Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет философии 2 страница




Существует религиозная мифология (догматы о Святой Троице, о со­творении мира и т.д.), а искусство с его ус­ловностью, вообще невозможно без мифов. Любое историческое событие, биография ка­ждой личности всегда есть миф. Вещи вокруг нас, наш облик – все мифично. Например, один по своему виду напоминает сову, другой – хомячка, третий – собаку и т.д. Степь, за­литая солнцем, и она же – освещенная луной, рождают в душе со­вершенно разные образы, эмоции, ассоциации. Философия отличается от мифологии, как и от религии, логичностью и рациональностью, хотя это не мешает возникновению мифов на почве самой философии (например, каждое направление – идеализм, материализм, дуализм – страдает и односторонно­стью и мифичностью).

Мы убеждаемся, что все эти формы мировоззрения гармонично допол­няют друг друга и способствуют созданию наиболее полной картины мира и человека в нем. В полной мере все эти формы мировоззрения присутствуют в каждом из нас.

Методологическая функция философии тесно связана с мировоззрен­ческой функцией, и в определенном смысле совпадает с ней. Уже само фило­софское мировоз­зрение может служить методом исследования. Например, такие исторические типы миро­воззрения как материалистическая диалектика, или неотомизм – есть одновременно раз­ные методологии. Фило­софия появи­лась, как мета-наука, «наука наук», и занялась поис­ком метода достижения истинного знания. В IV веке до н.э. Аристотель разработал де­дуктивный ме­тод в логике, который многие века стимулировал и продолжает обеспечи­вать рост научного знания. В XVII веке родоначальник английского материа­лизма Фрэн­сис Бэкон предложил индуктивную логическую модель, тесно связанную с эксперимен­тальной научной деятельностью. Тогда появи­лась противоположность научных методов эмпиризма и рационализма в фи­лосо­фии и частных науках. В это же время появился метод интеллектуаль­ной интуиции в рамках рационализма Рене Декарта. Основная слабость ме­тодо­логии Нового времени – ее механистический, метафизический характер. Что значит «механистический»? Это перенесение законов механики на более сложные формы движе­ния материи, такие как социальная или биологическая. Например, сравнение человека и животных со сложными машинами (Де­карт), деятельности государства – с функциями ор­ганизма (Гоббс).

В качестве методологии филосо­фия имеет дело не с вещами и явлениями, а со знанием о них. Она связана с разработкой учения о структуре, логической организации, ме­тодах и сред­ствах деятельности. Философия предлагает естественным и гу­манитарным дисциплинам в пре­делах определенного мировоззрения наибо­лее общие принципы и методы как инструменты познания. В ча­стности к та­ким методам относятся ме­тафизический метод, авторами которого являются философы Нового времени и диалектический метод Гегеля.

Рефлексивная функция философии представляет собой самоанализ и самокритику. Она направлена против самодовольства и догматизма в фило­софии, не позволяет авторам счи­тать свои выводы единственно верными, не позволяет оценивать то или иное обществен­ное бытие как единственно воз­можное и наилучшее. Интеллектуальным завоеванием фи­лософии является свободный и творческий поиск вариантов ценностного и социального по­рядка в мире. Этот путь был трудным. Существовали целые эпохи, зани­мающие сотни и даже тысячи лет, в течение которых в определенных регио­нах господствовала какая-ни­будь единственно верная парадигма, без вариан­тов, например, религиозная в средневеко­вой Европе, или, наоборот, материа­листическая, марксистская в ХХ веке в СССР. Наибо­лее приемлемой для развития личности является плюралистическая картина мира, предос­тавляю­щая возможность самостоятельного изучения и выбора.

Аксиологическая (ценностная) функция философии. В отличие от науки, философия ставит задачу формирования духовных ценностей, то есть того, что «должно быть», а не только изучения того, «что есть». Она высту­пает как творец и хранитель идеалов культуры (например, таких как сво­бода и ответственность). Как го­ворил Ницше, ниспровергатель старых патриар­хальных ценностей, не вокруг нового шума, а вокруг новых ценностей вра­щается мир, и он враща­ется не­слышно. Он имел в виду такие ценности, как человече­ская жизнь, религия, идеи равенства, социализма и прогресса, мило­сердия, почтитель­ного отношения к ро­дителям. Положительное или отрица­тельное отношение к перечисленным ценностям формируется именно в котле фило­софского поиска. Дума­ется, в связи с этим, на философии лежит огром­ная ответственность за про­паганду определенных ценностей и определенного образа жизни. В этом слу­чае любой, даже самый незаметный оратор от фило­софии возлагает на себя такую же ответственность, как и всемирно извест­ные учи­теля человечества. Таким образом, аксиологическая функция фило­софии связана с воспи­тательной и образовательной функцией.

Коммуникативная функция философии. Это не просто функция обще­ния людей. Фило­софствование – это безграничная коммуникация (общение) между абсолютно сво­бод­ными и равными людьми и народами. Цель фило­софствования – стать подлинным человеком через понимание бытия, обрести смысл жизни, который выше всех целей в мире, и никогда не превращать другого человека в средство для достижения своих целей. Основой, на кото­рой может произойти объединение всех людей должен быть опыт. Появление философии (и миро­вых религий) одновременно в трех регионах в осевое время, по мнению Яс­перса, есть троякая историческая модификация, кото­рая призывает нас к безграничной комму­никации. Требование этой коммуни­кации, основанное на историческом факте, на наличии трех истоков осевого времени, – лучшее средство против ошибочного представления об исключи­тельности истины какого-либо одного вероучения. Притязание на исключи­тель­ность, это выра­жение фанатизма, высокомерия, самообмана, основан­ного на воле к вла­сти.[11]

Философское знание интегративно, в нем слиты воедино две пара­дигмы: научная, ставящая целью познание объективной истины и открытая для критики полученных результатов; и ценностная, заинтересованная в по­иске критериев человеческого счастья.

Структура философского знания традиционно включает обязательные элементы: онтологию (учение о бытии), гносеологию (теорию познания), со­ци­альную философию (учение об обществе), философскую антропологию (учение о человеке), логику (учение о законах и формах непротиворечивого мышления), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном и без­образном в искусстве и в действительности). В процессе исторического раз­вития философии появились такие её разделы, как философия жизни, фило­софия языка, философия природы, философия хозяйства, философия права, философия истории, философия образования и воспитания, философия рели­гии, философия откровения, оккультная философия, философия науки и техники, философия культуры. В настоящее время каждый из этих разделов философии является самостоятельной философской дисциплиной. В составе философии остались два обязательных для ее сущности раздела: онтология и гносеология.

Слово онтология образовано из греческих слов: «ontos» – бытие и «lo­gos» – слово, переводится как учение о бытии.

Впервые учение о бытии появилось в ранней греческой философии в конце VI – начале V века до н.э. в трудах элеатов Ксенофана, Парменида и Зенона.

Платон и Аристотель отводили онтологии центральное место.

Фридрих Энгельс (1820-1895) в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) сформулировал основной вопрос философии, как вопрос об отношении мышления к бытию[12], и выделил в нем две стороны:

1) онтологическую: что первично – мышление или бытие (при этом бы­тие понимается как материя)?

2) гносеологическую: может ли человек и человечество познать мир? Достаточны наши органы чувств и наш разум для объективного познания мира?

Из решения онтологической стороны основного вопроса философии сложилась противоположность двух монистических взглядов на мир – мате­риализма (линии Демокрита) и идеализма (линии Платона).

Кроме монистического философское мировоззрение может быть, дуа­листическим и плюрали­стическим. Французский философ Нового времени Декарт (1596-1650) был дуалистом, считая и материю, и сознание независи­мыми друг от друга рав­ноправными первичными субстанциями.

Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) являлся создателем идеали­стического плюрализма. В основе мира, согласно мысли Лейбница, лежит бесконечное множество живых, индивидуально неповторимых, невидимых глазу монад.

Русско-американский философ Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) создал направление интегрализм, которое относится преимуще­ственно к учению об обществе.

Материализм – это такое направление в философии, представители которого считают материю первичной субстанцией, а сознание вторичным, производным от материи свойством. Понятие «материя» было выработано в греческой классической философии Платоном и Аристотелем и означало не­оформленное небытие, или чистую потенцию. Слово «материя» (materia) – латинский перевод древнегреческого термина hylē, который первоначально обозначал дерево, строительные леса, материал вообще.

Материалисты разных стран и эпох: Демокрит, Фрэнсис Бэкон, Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Николай Гаврилович Чернышевский, Георгий Вален­тинович Плеханов. Материализм в истории существовал в разных формах.

Стихийный, наивный, созерцательный материализм древних греков и римлян: Фалеса, Демок­рита, Гераклита, Эпикура, Лукреция Кара. Наука того времени находилась в зачаточном состоянии, опе­реться на конкретное науч­ное знание было невозможно. Это, од­нако, не мешало появле­нию гениальных открытий, прозрений и обобщений.

Метафизический, механистический материализм философов Нового времени (XVII века): Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Пьера Гассенди, Поля Анри Гольбаха, Дени Дидро, Жюльена Офре де Ламетри. Термин «метафи­зический» озна­чает решение проблемы метода познания в филосо­фии. Мета­физический метод противо­стоит диалектическому методу в реше­нии вопроса об источнике движения материи. Ме­тафизики ищут причину движения вне материи и вынуждены считать такой причиной мощный первотолчок, то есть, Бога. Для диалектиков источник движения находится внутри материи, и таким источником, по их мнению, является раздвоение единого на противо­положные стороны и борьба между ними. Меха­нистическим материализм был потому, что в XVII веке философия опи­ралась на научное знание, а из всех естественных наук наиболее развита была механика. Отсюда – исто­ри­ческая ограничен­ность материализма XVII века, так как из всех форм движе­ния ма­терии он знает только механическое – перемещение в пространстве и вращение. Однако историче­ской ограниченности не смог избежать ни один период истории философии, по­тому при характеристике этой формы мате­риализма, следует делать акцент не на его огра­ниченности по сравнению с более поздним периодом, а на его заслугах, его величии в сравнении с преды­дущей эпохой – Средними веками и связанным с ними Возрождением.

Антропологический материализм французских просветителей XVIII века Поля Анри Гольбаха, Клода Адриана Гельвеция, немецкого классика XIX века Людвига Фейербаха, русского философа XIX века Николая Гаври­ловича Чернышевского. Для них главная фи­лософская проблема – че­ловек, телесный, природный, и перспективы развития об­щества. Решается эта про­блема на основе новой идеи – общественного про­гресса, совершающегося благодаря такому двигателю, как природа человека, вклю­чающая в себя лич­ный интерес, эгоизм, стремление к наслаждениям.

Вульгарный материализм середины XIX века, Оскара Фогта, Людвига Бюхнера и Якоба Молешотта. Эти врачи и философы отождествляли созна­ние с материей, отрицали качественную специфику сознания, его отличие от материи, считая что мозг также автоматически выделяет мысль, как печень выделяет желчь.

Диалектический и исторический материализм Карла Маркса (1818-1883) и Фрид­риха Энгельса (1820-1895), развитие которого осуществлялось Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, К. Каутским, Э. Бернштейном и учеными-марксистами разных стран в течение ХХ века.

Ф. Энгельс, в трудах которого «Диалектика природы», «Анти-Дюринг» и других получил развитие диалектический материализм, рассматривает ма­терию в качестве несотворимой и неуничтожимой. Ее атрибутами, то есть, неотъемлемыми свойствами, он считает движение, пространство и время, а общество и чело­века – высшей формой движения материи сознание же – свойством высокоорганизованной материи, человеческого мозга. Эта форма ма­териализма включает открытое Мар­ксом материалистическое понимание истории как естественного и законо­мерного про­цесса. Маркс сфор­мулировал законы общественного раз­вития, в частности, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, по кото­рому и осущест­вля­ется прогресс, то есть, пе­реход от одной общественно-экономиче­ской формации к другой, при этом, целью про­гресса является гар­моничная личность в гармо­ничном обществе.

Исторические формы идеализма: объективный и субъективный

Идеализм – это такое направление в философии, представители кото­рого считают, что сознание первично, а материя – производна, вторична, со­творена. При этом сознание понимают двояко:

1) как объективное, космическое, независимое от человека, сознание во Вселенной, которое сотворило материальный мир, так же как это сделал Бог. Это направление объективного идеализма Платона, Плотина, Гегеля. Для них существует некое «умное место» в космосе – «мир идей», «единое», «миро­вой разум», которое является творцом материи, ее прообразом или идеальной копией. Поскольку «мир идей» существует вне нашего сознания, независимо от нас, идеализм называется объек­тивным;

2) как индивидуальное человеческое сознание, которое основано на ощущениях, а, следовательно, является комплексом этих ощущений и творит мир как некую фантазию в своей собственной голове. Это направление субъ­ективного идеализма Беркли, Юма и Фихте. Он сосредоточен на вопросах познания мира и ос­новывается на идее недоверия к показаниям наших орга­нов чувств. Для них весь мир есть комплекс индивидуальных ощущений. Един­ственное знание, которое они считают досто­верным – знание о собст­венном существовании. Существование какой бы то ни было реальности вне и независимо от человека они считают неприемлемым, либо проблематич­ным. Беркли, например, боролся с понятием «материя», считая его вредным и путаным.

Скептицизм, агностицизм и солип­сизм – разновидности субъективного идеализма, от сомнения до полного от­рицания существования и познаваемости мира.

Современные подходы к определению предмета философии

В современном мире выделяют три основных подхода к определению предмета, задач и сущности философии: доктринальный, инструментальный и экзистенциальный. [13]

Доктринальный подход предлагает религиозная философия неотомизма, восходящая к Фоме Аквинскому. Предметом философии и критерием истинности знания она считает Откровение. Вера контро­лирует разум.

Инструментальный подход представлен такими направлениями, как логический пози­тивизм, прагматизм, аналитическая философия. Предмет философии фактически сужается до конкретно-научных задач поля деятельности (социология, логика), потому что в основу философии положены практические результаты, помогающие людям жить.

Экзистенциальный подход разработан в персонализме, философии жизни, экзистенциа­лизме. Предметом философии считается смысл и цен­ность человеческого су­ществования.

Философию невозможно понять, не ознакомившись с ее историей, по­скольку поста­новка и разработка философских проблем всегда носит автор­ский характер. Русский фи­лософ Лев Шестов назвал изучение философии "странствованием по душам"[14]. Философия состоит из учений, понимаемых вместе с творческими биографиями их создателей на фоне мировоззрения эпохи и в контексте культурного наследования предыдущих философских идей. Учения великих философов сохраняют свою образцовость и действен­ность, продолжается наш диалог с ними, поскольку проблемы, поставленные ими, всегда современны и актуальны. Л. Шестов пишет: «В философии закон наследственности так же властно и нераздельно царит, как во всех других областях органического бытия. После Гегеля никто не смеет думать, что фи­лософам дано «свободно» мыслить и искать. Философ вырастает из про­шлого, как растение из почвы».[15]

Основной пе­риодизации истории европейской философии является учение К.Маркса о развитии и смене общественно-эко­номических формаций.

Европейская философия включает четыре основных периода, это:

1) античная философия – около тысячи лет с 585 года до нашей эры, когда Фалес пред­сказал солнечное затмение, по 529 год нашей эры, когда Юстиниан закрыл Акаде­мию Платона. Данный период соответствует рабо­владельческому строю.

Включает следующие этапы:

а) ранняя греческая фи­лософия;

б) классическая греческая философия;

в) эллинистическая филосо­фия;

г) римская философия.

2) средневековая философия – со II по XVI века. Соответствует фео­дальному строю.

Включает этапы:

а) апологетика II-III века;

б) патристика IV-V века;

в) схоластика XI-XIV века;

3)философия Ренессанса XIII– XVI века – между средневековьем и новым временем. Была подготовлена почва для свободного исследования истины.

4) философия Нового времени: с семнадцатого века по настоящее время. Развивается на основе буржуазного строя.

Вопросы для самоконтроля

1. Для чего нужна философия? Когда и где она появилась?

2. Почему положительным является опыт всех философских направлений?

3. Чем отличается философия от других форм мировоззрения?

4. Какую роль играет методологическая функция философии?

5. От чего спасает рефлексивная функция философии?

6. В чем смысл аксиологической (ценностной) функции философии?

7. Почему язык философии, как и язык музыки не знает границ и националь­ных различий?

8. Сформулируйте основной вопрос философии и назовите его две стороны.

9. Назовите основные элементы структуры философского знания.

10. Назовите исторические формы материализма.

11. Назовите исторические формы идеализма.

12. Каковы современные подходы к определению предмета философии?

Рекомендуемая литература

1. Гриненко Г.В. История философии. Учебник. 2-е изд. М. Юрайт. 2007.

2. Грядовой Д.И. История философии. Учебник. Древний мир. Античность. Кн. 1. М., Юнити. 2009.

3. Грядовой Д.И. История философии. Учебник. Средние века. Возрождение. Новое время. Кн. 2. М., Юнити. 2009.

4. Ермакова Е.Е. Философия. М., Высшая школа. 2000.

5. Спиркин А.Г. Философия. М. Гардарики. 2008.

6. Философия. Учебник. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко проф. В.П. Ратникова. 2-е изд. М., Юнити. 2007.

 

Дополнительная литература

7. Грецкий М.Н. Структурализм К.Леви-Строса и проблема гуманизма. // В кн.: Французская философия сегодня. М., Наука, 1989.

8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // В кн.: Философия, мифология, куль­тура. М., 1991.

9. Соловьев В.С. Исторические дела философии. // Вопросы философии. 1988, № 8.

10. Сорокин П.А.Кризис нашего времени // В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М., Издательство политической литературы. 1992.

11. Шестов Л. Дерзновения и покорности // В кн.: Лев Шестов Сочинения в двух томах. Т. 2.

12. Шестов Л. На весах Иова (Странствования по душам) // Лев Шестов Со­чинения в 2-х томах. М., Наука. Т. 2.

13. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филосо­фии // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв., М., 1979, Т.3,

14. Юшкевич П. О сущности философии. // Философские науки, 1990, № 9.

15. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // В кн.: Смысл и назначение исто­рии. М., 1994.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.