КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Результаты исследования Фидлера показывают, что самым эффективным стилем руководства в случаях 1, 2, 3, 8 будет ориентация на задачу
Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства - это быстрота действия и принятия решения, единство цели и строгий контроль за работой подчиненных. Таким образом, для успешности производства автократичный стиль изначально является эффективным инструментом достижения целей организации при условии, что исполнители охотно сотрудничают с руководителем. В этой ситуации самым подходящим будет стиль руководства, ориентированный на задачу, потому что отношения между руководителем и подчиненными уже хорошие. Поэтому руководителю не нужно тратить много времени на поддержание этих отношений. Кроме того, поскольку руководитель имеет значительную власть, а задача имеет рутинный характер, подчиненные повинуются указаниям руководителя и почти не нуждаются в помощи. Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения, по мнению Фидлера, наиболее эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях 4, 5, 6 (ситуация 7 одинаково хороша для обоих типов поведения руководителя). В таких ситуациях у руководителя нет достаточной власти, чтобы обеспечить полное сотрудничество подчиненных. Но, в противоположность неблагоприятной ситуации 8, здесь подчиненные активно не ищут любого повода для возмущения. В большинстве случаев исполнители в целом склонны делать то, чего хочет от них руководитель, если им объяснить, для чего это делается и предоставить возможность выполнить его желание. Если руководитель уж слишком сосредоточен на задаче, он рискует вызвать антагонизм исполнителей и тем самым способствовать проявлению потенциальных недостатков этого стиля. Такая сосредоточенность на задаче снижает влияние руководителя. В целом использование рассматриваемой модели ведется по следующим основным направлениям. Модель позволяет подбирать руководителя в соответствии со сложившейся в организации или группе ситуацией и предполагает, что через обучение и опыт все-таки можно улучшить способности лидера (в частности, лидера, ориентированного на отношения) использовать власть и влияние в условиях наилучшего благоприятствования. Модель также показывает путь изменения ситуации, если нельзя по каким-то причинам сменить руководителя. Однако и сам руководитель может предпринять ряд необходимых мер для изменения ситуации в свою пользу, включая: 1. Изменение уровня отношений с подчиненными - Больше (меньше) тратить свое неформальное время на общение с подчиненными (обед, спорт и т.д.); - Подобрать нужных себе людей; - Выявить наставников к тем, в ком не уверены; - Поднять мораль у подчиненных, добившись осязаемых результатов; 2. Изменение уровня структурированности работы - В случае желания иметь менее структурированную работу: напроситься на трудное и необычное задание; передать часть решений по работе подчиненным; - В случае желания иметь более структурированную работу: заручиться инструкциями свыше, разделить работу на более мелкие и структурированные части или этапы; 3. Изменение уровня позиционной власти в организации - В сторону повышения: используя всю имеющуюся власть, показать подчиненным, кто есть кто; обеспечить получение информации последователями только через Вас; - В сторону понижения: призвать подчиненных к участию в управлении; делегировать часть власти заместителям и помощникам.
3. Модель ситуационного лидерства Херсея - Бланчарда Модель не предполагает поиска одного единственно верного пути для достижения эффективного лидерства, а делает упор на ситуационность лидерской эффективности. Одним из ключевых факторов модели является«зрелость» последователей.Согласно авторам, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорей характеристикой конкретной ситуации. Соответственно, руководитель может менять свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы. Руководитель определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями. Зрелость включает две составляющие. - профессиональная зрелость — это знания, умения, навыки, опыт и способности в целом (высокий уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях); - психологическая зрелость — соответствует желанию выполнять работу или мотивированность работник (высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению первых к работе, так как они уже внутренне мотивированы). Авторы выделяют 4 стадии зрелости последователей: Ml. Люди не способны и не желают работать; они либо некомпетентны, либо не уверены в себе; М2. Люди не способны, но желают работать; у них есть мотивация, но нет навыков и умений; МЗ. Люди способны, но не желают работать; их не привлекает то, что предлагает руководитель; М4. Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер. В зависимости от степени зрелости последователей лидер должен корректировать свои действия, относящиеся к установлению отношений с подчиненными и по структурированию самой работы. Таким образом, модель строится на определении лидером соответствующих сложившейся ситуации уровней для поведения в области отношений (поддержка последователей) и для поведения, относящегося к работе (директивность). Ситуационная модель Херси - Бланчара (рис. 3), определяет 4 стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: - S1 (Давать указания); - S2 (Продавать); - S3 (Участвовать); - S4 (Делегировать).
Рис. 3. Ситуационная модель Херси - Бланчара
Стиль S1 требует от руководителя большую ориентацию на задачу и малую на отношения. Годится для исполнителей с малым уровнем зрелости (Ml), которые либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, и которым требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль. Стиль S2 в равной степени ориентирован на задачу и на отношения. Исполнители хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают умеренным уровнем зрелости (М2). Таким образом, руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы давать конкретные инструкции подчиненным относительно того, что и как надо делать, но в то же время поддерживает их желание и энтузиазм выполнять задание под свою ответственность. Стиль S3 учитывает умеренно высокую зрелость исполнителей (МЗ). В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Для руководителя, сочетающего низкую степень ориентированности на задачу и высокую степень - на человеческие отношения, наиболее приемлемым будет стиль, основанный на участии в принятии решений подчиненных, которые знают, что и как надо выполнять, и которым не требуется конкретных указаний. Стиль S4 характерен для ситуации с высокой зрелостью исполнителей (М4) и требует минимального участия руководителя. Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями, так как подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей ответственности и причастности к задаче. В результате руководитель позволяет подчиненным действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они способны делать все это сами по отношению друг к другу.
4. Модель лидерства «путь — цель» Хауза - Митчелла Данная модель в своей основе базируется на мотивационной теории ожидания. Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Термин «путь — цель» предполагает, что руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Руководитель может повлиять на подчиненных, увеличив личную выгоду от достижения подчиненными цели заданной работы. По замыслу авторов приемами и средствами влияния руководителя на пути к достижению целей могут быть: - разъяснение того, что ожидается от подчиненного; - оказание поддержки, посредничество и устранение сковывающих помех; - направление усилий подчиненных на достижение целей; - формирование у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить; - удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута. Модель констатирует, что эффективный лидер — это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. При реализации модели эффективными стилями руководства могут быть: 1. Стиль поддержки — аналогичен стилю руководителя, ориентированного на человеческие отношения. 2. Стиль, поощряющий участие (сильный акцент на консультации). Руководитель делится с подчиненными имеющейся информацией и использует их идеи и предложения для принятия решения. 3. Стиль, ориентированный на достижения. Руководитель стремится добиться высокой производительности путем постановки перед сотрудниками высокой цели в ожидании, что они будут работать в полную силу своих возможностей, и вселяя в них уверенность, что они — это смогут сделать. 4. Инструментальный стиль — аналогичен стилю руководителя, ориентированного на работу. Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчиненными, зависит от двух ситуационных факторов: личные качества подчиненных, требования и воздействия внешней среды. При выборе стиля руководства необходимо руководствоваться следующими рекомендациями: - Стиль поддержки будет самым подходящим, если у подчиненных наблюдается большая потребность в самоуважении и групповой принадлежности. Он является более подходящим, когда задачи уже структурированы. Этот стиль будет также уместен, если задание не в полной мере удовлетворяет подчиненных. - Стиль, ориентированный на достижение, целесообразно применять в ситуациях, когда подчиненные сотрудники стремятся к высокому уровню выработки и уверены, что способны достичь его. - Стиль, поощряющий участие (в принятии решений) следует выбирать с подчиненными, которые верят в свое влияние на внешнюю среду. В противном случае следует применять инструментальный стиль. - Инструментальный стиль уместен, если у подчиненных существует сильная потребность в автономии и самовыражении. Этот стиль будет также предпочтителен в ситуациях, в которых характер задачи не вполне однозначен.
5. Модель ситуационного лидерства Стинсона - Джонсона Данная модель исходит из того, что зависимость между поведением (стилем) лидера и структурой работы (задания) является более сложной, чем это представлено в модели «путь — цель». Модель констатирует, что хотя интерес к отношениям со стороны лидера более важен в случае, когда последователи выполняют высокоструктурированную работу, уровень интереса к работе при этом должен определяться лидером в зависимости как от характеристик последователей, так и характера самой работы, выполняемой ими. Согласно модели высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях: - работа высоко структурирована и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости. При этом они обладают большими знаниями и опытом, чем им необходимо для выполнения работы; - работа неструктурирована, и последователи не испытывают потребности в достижении и независимости. К тому же их знания и опыт ниже необходимого уровня. Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях: - работа высоко структурирована и последователи не испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта для выполнения данной работы; - работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения данной работы. На рис. 6 показано поведение лидера в различных комбинациях структурированности работы и возможностей последователей. Модель убеждает ее пользователей, что характеристики последователей являются критическими при выборе лидером эффективного стиля.
Рис. 4. Модель Стинсона —Джонсона
6. Ситуационная модель принятия решений Врума — Йеттона — Яго Одной из наиболее современных в объяснении ситуационного лидерства является модель, предложенная В.Врумом и Ф.Йеттоном, которая позже была существенно дополнена с участием А.Яго [Вих]. Аналогично модели «путь —цель» данная модель предлагает определять эффективный лидерский стиль в зависимости от ситуации. Основным отличием модели является ее ориентированность только на один аспект лидерского поведения — привлечение подчиненных к участию в принятии решений. Соответственно лидеру предлагается концентрировать внимание на проблеме, которая должна быть решена, и на ситуации, в которой проблема возникла. Подразумевается также, что ряд социальных процессов может оказать влияние на уровень участия подчиненных в решении проблем. Главной идеей модели является то, что степень или уровень привлечения подчиненных к участию в принятии решения зависит от характеристик ситуации. В соответствии с моделью не существует одного единственно верного способа принятия решения, пригодного для всех ситуаций. После анализа и оценки каждого аспекта проблемы лидер определяет, какой стиль, с точки зрения участия подчиненных в принятии решения, ему лучше использовать. В рамках предложенной модели авторы разработали 7 критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные — руководитель» при принятии решения, и модель процесса принятия самого решения («дерево решения»). Критериями оценки учета возможного поведения подчиненных при принятии решения руководителем являются: 1) качество решения; 2) наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения; 3) степень структуризации проблемы; 4) значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения; 5) определенная вероятность (на основании опыта), что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных; 6) степень мотивации подчиненных, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы; 7) степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы. Согласно точке зрения авторов, модель исходит из 5 стилей (рис.6), которые могут быть использованы руководителем с учетом разрешенной им степени участия подчиненных в принятии решения и ситуации. Начиная с левой стороны, руководитель, последовательно отвечая на каждый вопрос, находит таким образом критерий проблемы и, в конечном счете, подбирает соответствующий стиль руководства. АI - Руководитель сам решает проблему или принимает решение, используя имеющуюся у него на данный момент информацию. AII - Руководитель получает необходимую информацию от подчиненных и затем сам решает проблему. Получая информацию, руководитель может сказать или не сказать подчиненным, в чем состоит проблема. Роль подчиненных в принятии решений ограничена предоставлением информации, но не поиском или оценкой решений. CI - Руководитель излагает проблему своим подчиненным индивидуально (тем, кого она касается) и выслушивает их идеи и предложения, но не собирает подчиненных вместе (в одну группу). После чего руководитель самостоятельно принимает решение, которое учитывает или не учитывает мнение подчиненных. СII - Руководитель излагает проблему группе подчиненных, коллектив выслушивает все идеи и предложения членов группы. Руководитель принимает решение с учетом или без учета высказанных идей и предложений подчиненных. GII - Руководитель излагает проблему группе подчиненных. Вместе они находят и оценивают решение, пытаясь достигнуть консенсуса при выборе варианта. Роль руководителя схожа с ролью председателя. Руководитель не пытается навязать свое решение и старается принять решение, которое вся группа считает наиболее приемлемым. Рис. 5. Модель принятия решения руководителем Врума—Йеттона—Яго Эти пять стилей представляют континуум, начиная с автократического стиля принятия решения (AI и АII), затем идет консультативный стиль (CI и СII) и завершается ряд стилей полным участием подчиненных в принятии решений (GII). Применение конкретного стиля зависит от характеристик ситуации и проблемы.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |