись с ее историей, поскольку постановка и разработка философских проблем всегда носит авторский характер. Русский философ Лев Шестов назвал изучение философии "странствованием по душам"[14]. Философия состоит из учений, понимаемых вместе с творческими биографиями их создателей на фоне мировоззрения эпохи и в контексте культурного наследования предыдущих философских идей. Учения великих философов сохраняют свою образцовость и действенность, продолжается наш диалог с ними, поскольку проблемы, поставленные ими, всегда современны и актуальны. Л. Шестов пишет: «В философии закон наследственности так же властно и нераздельно царит, как во всех других областях органического бытия. После Гегеля никто не смеет думать, что философам дано «свободно» мыслить и искать. Философ вырастает из прошлого, как растение из почвы».[15] Основной периодизации истории европейской философии является учение К.Маркса о развитии и смене общественно-экономических формаций. Европейская философия включает четыре основных периода, это: 1) античная философия – около тысячи лет с 585 года до нашей эры, когда Фалес предсказал солнечное затмение, по 529 год нашей эры, когда Юстиниан закрыл Академию Платона. Данный период соответствует рабовладельческому строю. Включает следующие этапы: а) ранняя греческая философия; б) классическая греческая философия; в) эллинистическая философия; г) римская философия. 2) средневековая философия – со II по XVI века. Соответствует феодальному строю. Включает этапы: а) апологетика II-III века; б) патристика IV-V века; в) схоластика XI-XIV века; 3)философия Ренессанса XIII– XVI века – между средневековьем и новым временем. Была подготовлена почва для свободного исследования истины. 4) философия Нового времени: с семнадцатого века по настоящее время. Развивается на основе буржуазного строя. Вопросы для самоконтроля 1. Для чего нужна философия? Когда и где она появилась? 2. Почему положительным является опыт всех философских направлений? 3. Чем отличается философия от других форм мировоззрения? 4. Какую роль играет методологическая функция философии? 5. От чего спасает рефлексивная функция философии? 6. В чем смысл аксиологической (ценностной) функции философии? 7. Почему язык философии, как и язык музыки не знает границ и национальных различий? 8. Сформулируйте основной вопрос философии и назовите его две стороны. 9. Назовите основные элементы структуры философского знания. 10. Назовите исторические формы материализма. 11. Назовите исторические формы идеализма. 12. Каковы современные подходы к определению предмета философии? Рекомендуемая литература 1. Гриненко Г.В. История философии. Учебник. 2-е изд. М. Юрайт. 2007. 2. Грядовой Д.И. История философии. Учебник. Древний мир. Античность. Кн. 1. М., Юнити. 2009. 3. Грядовой Д.И. История философии. Учебник. Средние века. Возрождение. Новое время. Кн. 2. М., Юнити. 2009. 4. Ермакова Е.Е. Философия. М., Высшая школа. 2000. 5. Спиркин А.Г. Философия. М. Гардарики. 2008. 6. Философия. Учебник. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко проф. В.П. Ратникова. 2-е изд. М., Юнити. 2007.
Дополнительная литература 7. Грецкий М.Н. Структурализм К.Леви-Строса и проблема гуманизма. // В кн.: Французская философия сегодня. М., Наука, 1989. 8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // В кн.: Философия, мифология, культура. М., 1991. 9. Соловьев В.С. Исторические дела философии. // Вопросы философии. 1988, № 8. 10. Сорокин П.А.Кризис нашего времени // В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М., Издательство политической литературы. 1992. 11. Шестов Л. Дерзновения и покорности // В кн.: Лев Шестов Сочинения в двух томах. Т. 2. 12. Шестов Л. На весах Иова (Странствования по душам) // Лев Шестов Сочинения в 2-х томах. М., Наука. Т. 2. 13. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв., М., 1979, Т.3, 14. Юшкевич П. О сущности философии. // Философские науки, 1990, № 9. 15. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // В кн.: Смысл и назначение истории. М., 1994.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |